Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Экономика

Защита прав потребителей в сфере финансовых услуг

15 Апреля 2011
Всемирный день защиты прав потребителей, проводимый под эгидой Организации Объединенных Наций, отмечается в России ежегодно, начиная с 1994 года. По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций (CI) каждый год определяет тематику Всемирного дня защиты прав потребителей.
В 2011 году этот день проходил под девизом «Потребители за честные финансовые услуги».
Тем самым уже второй год подряд вопросы защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг не теряют своей актуальности (в 2010 году Всемирный день защиты прав потребителей проходил под девизом «Наши деньги. Наши права»), что подтверждает сохраняющуюся обеспокоенность мирового потребительского сообщества состоянием дел в данной сфере.
В 2010 году представителям Международной Федерации потребительских организаций (CI) удалось убедить лидеров «большой двадцатки» (G20) исследовать возможности усиления защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг, недостаточный уровень которой был одним из ключевых катализаторов финансового кризиса. Соответствующая работа в данном направлении будет продолжена и в 2011 году в рамках проекта CI «Стремление к справедливым финансовым услугам», поскольку доступ к получению безопасных, стабильных, «прозрачных», законных финансовых услуг имеет важное интернациональное значение независимо от того, в какой стране проживает потребитель.
Важной задачей в сфере финансовых услуг является установление действительно равноправных отношений между кредитными организациями и гражданами - потребителями финансовых услуг, укреплению степени доверия между ними и как результат - более цивилизованному и гармоничному развитию всего финансового рынка.
Одним из наиболее востребованных видов финансовых услуг является потребительское кредитование, посредством которого повышается уровень благосостояния населения и создаются дополнительные возможности для экономического развития страны.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются граждане в сфере потребительского кредитования:
- внесение банками изменений в кредитный договор в одностороннем порядке;
- невозможность досрочного погашения гражданами кредитов без согласия банков;
- заключение различных обязательных договоров страхования жизни и здоровья;
- включение в кредитный договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителей, в частности условие о взимании комиссии за открытие и ведение (обслуживание) ссудного счета;
- нарушение кредитной организацией права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о предоставляемой банковской услуге при заключении кредитного договора, введение граждан в заблуждение рекламой о размерах процентной ставки по предоставляемым кредитам.
В рамках работы по обеспечению законности в сфере потребительского кредитования и повышению финансовой грамотности населения Центральный Банк Российской Федерации подготовил письмо от 05.05.2008 № 52-Т «О «Памятке заемщика по потребительскому кредиту", в котором изложена наиболее существенная информация, которая может помочь заемщику (потенциальному заемщику) при принятии решения о получении потребительского кредита.
Также с целью информирования о рисках, связанных с использованием банковских карт, Центральный Банк Российской Федерации подготовил письмо от 02.10.2009 № 120-Т «О Памятке «О мерах безопасного использования банковских карт». Соблюдение рекомендаций, содержащихся в Памятке, позволит обеспечить максимальную сохранность банковской карты, ее реквизитов, ПИН и других данных, а также снизит возможные риски при совершении операций с использованием банковской карты в банкомате, при безналичной оплате товаров и услуг, в том числе через сеть Интернет.
В случае нарушения кредитной организацией прав потребителя, действиями по включению в кредитный договор условий о взимании комиссии за открытие и ведение (обслуживание) ссудного счета, заемщику необходимо обратится к кредитору с письменным заявлением о признании недействительным условия кредитного договора о взимании комиссии за открытие и ведение (обслуживание) ссудного счета и применении последствий недействительности части сделки в виде возврата денежных средств. Если в добровольном порядке данное требование не было удовлетворено, необходимо обратиться в суд (копия искового заявления).
Некоторые банки в договоре кредитования указывают, в какой именно суд надлежит обращаться заемщику в случае возникновения спорного вопроса. Это условие нарушает статью 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», которая наделяет заемщика правом выбора, куда направлять иск: по месту жительства или пребывания истца, по месту заключения или исполнения договора, по месту нахождения банка.
Для досудебного урегулирования споров в области финансовых услуг, потребители могут обращаться в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в городе Сургуте и Сургутском районе, расположенный по адресу: город Сургут, улица Республики, дом № 75/1, либо по телефонам 24-60-77, 35-69-88.
Консультации по вопросам защиты прав потребителей можно получить в отделе потребительского рынка и защиты прав потребителей департамента по экономической политике Администрации города, который расположен по адресу: город Сургут, улица Энгельса, дом № 8, кабинет 508, телефоны: 23-04-65, 52-20-92, 52-21-88.

Полезные ссылки

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ!

8 (3462) 522-005, 522-323

business@admsurgut.ru

Инвестиционный портал Сургута

Инвестиционный портал Югры