С 1 января 2017 года вступают в силу изменения в законодательстве в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), предусматривающие дополнительные условия проведения проверки по обращениям и заявлениям граждан о нарушении прав потребителей, а именно, изменяются требования к рассмотрению Роспотребнадзором, а также его территориальными органами обращений потребителей как возможному основанию для проведения соответствующих внеплановых проверок в рамках осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Согласно информации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 07.12.2016 «О новых требованиях к обращениям потребителей, как основанию для проведения внеплановой проверки» внеплановая проверка по обращению потребителя будет проводиться только если соблюдены следующие условия:
- потребитель, права, которого нарушены, предварительно обращался по этому вопросу к продавцу (исполнителю, изготовителю);
- продавец (исполнитель, изготовитель) либо не удовлетворил требования потребителя, либо вообще отказался рассматривать их;
- в жалобе потребителя изложены сведения о соблюдении потребителем указанного порядка.
Таким образом, фактически вводится обязательный предварительный претензионный порядок обращения потребителя с соответствующими требованиями непосредственно к хозяйствующему субъекту.
Указанный порядок не распространяется на случаи поступления в Роспотребнадзор обращений и заявлений граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан или причинения такого вреда, т.е. когда в обращении указывается на нарушения требований санитарного законодательства (СанПиНов и др.) и законодательства о техническом регулировании, то предварительного обращения к субъекту хозяйственной деятельности, нарушившему права потребителя, не требуется (разъяснения Роспотребнадзора http://rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=7554).
Кроме того, не смогут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить обратившееся лицо.
Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
Анонимность обращения или заявления либо заведомая недостоверность содержащихся в них сведений, выявленные после начала её проведения, являются основанием для прекращения такой проверки. При этом в отношении взыскания расходов, понесённых в связи с рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения, надзорный орган вправе обратиться в суд с иском к соответствующему заявителю.
Информация подготовлена по данным Роспотребнадзора