Вопрос в департамент образования и науки: Просим Вас
прокомментировать информацию, полученную из Москвы:
«Обращение сургутской
газеты «Новый город» по вопросу нарушения прав детей на образование со стороны
сотрудников паспортно-визового отдела УВД города Сургута рассмотрено.
Статья
43 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет
право
на образование, при этом гарантируется его общедоступность и бесплатность в
государственных или муниципальных образовательных
учреждениях. В статье не оговаривается, что это право
распространяется лишь па граждан Российской Федерации.
Конституция Российской
Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей
территории Российской Федерации. Вышеназванная статья
Конституции исходит из положений международных документов (Всеобщей декларации
прав человека (ст.26), провозглашающей право каждого человека на образование
Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах
(ст.13).
Кроме того, статьей 28 Конвенция ООН о правах ребенка установлено,
что государства-участники признают право ребенка на образование, обеспечивают
его доступность для всех детей.
Данные принципы и нормы международного права
в соответствии с ч.4 ст. 15 и ч.1 ст. 17 Конституции РФ являются составной
частью правовой системы Российский Федерации и гарантируют защиту прав и свобод
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права и в соответствии с Конституцией. Поэтому ни один из субъектов Российской
Федерации не может отказаться от обязанности признать и гарантировать права
человека и гражданина нa своей территории. С учетом изложенного, считаю действия
ПВО УВД города Сургута неправомерными.
С уважением, А.И. Головань,
уполномоченный по правам ребенка в городе Москве».
В ПВО УВД г. Сургута
корреспонденту «НГ» сообщили, что именно Департамент образования н науки
выступил с инициативой отказа в приеме детей в образовательные учреждения, не
имеющих гражданства РФ. Какими нормативными актами вы руководствовались при
принятии этого решения?
Ответ: департамент образования и науки Администрации г.
Сургута при приеме иностранных граждан в образовательные учреждения
руководствуется Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992. №3266 – 1, Типовым
положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением
Правительства РФ от 19.03.2001 №196.
Международное сотрудничество Российской
Федерации в области образования определено ст. 57 вышеназванного
Закона.
Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в
целях обучения в образовательном учреждении регламентировано ФЗ №115 от
25.07.2002 (ст. 17) «О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации».
Права иностранных граждан на социальное обслуживание
декларируются в Федеральном законе №195 от 10.12.1995 «Об основах социального
обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями от 2002 г.).
В комментарии к статье 43 Конституции РФ делается ссылка на Закон «Об
образовании».
Конвенция ООН о правах ребенка предусматривает соблюдение
государствами-участниками всех прав за каждым ребенком, находящимся в пределах
их юрисдикции.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст.16 п.п.1,2)
порядок приема граждан в образовательные учреждения определяет учредитель.
Приказом департамента образования и науки №32 от 25.01.2005 утвержден
Порядок приема, перевода, отчисления и исключения обучающихся
общеобразовательных учреждений города Сургута. В названном Порядке определен
перечень документов, предоставляемых родителями в ОУ при поступлении их детей в
школу, среди которых – медицинская карта ребенка, справка с места
жительства.
Обязательное наличие медицинской карты необходимо в целях
профилактики распространения и предупреждения заболеваний, с которыми зачастую
прибывают в наш город граждане из других регионов России и стран ближнего
зарубежья.
Требование справки с места жительства обусловлено тем, что органы
местного самоуправления обязаны вести учет детей, подлежащих обязательному
обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы
основного общего образования (Закон «Об образовании», ст.31,
п.5).
Иностранные граждане, незаконно проживающие в г. Сургуте, не имеют
справок с места жительства вообще, имеющие временную регистрацию, как правило,
зарегистрированы по одному адресу, фактически проживают по другому. Это лишает
возможности образовательное учреждение поддерживать связь с семьей, вести учет
граждан, подлежащих обучению. Многие иностранные граждане, уезжая из Сургута,
оставляют личные дела детей в школах, таким образом, дети числятся за
образовательным учреждением, которое продолжает нести ответственность за их
обучение, не имея о них никакой информации.
Благодаря работе межведомственной
комиссии за летний период в паспортно-визовый отдел УВД г. Сургута обратились
иностранные граждане, пожелавшие узаконить свое проживание в РФ:
разрешение
на временное пребывание – 235 взрослых, с ними 40 детей;
приобретение
гражданства РФ – 846 взрослых, с ними 550 детей;
получение вида на жительство
– 5 взрослых – 1 ребенок.
Для урегулирования спорных вопросов и решения
вопроса об обучении детей иностранных граждан в августе – сентябре было
проведено 3 заседания межведомственной комиссии, которое посетило около 1000
человек. В течение этого же времени на личном приеме у директора департамента и
начальника отдела общего образования были около 300 иностранных граждан.
Положительно вопрос решен для всех иностранных граждан (280), имеющих право на
законное, в том числе и временное (до 3-х месяцев) пребывание на территории
Сургута.
На сегодня ОУ города принимают детей иностранных граждан на
обучение при условии предоставления ими миграционной карты с указанием срока
временного пребывания на территории г. Сургута как взрослых, так и детей,
медицинской карты ребенка, справки с места жительства.