Федеральный закон от 4 июня 2018 № 123-ФЗ
«Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»
С 3 сентября 2018 года вступит в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», которым вводится институт уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (финансового уполномоченного).
Данный институт предполагает облегченную процедуру досудебного урегулирования споров между гражданами - потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями.
Финансовый уполномоченный будет в досудебном порядке рассматривать обращения потребителей финансовых услуг в отношении страховых организаций (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно ОМС), микрофинансовых организаций, кредитных потребкооперативов, ломбардов, кредитных организаций и негосударственных пенсионных фондов, а также финансовых организаций, взаимодействующих с финансовым омбудсменом на добровольной основе, если:
- размер требований потребителя о взыскании денежных сумм не превышает 500 тыс. руб. либо если требования вытекают из нарушения страховщиком Закона об ОСАГО,
- и если со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более 3 лет.
До направления обращения финансовому уполномоченному потребитель финансовых услуг должен направить претензию в финансовую организацию (в письменной или электронной форме). После получения ответа либо в случае его неполучения по истечении установленного срока потребитель может обратиться к финансовому уполномоченному. Обращение можно будет подать в электронном виде, а также через МФЦ.
Законом установлены требования к оформлению таких обращений, определена процедура и сроки их рассмотрения, порядок взаимодействия финансовых уполномоченных с финансовыми организациями.
Решения финансовых омбудсменов будут обязательны для финансовых организаций. В случае их неисполнения финансовый уполномоченный будет выдавать потребителю исполнительный документ (удостоверение) для обращения к судебному приставу-исполнителю за принудительным исполнением. При этом за неисполнение в добровольном порядке решения финансового уполномоченного с финансовой организации может быть взыскан штраф (через суд).
В случае несогласия с решением финансового омбудсмена потребитель вправе обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении. Финансовая организация также сможет в судебном порядке обжаловать решение финансового уполномоченного в случае несогласия с ним.
В Законе также определены требования к финансовому уполномоченному и порядок его назначения. Для обеспечения работы финансовых уполномоченных будет создана соответствующая служба. Деятельность финансовых уполномоченных будет финансироваться за счет имущественных взносов ЦБ РФ, обязательных взносов финансовых организаций, платы за рассмотрение уполномоченным обращений третьих лиц, которым уступлено право требования потребителя к финансовой организации, других поступлений.
Вводить институт финансового уполномоченного будут постепенно: в 2019 году - для страховых организаций, с 2020 года - для микрофинансовых организаций, а с 2021 года – для кредитных потребительских кооперативов, ломбардов, кредитных организаций, негосударственных пенсионных фондов.
Федеральный закон вступает в силу через 90 дней после его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.
Кроме того, с 3 сентября 2018 года вступает в силу Федеральный закон от 04.06.2018 № 133-ФЗ, положениями которого пункт 1 статьи 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» дополнен абзацем следующего содержания:
«Защита прав потребителей услуг, оказываемых финансовыми организациями, организующими взаимодействие с уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг в соответствии с Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», осуществляется с особенностями, установленными указанным Федеральным законом.».
Материал подготовлен по информации
справочно-правовой системы Гарант
Отдел потребительского рынка и защиты прав потребителей
Администрации города Сургута