Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Управление кадров и муниципальной службы

Предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются (статья 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации», статья 8 Федерального закона 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»)

  1. Граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны ежегодно представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
  2. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые муниципальным служащим в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральными законами они не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну.
  3. Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера для установления или определения платежеспособности муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды религиозных или других общественных объединений, иных организаций, а также физических лиц.
  4. Муниципальный служащий, виновный в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера других муниципальных служащих или в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  5. Непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
  6. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
  7. Запросы о представлении сведений, составляющих банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, запросы в правоохранительные органы о проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальных служащих, замещающих указанные должности, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей таких граждан и муниципальных служащих в интересах муниципальных органов направляются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Образец заполнения справки

 Постановление Губернатора Ханты-Мансийского АО - Югры от 15 декабря 2009 г. N 198 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и государственными гражданскими служащими Ханты-Мансийского автономного округа - Югры сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера"

 Постановление Губернатора Ханты-Мансийского АО - Югры от 28 мая 2012 г. N 82 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, муниципальными служащими Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, замещающими должности, включенные в соответствующий перечень, и соблюдения муниципальными служащими Ханты-Мансийского автономного округа - Югры требований к служебному поведению"

 Указ Президента РФ от 23 июня 2014 г. N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"

 Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"

 Постановление Главы города №18 от 25.02.2015 "Об утверждении перечня должностей муниципальной службы органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Сургут, при назначении на которые граждане, при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей"

main

Доклад об особенностях заполнения справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

26 Июля 2013

Доклад
об особенностях заполнения справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
(на семинар-совещание руководителей и специалистов кадровых служб
органов местного самоуправления муниципальных образований
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,
ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений на тему:
«Совершенствование работы в сфере
противодействия коррупции на муниципальной службе»
(в режиме видеоконференции 26.03.2013 г.)

Уважаемые коллеги!
         В своем докладе я хочу остановиться на часто встречающихся вопросах, возникающих при заполнении справок о доходах.
         При подготовке данной информации нами были проанализированы рекомендации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, решения совещаний в Минздравсоцразвития России, разъяснения Минтруда России, а также материалы прокурорского реагирования по результатам проведенных проверок представленных муниципальными служащими справок о доходах.
         С учетом проведенного анализа рекомендуем следующее.
         1. В справке о доходах не отражаются командировочные расходы (включая суточные), а также компенсации расходов на оплату проезда и провоза багажа к месту использования отпуска, в том числе представляемая лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера.
         2. В справку о доходах не вносится сумма налогового вычета (стандартного, имущественного, социального), полученная служащим как налогоплательщиком. Поскольку налоговый вычет – это сумма, которая уменьшает размер дохода, с которого взимается налог.
         3. Если квартира находится в долевой собственности муниципального служащего и его супруги, то сведения о ней отражаются  в подразделе 2.1 «Недвижимое имущество»  служащего и члена его семьи с указанием доли (например, ? доля квартиры). При этом сведения о том, что служащий пользуется долей  объекта недвижимого имущества, не принадлежащего ему на праве собственности, в справку о доходах в подраздел 5.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании» не вносятся.
         4. Сертификат на материнский капитал указывается по факту перечисления денежных средств на счет служащего  или его супруги (супруги).
         5. Средства (бонусы) на накопительных дисконтных картах, предоставленные магазинами розничной торговли, обладателями которых является служащий (члены его семьи), в справке о доходах не отражаются. Аналогично — стоимость льготных авиабилетов, выдаваемых авиакомпаниями в рамках бонусных программ, в справку о доходах не вносится.
         6. Сведения о денежных средствах, полученных от страховой компании на ремонт автотранспортного средства, указываются в пункте 7 раздела 1.
         7. Выплаты от профсоюзных комитетов подлежат указанию в пункте 7 раздела 1, при этом указывается полная стоимость полученных выплат.
         8. По мнению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в подразделе 5.2 сумма финансовых обязательств рассчитывается в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (МРОТ – 5205 рублей).
         Вместе с тем, учитывая положения статьи 3 того же закона (а именно: «Минимальныйразмер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается»), рекомендуем при указании суммы финансовых обязательств руководствоваться положениями статьи 5 Федерального закона № 82-ФЗ (МРОТ – 100 рублей).
         Учитывая, что существующие в настоящее время рекомендации и разъяснения Минздравсоцразвития России не содержат исчерпывающего перечня иных доходов, указываемых в пункте 7 раздела 1 , по нижеследующим вопросам выражаю мнение Депполитики Югры.
         1. Предоставление учащимся муниципальных общеобразовательных учреждений завтраков и обедов осуществляется за счет финансовых средств, передаваемых органам местного самоуправления из бюджета автономного округа в виде субвенций. Поскольку получателем указанных финансовых средств являются муниципальные образовательные учреждения, а не родители учеников, сумма компенсации расходов на питание ребенка в справке о доходах не указываются.
         2. Сумма компенсации родительской платы за посещение ребенком детского дошкольного учреждения должна быть отражена в пункте 7  раздела 1 .
         3. Сумма компенсации части процентной ставки по ипотечному кредиту, указывается в пункте 7 раздела 1  в соответствии со справкой кредитного учреждения о выданных заемных средствах.
         4. Сумма компенсации за медицинское обследование с целью получения заключения медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу, должна быть отражена в пункте 7  раздела 1 справки о доходах.
         5. В случае если ремонт транспортного средства осуществлялся на основании договоренности между страховой компанией и СТО без участия владельца транспортного средства, доход по договору страхования транспортного средства указывается в пункте 7 раздела 1 на основании справки, предоставленной страховой компанией.
         6. Если служащий и его супруга (супруг) являются созаемщиками по кредитному договору, то в справке о доходах сумма финансового обязательства по кредитному договору отражается полностью и у служащего и у его супруги. Поскольку созаемщики по кредитному договору несут бремя солидарной ответственности перед банком, то есть банк вправе предъявить требование по возврату кредита и процентов за его использование к любому из созаемщиков в полном объеме.
         Например, Петров А.А. – служащий, является созаемщиком по кредитному договору со своей женой Петровой И.И. Сумма кредита – 500 тыс. руб.
         Петров должен указать в столбце 5 таблицы 5.2 сумму обязательства в размере 500 тыс. руб, а в столбце 6 таблицы – «созаемщик с супругой Петровой И.И.». Аналогичные сведения служащий должен внести в справку о доходах своей супруги, указав себя в столбце 6 в качестве созаемщика.
         Некоторые особенности отражения в справке сведений о недвижимом имуществе.
         В связи с тем, что сведения представляются на отчетную дату – 31 декабря, рассмотрим следующие варианты, которые должны учитываться при покупке/продаже объектов недвижимости.
         Например, в конце декабря служащий продал квартиру. Договор купли-продажи зарегистрирован 10.12.2012 и документы сданы в регистрационную палату для оформления прав собственности на покупателя. Процедура регистрации в соответствии с законодательством длится 30 дней и право собственности на квартиру у покупателя возникнет только 10.01.2013.
         Таким образом, на отчетную дату служащий всё ещё является собственником квартиры, поэтому информация о квартире отражается в разделе 2.1 Сведения о недвижимом имуществе.
         При этом, учитывая, что доход от продажи получен служащим 10.12.2013, 
         во-первых, служащий должен отразить сумму дохода в  подразделе Иные доходы Раздела 1, указав доход от продажи квартиры;
         во-вторых, до момента получения регистрации права собственности покупателем в январе 2013 года, у служащего на отчетную дату возникает Прочее обязательство финансового характера в размере полученной суммы от продажи квартиры, что следует отразить в подразделе 5.2. Прочие обязательства.
         «Зеркальная» ситуация возникает при приобретении квартиры.
         Например, служащий приобрел квартиру в декабре 2012 года. Договор купли-продажи заключен 07.12.2012 и документы сданы в регистрационную палату, ориентировочная дата регистрации по истечению 30 дней – 06.01.2013. Собственником квартиры служащий на отчетную дату ещё не является, соответственно отражать квартиру в разделе 2.1. Объекты недвижимого имущества не требуется. Но если в договоре купли-продажи указана декабрьская дата, с которой можно въехать в квартиру («дата передачи ключей»), то:
         во-первых, до момента оформления собственности на приобретенную квартиру у служащего возникает Обязательство имущественного характера в виде Объекта недвижимого имущества, находящегося в пользовании, информация о котором отражается в подразделе 5.1. ;
         во-вторых, до момента регистрации нового права собственности,  продавец, по отношению муниципальному служащему будет являться должником, так как если при регистрации прав будут выяснены обстоятельства, препятствующие возникновению нового права собственности, то продавец будет обязан вернуть полученные денежные средства муниципальному служащему. Таким образом, информацию о продавце, как должнике необходимо будет отразить в подразделе 5.2. Прочие обязательства.
         Если же дата «передачи ключей» указана январская, тогда Объекта недвижимого имущества, находящегося в пользовании, нет, а прочие обязательства должника возникают и их необходимо отразить в подразделе 5.2.
         Напоминаю, что право собственности на недвижимое имущество наступает с момента регистрации. Исключением из этого правила является ситуация, предусмотренная в пункте 4 статьи 218 Гражданского кодекса РФ, когда гражданин, являясь членом жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, полностью внесший свой паевой взнос за соответственно квартиру, дачу, гараж и т.п., предоставленные ему кооперативом, становится собственником этого имущества до момента государственной регистрации права собственности. Следовательно, в такой ситуации, недвижимое имущество подлежит отражению в подразделе 2.1. с момента уплаты последней части паевого взноса.
         Рассмотрим еще одну  ситуацию.
         Муниципальный служащий оформил генеральную доверенность на свою бывшую супругу с целью продажи жилого дома, находящегося в другом городе. Бывшая супруга дом продала и купила себе квартиру. Служащий денег от продажи квартиры не получал и в совершении сделки не участвовал.
         Основанием для исключения из подраздела 2.1. «Недвижимое имущество» объекта недвижимого имущества, который был отражен в справке о доходах за предыдущий год, в данном случае будет являться выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о возникновении права собственности на указанный дом у третьего лица, полученная по соответствующему запросу.
         Что касается дохода от продажи жилого дома, то поскольку служащий никаких денег от совершенной сделки купли-продажи не получил, то в разделе 1 справки «Сведения о доходах» сведения не отражаются и рекомендуется к разделу 2.1. справки приложить пояснения служащего о том, на каких условиях из его собственности выбыло недвижимое имущество и почему им не был получен доход от сделки поего отчуждению.
         Рассмотрим ситуацию с кредитными картами.
         Для каждой оформленной кредитной карты в банках также заводятся счета для зачисления, снятия денежных средств. Информацию об этих счетах необходимо отразить в разделе 3. При этом в разделе 5.2 «Прочие обязательства», отображается информация о кредитной карте при условии использования кредитных средств на отчетную дату, превышающих 100 минимальных размеров оплаты труда (10 000 руб.).
         Например:
         Кредитный лимит карты 50000 руб., на 31 декабря задолженность по карте составляла 7 000 рублей. В данной ситуации, в разделе 3 служащий  должен отразить номер счета, а остаток на нём (в данном случае 43 000 руб.), в разделе 5.2. отражать сведения не требуется.
         Друга ситуация. Кредитный лимит карты 50000 руб., на 31 декабря задолженность по карте составляла 16 000 руб. В данной ситуации, в разделе 5.2. Прочие обязательства необходимо отразить сведения о кредите, при этом в графе Сумма обязательства необходимо указать сумму кредитного лимита карты (в данном случае 50 000 руб.).
         В разделе 3. Денежные средства, находящиеся на счетах в банках, следует отразить сведения о счете кредитной карты и его остатке (в данном случае 34000 руб.)
         Если кредит погашен (задолженности по кредитной карте нет), но при этом счет не закрыт, сведения о счете кредитной карты должны быть отражены в разделе 3 с указанием остатка (в данном примере 50000 руб.).
         Не часто встречающийся, но интересный вопрос. В каком разделе справки необходимо указывать наличие сберегательной книжки?
         В соответствии со статьей 143 Гражданского кодекса РФ банковская сберегательная книжка на предъявителя (но не именная!) относится к ценным бумагам. Таким образом, наличие такой сберкнижки должно найти свое отражение в подразделе 4.2. «Иные ценные бумаги»  без указания номинальной стоимости обязательства ввиду отсутствия таковой у сберкнижки, с указанием в столбце 6 «Общая стоимость» суммы денежных средств, имеющихся на сберкнижке.
         Наличие именной сберегательной книжки подтверждает наличие открытого банковского счета, который должен быть отражен в разделе 3 справки, а в случаях начисления на сбережения (вклады) на сберкнижке процентов – параллельно еще и в разделе 1 справки в графе «Доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях».
         И в заключение хочу еще раз обратить ваше внимание на необходимость заполнения всех разделов справки о доходах. Особенно необходимо контролировать тех, кто подает указанную справку впервые (т.е. руководителей муниципальных учреждений, и граждан, поступающих на муниципальную службу). Буквально на днях в одном муниципальном образовании по представлению прокуратуры привлечены в дисциплинарной ответственности 2 муниципальных служащих, которые при поступлении на муниципальную службу в справке о доходах оставили некоторые разделы незаполненными и без прочерка.

Полезные ссылки