Становление льда:
- как правило, водоемы замерзают неравномерно, по
частям: сначала у берега, на мелководье, в защищенных от ветра заливах, а затем
уже на середине;
- на озерах, прудах, ставках (на всех водоемах со стоячей
водой, особенно на тех, куда не впадает ни один ручеек, в которых нет русла
придонной реки, подводных ключей) лед появляется раньше, чем на речках, где
течение задерживает льдообразование;
- на одном и том же водоеме можно
встретить чередование льдов, которые при одинаковой толщине обладают различной
прочностью и грузоподъемностью.
Основным условием безопасного пребывания человека на льду является
соответствие толщины льда прилагаемой нагрузке:
- безопасная толщина льда для
одного человека не менее 7 см;
- безопасная толщина льда для сооружения катка
12 см и более;
- безопасная толщина льда для совершения пешей переправы 15 см
и более;
- безопасная толщина льда для проезда автомобилей не менее 30
см.
Время безопасного пребывания человека в воде:
- при температуре воды 24°С
время безопасного пребывания 7-9 часов;
- при температуре воды 5-15сС - от
3,5 часа до 4,5 часа;
- температура воды 2-3°С оказывается смертельной для
человека через 10-15 мин.;
- при температуре воды минус 2°С смерть может
наступить через 5-8 мин.
Критерии прочного льда:
- прозрачный лед с зеленоватым или синеватым
оттенком;
- на открытом бесснежном пространстве лед всегда толще.
Критерии тонкого льда:
- цвет льда молочно-мутный, серый лед, обычно
ноздреватый и пористый. Такой лед обрушивается без предупреждающего
потрескивания;
- лед, покрытый снегом (снег, выпавший на только что
образовавшийся лед, помимо того, что маскирует полыньи, замедляет рост ледяного
покрова);
- лед более тонок на течении, особенно быстром, на глубоких и
открытых для ветра местах; над тенистым и торфяным дном; у болотистых берегов; в
местах выхода подводных ключей; под мостами; в узких протоках; вблизи мест
сброса в водоемы теплых и горя- ,: чих вод промышленных и коммунальных
предприятий;
- лед в нижнем бьефе плотины, где даже в сильные морозы
кратковременные попуски воды из водохранилища способны источить лед и образовать
в нем опасные промоины;
- в местах, где растет камыш, тростник и другие
водные растения.
Правила поведения на льду:
1. Ни в коем случае нельзя выходить на лед в
темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь);
2. При
переходе через реку пользуйтесь ледовыми переправами;
3. Нельзя проверять
прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной
палкой покажется хоть немного воды, это означает, что лед тонкий, по нему ходить
нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу,
скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы
нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при
предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин;
4. При
вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп
или идти по уже проложенной лыжне. Но если их нет, надо перед тем как спуститься
на лед, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут;
5. При
переходе водоема группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга (5-6
м);
6. Замерзшую реку (озеро) лучше перейти на лыжах, при этом: крепления лыж
расстегните, чтобы при необходимости быстро их сбросить; лыжные палки держите в
руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их
отбросить;
7. Если есть рюкзак, повесьте его на одно плечо, это позволит
легко освободиться от груза в случае, если лед под вами провалится;
8. На
замерзший водоем необходимо брать с собой прочный шнур длиной 20-25 метров с
большой глухой петлей на конце и грузом. Груз поможет забросить шнур к
провалившемуся в воду товарищу, петля нужна для того, чтобы пострадавший мог
надежнее держаться, продев ее под мышки;
9. Убедительная просьба к родителям:
не отпускайте детей на лед (на рыбалку, катание на лыжах и коньках) без
присмотра;
10. Одна из самых частых причин трагедий на водоемах - алкогольное
опьянение. Люди неадекватно реагируют на опасность и в случае чрезвычайной
ситуации становятся беспомощными.
Советы рыболовам:
1. Необходимо хорошо знать водоем, избранный для
рыбалки, для того, чтобы помнить, где на нем глубина не выше роста человека или
где с глубокого места можно быстро выйти на отмель, идущую к берегу;
2.
Необходимо знать об условиях образования и свойствах льда в различные периоды
зимы, различать приметы опасного льда, знать меры предосторожности и постоянно
их соблюдать;
3. Определите с берега маршрут движения;
4. Осторожно
спускайтесь с берега: лед может неплотно соединяться с сушей; могут быть
трещины; подо льдом может быть воздух;
5. Не выходите на темные участки льда
- они быстрее прогреваются на солнце и, естественно, быстрее тают;
6. Если вы
идете группой, то расстояние между лыжниками (или пешеходами) должно быть не
меньше 5 метров;
7. Если вы на лыжах, проверьте, нет ли поблизости
проложенной лыжни. Если нет, а вам необходимо ее проложить, крепления лыж
отстегните (чтобы, в крайнем случае, быстро от них избавиться), лыжные палки
несите в руках, петли палок не надевайте на кисти рук;
8. Рюкзак повесьте на
одно плечо, а еще лучше - волоките на веревке в 2-3 метрах сзади;
9.
Проверяйте каждый шаг на льду остроконечной пешней, но не бейте ею лед перед
собой - лучше сбоку. Если после первого удара лед пробивается, немедленно
возвращайтесь на место, с которого пришли;
10. Не подходите к другим
рыболовам ближе, чем на 3 метра;
11. Не приближайтесь к тем местам, где во
льду имеются вмерзшие коряги, водоросли, воздушные пузыри;
12. Не ходите
рядом с трещиной или по участку льда, отделенному от основного массива
несколькими трещинами;
13. Быстро покиньте опасное место, если из пробитой
лунки начинает бить фонтаном вода;
14. Обязательно имейте с собой средства
спасения: шнур с грузом на конце, длинную жердь, широкую доску;
15. Имейте
при себе что-нибудь острое, чем можно было бы закрепиться за лед в случае, если
вы провалились, а вылезти без опоры нет никакой возможности (нож, багор, крупные
гвозди);
16. Не делайте около себя много лунок, не делайте лунки на
переправах (тропинках).