Что такое недееспособность. Кто может быть признан недееспособным.
Под недееспособностью следует понимать состояние, при котором человек не может сознавать последствия своих действий, реально оценивать обстоятельства и окружающую обстановку.
Признание гражданина недееспособным производится исключительно в судебном порядке при наличии у него психического расстройства либо наличии неврологических заболеваний, при которых поражаются отделы головного мозга.
Назвать человека недееспособным только потому, что он состоит на учете либо проходит лечении в психиатрическом или неврологическом учреждении, нельзя. Для принятия решения о признании гражданина недееспособным судом в обязательном порядке, назначается судебно-медицинская экспертиза.
Критерии недееспособности.
Медицинские: наличие психического расстройства, влияющего на интеллектуальные способности в плане понимания значения своих действий, а также волевые способности руководить своими действиями.
Юридические: невозможность осмысления своих действий, вследствие чего гражданин не может самостоятельно представлять и защищать свои права и интересы.
Следует отметить, что по закону возраста установления недееспособности не существует, однако различным возрастным расстройствам в виде деменции наиболее подвержены лица старше 75-80 лет.
Кто может обратиться в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным.
Подать заявление об установлении недееспособности в отношении конкретных граждан имеет определенный круг лиц это – члены семьи (муж, жена), близкие родственники (родители, дети, братья, сестра и.т.д), представители психиатрических учреждений, представители органов опеки и попечительства.
Лишить человека правоспособности соседи и иные лица, не входящие в круг близких людей, не имеют право. Если граждане сталкиваются с неадекватными поступками человека, не имеющего родных, они могут обратиться в органы опеки и попечительства.
Обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным.
Дела о признании гражданина недееспособным, рассматриваются судом по заявлению граждан (близких родственников, членов семьи) в порядке особого производства.
В качестве заинтересованных лиц в заявлении о признании гражданина недееспособным в обязательном порядке указываются и привлекаются к рассмотрению дела, представители прокуратуры и органов опеки и попечительства, а также лицо в отношении которого подается заявление.
При обращении в суд вместе с заявлением должны быть предоставлены следующие документы:
- копии паспортов заявителя и лица в отношении которого подается заявление о признании недееспособным;
- документы, подтверждающие факт родственных отношений (свидетельство о рождении, свидетельство о браке и.т.д.);
- медицинские документы, подтверждающие наличие у гражданина психического либо неврологического заболевания, выписки из амбулаторной карты больного с указанием диагноза, справка об инвалидности (при наличии);
- квитанция об оплате государственной пошлины
В соответствии с гражданским процессуальным кодексом РФ, заявитель обязан уведомить всех заинтересованных лиц, указанных в заявлении, направив им копию этого заявления и прилагаемых к нему документов.
Подтверждающим документом, что заявитель уведомил заинтересованных лиц может быть входящий номер организации либо почтовое уведомление о получении заказного письма (с уведомлением, либо курьером).
Подробную консультацию о порядке подаче заявления можно получить по телефонам 52-28-51, 52-28-39.
Образец заявления о признании гражданина недееспособным и перечень необходимых документов для обращения в суд Вы можете скачать на официальном портале Администрации города в разделе «Услуги населению» структурного подразделения «Управление по опеки и попечительству» либо получить лично в управлении по опеке и попечительству по адресу: г. Сургут, проезд Советов, дом 4, кабинет 116 или 122.
Заявление с отметками об уведомлении заинтересованных лиц, прилагаемые к нему документы подаются лично в канцелярию Сургутского городского суда либо направляются заказным письмом с уведомлением или курьером по адресу: г.Сургут, ул. Профсоюзов, дом 37, кабинет 109, либо через портал ГАС «Правосудие» через личный кабинет госуслуг.
Как проводится экспертиза
Судья в порядке подготовки дела к судебному рассмотрению назначает предварительное судебное заседание, на котором определяется правомерность подачи заявления, полномочность заявителя, необходимость проведения судебно-психиатрической экспертизы. Определение суда о назначении судебно-психиатрической экспертизы вступают в силу через 15 дней со дня принятия и направляется в экспертное учреждение, которое будет проводить обследование больного.
Рассмотрение дела о признании гражданина недееспособным приостанавливается.
Освидетельствование может проводится в стационаре либо амбулаторно. Если обследуемый гражданин отказывается от прохождения экспертизы, его по определению суда направляют на экспертизу в принудительном порядке. Максимальная продолжительность исследования составляет 30 дней, после чего итоговое заключение должно быть предоставлено суду.
При получении судом заключения судебно-психиатрической экспертизы, рассмотрение дела возобновляется и принимается соответствующее решение, которое вступает в силу через 30 дней с момента его оглашения.
Вступившее в законную силу решение суда о признании гражданина недееспособным является основанием для установления над ним опеки.
Установление опеки.
Органом опеки и попечительства в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу о признании гражданина недееспособным, принимаются меры по определению его дальнейшего жизнеустройства.
Гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:
- заявление о назначении его опекуном недееспособного гражданина;
- справку с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров - копии пенсионного удостоверения);
- медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам медицинского освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;
- копию свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
- письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном (в случае принятия решения опекуном о совместном проживании совершеннолетнего подопечного с семьей опекуна);
- автобиографию.
Родители, бабушки, дедушки, братья, сестры, дети и внуки, выразившие желание стать опекунами недееспособных граждан, с которыми указанные граждане постоянно совместно проживали не менее 10 лет на день подачи заявления о назначении опекуном, представляют в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:
- заявление о назначении опекуном недееспособного гражданина;
- документы, подтверждающие родство с недееспособным гражданином;
- медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам медицинского освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;
- копию свидетельства о браке (если близкий родственник, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке).
Гражданин, выразивший желание стать опекуном, при подаче заявления о назначении опекуном должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
В целях назначения опекуном гражданина, выразившего желание стать опекуном недееспособного, орган опеки и попечительства в течение 7 дней со дня представления документов, производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.
При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к выполнению обязанностей опекуна, а также отношения, сложившиеся между членами его семьи.
Орган опеки и попечительства в течение 15 дней со дня представления документов, и проведения акта об обследовании условий жизни гражданина принимает решение о назначении опекуна либо решение об отказе в назначении опекуном с указанием причин отказа.
Подробную консультацию о порядке назначения опекуном недееспособного гражданина можно получить по телефонам 52-28-51, 52-28-39.
Образец заявления о назначении опекуном совершеннолетнего недееспособного гражданина и перечень необходимых документов для установления опеки Вы можете скачать на официальном портале Администрации города в разделе «Услуги населению» структурного подразделения «Управление по опеки и попечительству» либо получить лично в управлении по опеке и попечительству по адресу: г. Сургут, проезд Советов, дом 4, кабинет 116 или 122.