Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Опека и попечительство

О порядке признания недееспособным

29 Декабря 2020

Что такое недееспособность. Кто может быть признан недееспособным.

 

Под недееспособностью следует понимать состояние, при котором человек не может сознавать последствия своих действий, реально оценивать обстоятельства и окружающую обстановку.

Признание гражданина недееспособным производится исключительно в судебном порядке при наличии у него психического расстройства либо наличии неврологических заболеваний, при которых поражаются отделы головного мозга.

Назвать человека недееспособным только потому, что он состоит на учете либо проходит лечении в психиатрическом или неврологическом учреждении, нельзя. Для принятия решения о признании гражданина недееспособным судом в обязательном порядке, назначается судебно-медицинская экспертиза.

 

Критерии недееспособности.

 

Медицинские: наличие психического расстройства, влияющего на интеллектуальные способности в плане понимания значения своих действий, а также волевые способности руководить своими действиями.

Юридические: невозможность осмысления своих действий, вследствие чего гражданин не может самостоятельно представлять и защищать свои права и интересы.

Следует отметить, что по закону возраста установления недееспособности не существует, однако различным возрастным расстройствам в виде деменции наиболее подвержены лица старше 75-80 лет.

 

Кто может обратиться в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным.

 

Подать заявление об установлении недееспособности в отношении конкретных граждан имеет определенный круг лиц это – члены семьи (муж, жена), близкие родственники (родители, дети, братья, сестра и.т.д), представители психиатрических учреждений, представители органов опеки и попечительства.

Лишить человека правоспособности соседи и иные лица, не входящие в круг близких людей, не имеют право. Если граждане сталкиваются с неадекватными поступками человека, не имеющего родных, они могут обратиться в органы опеки и попечительства.

 

Обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным.

 

Дела о признании гражданина недееспособным, рассматриваются судом по заявлению граждан (близких родственников, членов семьи) в порядке особого производства.

В качестве заинтересованных лиц в заявлении о признании гражданина недееспособным в обязательном порядке указываются и привлекаются к рассмотрению дела, представители прокуратуры и органов опеки и попечительства, а также лицо в отношении которого подается заявление.

При обращении в суд вместе с заявлением должны быть предоставлены следующие документы:

  • копии паспортов заявителя и лица в отношении которого подается заявление о признании недееспособным;
  • документы, подтверждающие факт родственных отношений (свидетельство о рождении, свидетельство о браке и.т.д.);
  • медицинские документы, подтверждающие наличие у гражданина психического либо неврологического заболевания, выписки из амбулаторной карты больного с указанием диагноза, справка об инвалидности (при наличии);
  • квитанция об оплате государственной пошлины

В соответствии с гражданским процессуальным кодексом РФ, заявитель обязан уведомить всех заинтересованных лиц, указанных в заявлении, направив им копию этого заявления и прилагаемых к нему документов.

Подтверждающим документом, что заявитель уведомил заинтересованных лиц может быть входящий номер организации либо почтовое уведомление о получении заказного письма (с уведомлением, либо курьером).

Подробную консультацию о порядке подаче заявления можно получить по телефонам 52-28-51, 52-28-39.

Образец заявления о признании гражданина недееспособным и перечень необходимых документов для обращения в суд Вы можете скачать на официальном портале Администрации города в разделе «Услуги населению» структурного подразделения «Управление по опеки и попечительству» либо получить лично в управлении по опеке и попечительству по адресу: г. Сургут, проезд Советов, дом 4, кабинет 116 или 122.

Заявление с отметками об уведомлении заинтересованных лиц, прилагаемые к нему документы подаются лично в канцелярию Сургутского городского суда либо направляются заказным письмом с уведомлением или курьером по адресу: г.Сургут, ул. Профсоюзов, дом 37, кабинет 109, либо через портал ГАС «Правосудие» через личный кабинет госуслуг.

 

Как проводится экспертиза

 

Судья в порядке подготовки дела к судебному рассмотрению назначает предварительное судебное заседание, на котором определяется правомерность подачи заявления, полномочность заявителя, необходимость проведения судебно-психиатрической экспертизы. Определение суда о назначении судебно-психиатрической экспертизы вступают в силу через 15 дней со дня принятия и направляется в экспертное учреждение, которое будет проводить обследование больного.

Рассмотрение дела о признании гражданина недееспособным приостанавливается.

Освидетельствование может проводится в стационаре либо амбулаторно. Если обследуемый гражданин отказывается от прохождения экспертизы, его по определению суда направляют на экспертизу в принудительном порядке. Максимальная продолжительность исследования составляет 30 дней, после чего итоговое заключение должно быть предоставлено суду.

При получении судом заключения судебно-психиатрической экспертизы, рассмотрение дела возобновляется и принимается соответствующее решение, которое вступает в силу через 30 дней с момента его оглашения.

            Вступившее в законную силу решение суда о признании гражданина недееспособным является основанием для установления над ним опеки.

 

Установление опеки.

 

Органом опеки и попечительства в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу о признании гражданина недееспособным, принимаются меры по определению его дальнейшего жизнеустройства.

Гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:

  • заявление о назначении его опекуном недееспособного гражданина;
  • справку с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров - копии пенсионного удостоверения);
  • медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам медицинского освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;
  • копию свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
  • письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном (в случае принятия решения опекуном о совместном проживании совершеннолетнего подопечного с семьей опекуна);
  • автобиографию.

Родители, бабушки, дедушки, братья, сестры, дети и внуки, выразившие желание стать опекунами недееспособных граждан, с которыми указанные граждане постоянно совместно проживали не менее 10 лет на день подачи заявления о назначении опекуном, представляют в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:

  • заявление о назначении опекуном недееспособного гражданина;
  • документы, подтверждающие родство с недееспособным гражданином;
  • медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам медицинского освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;
  • копию свидетельства о браке (если близкий родственник, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке).

Гражданин, выразивший желание стать опекуном, при подаче заявления о назначении опекуном должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

В целях назначения опекуном гражданина, выразившего желание стать опекуном недееспособного, орган опеки и попечительства в течение 7 дней со дня представления документов, производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.

При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к выполнению обязанностей опекуна, а также отношения, сложившиеся между членами его семьи.

Орган опеки и попечительства в течение 15 дней со дня представления документов, и проведения акта об обследовании условий жизни гражданина принимает решение о назначении опекуна либо решение об отказе в назначении опекуном с указанием причин отказа.

 

Подробную консультацию о порядке назначения опекуном недееспособного гражданина можно получить по телефонам 52-28-51, 52-28-39.

Образец заявления о назначении опекуном совершеннолетнего недееспособного гражданина и перечень необходимых документов для установления опеки Вы можете скачать на официальном портале Администрации города в разделе «Услуги населению» структурного подразделения «Управление по опеки и попечительству» либо получить лично в управлении по опеке и попечительству по адресу: г. Сургут, проезд Советов, дом 4, кабинет 116 или 122.

 

 

Полезные ссылки

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ!

8 (3462) 522-005, 522-323

business@admsurgut.ru

Инвестиционный портал Сургута

Инвестиционный портал Югры