Согласно распоряжению Правительства РФ от 10 ноября 2023 предельные индексы изменения размера платы граждан в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры не должны превышать:
- с 1 января 2024 года - 0%;
- с 1 июля 2024 года - 11,6%.
Руководствуясь распоряжением Правительства РФ от 10.11.2023 № 3147-р, Губернатором автономного округа принято постановление от 11.12.2023 № 185, которым утверждены предельные индексы по муниципальным образованиям Югры.
По городу Сургуту на 2024 год установлены следующие предельные индексы:
- с 1 января 2024 года - 0%;
- с 1 июля 2024 года - 11%.
По результатам тарифной кампании, проведенной Региональной службой по тарифам автономного округа, тарифы на 2024 год по городу Сургуту установлены:
- с 1 января по 30 июня 2024 года - на уровне декабря 2023 года (за исключением тарифа на тепловую энергию, поставляемую ООО «ТехСтрой», который с 1 января 2024 года снизился на 5,6%);
- с 1 июля по 31 декабря 2024 года – с ростом от 4,1% до 9,6%.
Плата граждан за коммунальные услуги рассчитывается исходя из тарифов и объемов потребления, определяемых по показаниям приборов учета или нормативам потребления (в случае отсутствия приборов учета).
В соответствии с требованиями законодательства прирост платы за набор предоставляемых коммунальных услуг (исходя из степени благоустройства) среди всех месяцев 2024 года по сравнению с размером такой платы в декабре 2023 года не должен превышать установленный предельный индекс по муниципальному образованию.
Для того, чтобы самостоятельно сравнить рост месячной платы за коммунальные услуги по отношению к установленным предельным индексам, необходимо:
1) сложить плату за коммунальные услуги (отопление, холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, обращение с ТКО) из платежки за декабрь 2023 года;
2) определить плату за коммунальные услуги в интересующем месяце 2024 года в сопоставимых условиях:
а) найти используемый в расчете объем коммунальной услуги:
- если плата за услугу рассчитывается по нормативу потребления, то перемножить норматив на показатель, к которому он применяется (например, если плата за холодную воду рассчитывается по нормативу 3,0 куб.м на 1 человека в месяц, то при 3-х проживающих объем холодной воды = 3,0 * 3 = 9,0 куб.м);
- если плата за услугу рассчитывается по прибору учета, то в расчете необходимо применять объем декабря 2023 года;
б) найти плату за каждую коммунальную услугу, перемножив найденный объем (по пункту (а)) на тариф из платежки за интересующий месяц 2024 года;
в) найти совокупный платеж за коммунальные услуги (отопление, холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, обращение с ТКО), рассчитанные согласно пункту (б);
3) рассчитать изменение совокупной платы за коммунальные услуги в процентах, поделив получившуюся плату за интересующий месяц 2024 года на аналогичный показатель за декабрь 2023 года, далее умножить на 100 и вычесть 100.
Получившийся показатель и будет фактическим изменением платы за коммунальные услуги по конкретной квартире, который сравнивается с установленным предельным индексом (по Сургуту с 1 января 2024 года - 0%; с 1 июля 2024 года – 11%).
В целях недопущения необоснованного роста платежей граждан за ЖКУ в автономном округе принято распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08.12.2023 № 797-рп, которым утвержден на 2024 год План мероприятий по недопущению необоснованного роста платежей граждан за коммунальные услуги и услуги, касающиеся обслуживания жилищного фонда.
Во исполнение указанного плана РСТ Югры ежемесячно осуществляет мониторинг применения предельных индексов в муниципальных образованиях автономного округа, результаты которого размещаются на официальном сайте РСТ Югры в разделе «Для граждан» в блоке «Мониторинг изменения платы граждан за коммунальные услуги».
Также на официальном сайте РСТ Югры размещен информационный инструмент «Калькулятор коммунальных платежей для граждан», позволяющий самостоятельно произвести примерный расчет платы за коммунальные услуги и оценить соответствие роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям.