Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Общественные связи

Рекомендации парламентских слушаний на тему «Эволюция прав женщин: к 100-летию Первого Всероссийского женского съезда»

10 Апреля 2009

Утверждены на заседании Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей 24 февраля 2009 года, протокол №3.6-12/39

 

Рекомендации парламентских слушаний на тему «Эволюция прав женщин: к 100-летию Первого Всероссийского женского съезда»

 

1 декабря 2008 года            

Зал пленарных заседаний Государственной Думы

 

                В 2008 году российское женское движение отмечает одну из самых знаменательных своих дат. Сто лет назад - в декабре 1908 года - в Санкт-Петербурге состоялся Первый Всероссийский женский съезд, ставший отправной точкой в развитии общественного движения женщин за свои права.

                Впервые в истории России на съезде был поставлен вопрос не только о правах женщин как составной части прав человека, но и об ответственности всех граждан страны - и женщин, и мужчин - за ее судьбу, за ее развитие. История развития женского движения, история России доказали справедливость такой постановки вопроса.

                В настоящее время международным сообществом признано, что равноправие женщин и мужчин является одним из условий обеспечения социальной справедливости, необходимой предпосылкой достижения равенства, развития и мира.

                В соответствии с международными обязательствами Конституция Российской Федерации гарантирует мужчинам и женщинам равенство прав, свобод и равенство возможностей для их реализации. Российское законодательство в целом не содержит норм, напрямую ограничивающих права женщин или мужчин. Однако не все законы, иные нормативные правовые акты снабжены механизмом, обеспечивающим женщинам и мужчинам возможность на равных реализовать предоставленные им права.

                Примеры тендерного неравенства отмечаются практически во всех сферах деятельности человека, государства, общества: в политике, социально-трудовых и семейных отношениях, общественной и личной безопасности, в области охраны здоровья и т.п.

                Сохраняется высокая тендерная сегрегация по видам экономической деятельности. По данным Росстата, среднемесячная начисленная заработная плата женщин по отношению к заработной плате мужчин за октябрь 2007 года составила 63%.

                Низкие доходы работающих женщин, с учетом социальной нагрузки по воспитанию детей, не позволяют им выйти на приемлемый прожиточный минимум. Поэтому проблема феминизации бедности становится еще актуальнее в условиях финансово-экономического кризиса.

                Наиболее уязвимыми на рынке труда являются многодетные и одинокие матери, матери, имеющие детей-инвалидов и малолетних детей, молодые женщины, впервые выходящие на рынок труда, а также достигшие предпенсионного возраста.

                Несмотря на закрепленные гарантии равного доступа к образованию, перепись 2002 г. впервые зафиксировала среди девочек и девушек в возрасте 7-15 лет 119 тыс. человек (1,4%), которые не посещали образовательные учреждения.

                Остается значительной численность женщин, работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, во вредных и опасных условиях труда, в также занятых тяжелым физическим трудом. Не снижается количество нарушений трудовых прав женщин, в том числе беременных и имеющих детей.

                В числе актуальных остается проблема продвижения женщин на уровень принятия решений.

                Несмотря на положительные тенденции в сфере охраны здоровья женщин и детей, продолжают оставаться высокими показатели общей смертности, заболеваемости и инвалидности населения, преждевременной смертности в трудоспособном возрасте, а также низкая ожидаемая продолжительность жизни. Демографическая ситуация - по-прежнему в центре внимания государства, общества.

                Продолжает нарастать кризис семьи как социального института: увеличивается число разводов - в стране распадается почти каждая вторая супружеская пара; растет численность детей, рожденных вне брака. Сохраняют остроту проблемы социального сиротства, семейного неблагополучия, насилия в отношении женщин, проституции, вывоза женщин и детей за рубеж в целях сексуальной эксплуатации.

                В целях реализации конституционного принципа гендерного равенства, международных обязательств Российской Федерации, а также объединения усилий всех ветвей власти, различных институтов гражданского общества по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин участники парламентских слушаний рекомендуют :

 

1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

1.1. Обеспечивать в законотворческой деятельности соблюдение конституционного принципа равенства прав и возможностей мужчин и женщин, международно-правовых норм по вопросам гендерного равенства;

1.2. Поддержать работу Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей по совершенствованию законодательства в части обеспечения равных прав и свобод мужчин и женщин, а также противодействия торговле женщинами и детьми.

 

2. Комитету Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей:

2.1.               Активизировать работу Экспертного совета по вопросам тендерного равенства в части совершенствования законодательства, направленного на ликвидацию дискриминации по признаку пола;

2.2.          Обеспечить подготовку и проведение парламентских слушаний (иных мероприятий) по вопросам тендерного равноправия не реже одного- двух раз в течение очередного созыва Государственной Думы;

2.3.          Возобновить работу по подготовке проекта федерального закона «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин» к рассмотрению Государственной Думой;

2.4.          Обеспечить разработку законопроектов по противодействию торговле женщинами и детьми и иным формам насилия над ними.

 

3. Правительству Российской Федерации:

3.1.          Предусматривать выравнивание социальных возможностей женщин и мужчин в качестве составной части всех принимаемых социальных программ, включая приоритетные национальные проекты;

3.2.          Обеспечить в рамках компетенции и полномочий разработку специальных программ, позволяющих расширять возможности женщин как равных партнеров с мужчинами во всех общественно значимых сферах деятельности;

3.3.          Ускорить принятие Комплекса мер по обеспечению охраны материнства и детства, социальной поддержки женщин и лиц с семейными обязанностями в рамках Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации;

3.4.          Создать эффективный механизм обеспечения равноправия мужчин и женщин в Российской Федерации, включая продвижение женщин на руководящие посты на всех уровнях;

3.5.          Обеспечивать подготовку и распространение периодического доклада о реализации в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;

3.6.          Организовать работу по изучению, обобщению и распространению опыта практической реализации в субъектах Российской Федерации принципа равных прав и равных возможностей мужчин и женщин;

3.7.          Возобновить работу по разработке «Гендерной стратегии Российской Федерации»;

3.8.          Рассмотреть вопрос о совершенствовании статистической отчетности по признаку пола в целях наиболее объективной оценки ситуации в области тендерного равенства;

3.9.          Поручить Министерству образования и науки Российской Федерации рассмотреть вопрос о преподавании во всех гуманитарных образовательных учреждениях высшего профессионального образования общепрофессиональной учебной дисциплины «Гендерология. Феминология», а также о поддержке тендерных исследований.

 

4. Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации:

4.1.          В структуру ежегодных докладов о своей деятельности включить раздел, предусматривающий освещение вопроса о соблюдении равенства прав и свобод мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности;

4.2.          Представить в Государственную Думу специальный доклад по вопросам соблюдения тендерного равноправия в Российской Федерации.

 

5. Уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации:

5.1.          Проводить постоянный мониторинг соблюдения прав женщин и мужчин в субъектах Российской Федерации;

5.2.          Предоставлять специальные доклады о нарушении прав женщин в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти региона.

 

6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления:

6.1.          Использовать федеральные и разрабатывать в пределах своей компетенции региональные программы, направленные на расширение возможностей женщин как равных с мужчинами партнеров во всех общественно значимых сферах деятельности;

6.2.          Рассмотреть вопрос о возможности включения в избирательное законодательство субъектов Российской Федерации норм, обеспечивающих возможность реализации женщинами пассивного избирательного права;

6.3           При формировании кадрового состава органов государственной власти и органов местного самоуправления руководствоваться конституционным принципом равенства прав и возможностей мужчин и женщин;

6.4.          Шире использовать опыт экспертов и общественных объединений при разработке социальной политики и программ в области тендерного равенства;

Оптимизировать сеть учреждений социальной помощи семье и детям в целях оказания социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведения социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе подвергшихся насилию и жестокому обращению в семье;

6.6.          Обеспечить доведение до населения информации по вопросам равноправия полов, противодействия стереотипам в отношении социальных ролей мужчин и женщин, об участии женщин в социально-политической жизни региона, а также мероприятиях по поддержке семьи, материнства, отцовства и детства;

6.7.          Поддерживать тендерные исследования и программы тендерного просвещения населения.

 

7. Общественной палате Российской Федерации:

7.1.          Обеспечить проведение тендерной экспертизы всех общественно значимых решений, принимаемых различными ветвями власти;

Способствовать созданию национального механизма тендерного равенства, объединяющего систему органов власти, ответственных за разработку и проведение в жизнь государственных программ во всех сферах жизни, наличие в государстве стандарта тендерного обучения населения;

7.3.          Рассмотреть вопрос о создании комиссии по соблюдению конституционного принципа равенства прав и равенства возможностей мужчин и женщин.

 

8. Политическим партиям Российской Федерации:

8.1.          Рассмотреть вопрос о включении проблем тендерного равноправия в свои программы, иные документы, определяющие направления партийной работы;

8.2.          Обеспечить практическую реализацию норм статьи 8 Федерального закона «О политических партиях» в части создания мужчинам и женщинам, являющимся членами политической партии, равных возможностей для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти и органах местного самоуправления;

8.3.          Содействовать тендерному просвещению членов политических партий и их сторонников.

 

9. Общественным объединениям, некоммерческим организациям:

9.1.          Усилить взаимодействие с политическими партиями по включению в программы, иные документы, определяющие направления партийной работы, вопросов равноправия мужчин и женщин;

9.2.          Содействовать реализации принципа равных прав и возможностей женщин и мужчин во всех сферах общественной жизни, отслеживать факты дискриминации по признаку пола и делать их достоянием общественности;

9.3.          Активизировать работу по правовому и тендерному просвещению граждан, обратив особое внимание на работу с молодежью;

 

10. Средствам массовой информации:

10.1.        Включать проблематику равноправия полов в контекст социально-политических событий;

10.2.        Формировать общественное мнение, пропагандируя культуру равноправия мужчин и женщин;

10.3.        Не допускать дискриминационного, стереотипного изображения женщин в СМИ, противодействовать скрытой пропаганде насилия и порнографии в отношении детей и женщин.

 

11.                Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

При осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина принимать меры по предупреждению и пресечению фактов дискриминации по признаку пола, привлекать к ответственности лиц, нарушивших закон.

 

 

 

Полезные ссылки