Ответ подготовлен департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города.
Вопросы: Почему необходимо проводить межевание земель многоквартирного дома (МКД)? Кто и как проводит определение границ придомовой территории? Где и как заказать межевание придомовой территории МКД? В какие сроки выполняются такие работы и сколько они стоят? Какие проблемы могут возникнуть, если жильцы МКД/частного дома не провели процедуру межевания? Что дает межевание жителям МКД и какие обязанности на них накладывает? Например, смогут ли собственникик дома получать
Ответ: В соответствии с частью 3 статьи 11.3 Земельного кодекса в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В соответствии со статьей 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территории осуществляется в целях:
- определения местоположения границ, образуемых и изменяемых земельных участков;
- установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
Именно на стадии разработки проекта межевания принимаются все решения по установлению местоположения границ участков на территории квартала во взаимосвязи друг с другом и с внутриквартальными территориями общего пользования с учетом интересов всех заинтересованных лиц.
При подготовке проектов межевания территорий определились следующие задачи:
- Для многоэтажной жилой застройки характерно наличие «ранее учтенных» земельных участков, сформированных в минимальных размерах, не включающих объекты благоустройства, границы и размеры которых на данный момент времени не соответствуют фактической организации придомовых территорий.
При определении границ земельных участков учитывались площади многоквартирных жилых домов, включая суммарные общие площади всех квартир, площади нежилых помещений и помещений вспомогательного использования, наличия на прилегающей территории элементов благоустройства, а также требования региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, противопожарной безопасности, санитарных разрывов и иных норм, обеспечивающих нормальные условия проживания и пребывания граждан в многоквартирном доме. Предусматривалось, чтобы все объекты, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, были расположены в границах образуемого участка.
- Соблюдение прав и законных интересов неограниченного круга лиц, правообладателей иных земельных участков, собственников помещении в данном многоквартирном доме и иных многоквартирных домах;
- Определение размеров и границ земельных участков под существующими объектами недвижимости (нестоящие на кадастровом учете) с максимальным учетом всех потребностей, связанных с нормативными условиями эксплуатации этих объектов.
- Соблюдение требований ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе в части рационального использования и охране земель, отсутствию вклинивания, вкрапления, изломанности границ земельных участков.
- Установление требований к использованию всех сформированных земельных участков, в том числе ограничений и обременении (сервитуты);
- Сформированы и определены виды разрешенного использования, выявленные для дополнительного использования земельных участков.
Определены границы территорий общего пользования. Внутриквартальные проезды и рекреационные территории формированы в самостоятельные земельные участки территорий общего пользования. Границы таких земельных участков определены для беспрепятственного доступа к общественным объектам, объектам инженерной инфраструктуры, а также земельным участкам многоэтажной жилой застройки, расположенным в центре микрорайонов (кварталов). Образование земельных участков под территории общего пользования исключит значительно количество спорных вопросов, в том числе установление ограждений и шлагбаумов на внутриквартальных проездах, которое приводит к невозможности проезда или прохода к детским садам, школам, соседним жилым домам, инженерным объектам, и к нарушению в таких случаях норм безопасности.
В настоящее время работы по выполнению проектов межевания застроенных территорий завершены. Данные работы выполнялись по муниципальному контракту, а также за счет физических и юридических лиц.
В случае несогласия с принятыми решениями, собственники в соответствии со ст. 45 Градостроительного Кодекса РФ, могут откорректировать утвержденный проект межевания в части границ придомовой территории за собственный счет.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Порядок и условия пользования земельным участком под многоквартирным домом по соглашению сторон или решением общего собрания собственников помещений.
В соответствии с законодательством собственники многоквартирного дома имеют право обустроить участок на свое усмотрение, выполнить благоустройство территории с размещением на данном участке площадок для детей и взрослых, зеленых насаждений и других объектов, необходимых для обслуживания дома, а также регулировать проезд по придомовой территории, в соответствии с постановлением Администрации города Сургута от 29.05.2019 № 3908 «Об утверждении положения о порядке размещения устройств, обеспечивающих регулирование въезда и (или) выезда на придомовую территорию транспортных средств».
В целях постановки на кадастровый учет земельных участков, образованных в результате межевания застроенных микрорайонов города, необходимо выполнение в отношении таких территорий комплексных кадастровых работ.
Согласно Федеральному закону от 27.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» под комплексными кадастровыми работами понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных в пределах одного кадастрового квартала или нескольких смежных кадастровых кварталов земельных участков, сведения о которых не соответствуют Единому государственному реестру недвижимости или образование которых предусмотрено проектом межевания территории, а также зданий (сооружений), объектов незавершенного строительства в целях уточнения их границ, местоположения, обеспечения образования новых земельных участков и исправления реестровых ошибок. Результатом выполнения таких работ является карта (план) застроенной территории. Необходимо отметить, что повторное выполнение комплексных кадастровых работ на территории определенного кадастрового квартала не допускается.
Одним из этапов проведения комплексных кадастровых работ является согласование местоположения границ земельных участков путем проведения заседания согласительной комиссии. На территории ХМАО – Югры приказом Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры от 17.09.2015 № 10-нп утвержден Типовой регламент работы согласительной комиссии по вопросу согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ.
Информирование граждан и юридических лиц о начале выполнения комплексных кадастровых работ будет обеспечено заказчиком работ в порядке и сроки, установленные ст. 42.7 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».