Сегодня большинство детей с ограниченными возможностями здоровья учатся в специализированных школах или находятся на домашнем обучении. И обычным детям порой даже трудно себе представить: а каково это – быть не таким, как все? Как вести себя с такими людьми? Как им помочь или хотя бы попытаться понять? Оказывается, общение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями может стать обоюдно полезным. Во-первых, это позволит сформировать в нашем обществе толерантное отношение к инвалидам, а во-вторых, увеличит степень социализации «особенных» людей. Полноценное инклюзивное обучение – это лучший вариант для адаптации ребенка с нарушениями здоровья.
Что такое инклюзивное образование?
Так называется совместное обучение и
воспитание здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Его
идея заключается в том, чтобы «особенные» дети имели реальную возможность
обучаться наравне со всеми. Значение инклюзивного образования трудно
переоценить. Во-первых, оно воспитывает гуманное отношение к таким детям, дает
им возможность общаться и дружить со своими здоровыми сверстниками, делает
одинаково доступным для всех современные образовательные технологии, что
обеспечивает социальную адаптацию не только обычных детей, но и «особенных».
Проблемы и задачи такого обучения
Не всегда, к сожалению, городская
инфраструктура бывает адаптирована для жизни людей с ограниченными возможностями
здоровья. Бывает, что педагоги, ученики и родители не всегда морально готовы к
совместному обучению с инвалидами. Кроме того, отсутствует нормативно-правовая
база для реализации инклюзивного образования. Однако в Сургуте уже сейчас делают
важные шаги по созданию необходимых условий для обучения детей-инвалидов. Ведь
ценность человека не зависит от его способностей и достижений – КАЖДЫЙ ребенок
способен чувствовать и думать, КАЖДЫЙ человек имеет право на общение и на то,
чтобы быть услышанным, потому что ВСЕ люди – независимо от состояния своего
здоровья – нуждаются в поддержке, помощи и дружбе.
Для юных «особенных» сургутян
В этом году в муниципальных бюджетных
образовательных учреждениях города Сургута обучаются 216 детей-инвалидов, среди
них 146 человек посещают школьные учреждения, 70 человек находятся на домашнем
обучении и 48 детей получают дополнительное образование с использованием
дистанционных технологий. В нашем городе делают важные шаги по созданию условий
для получения образования детьми-инвалидами с целью полноправно включить их в
социальную среду. В системе общего образования реализуются такие модели
обучения, как коррекционные классы не только в специальных ОУ, но и на базе
общеобразовательных школ. На сегодняшний день в 44-х специальных коррекционных
классах обучаются дети с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного
аппарата и с задержкой психического развития. В 11-ти городских школах
интегрированной направленности создается универсальная безбарьерная среда,
позволяющая таким детям обучаться по месту жительства, в детском саду «Крепыш»
разработан специальный проект «Обеспечение требований безбарьерного доступа
детей с ослабленным здоровьем в учебный класс». В школе №18, например, обучаются
22 ребенка с ограниченными возможностями, из них 19 детей-инвалидов находятся на
домашнем обучении с использованием дистанционных технологий. На базе нескольких
детских садов («Огонек», «Сказка», «Белоснежка», «Искорка», «Бусинка» и «Садко»)
созданы консультативные пункты по оказанию коррекционно-развивающих
логопедических услуг, здесь же консультируют родителей по вопросам воспитания,
обучения и развития детей с нарушениями здоровья, проводятся индивидуальные и
групповые общеразвивающие, коррекционно-развивающие, логопедические занятия с
детьми.
Центр диагностики и консультирования
Он создан в рамках совершенствования
системы ранней диагностики и выявления детей с ограниченными возможностями
здоровья. Его цель – оказание психолого-педагогической и медико-социальной
помощи детям от 0 до 18 лет (в отдельных случаях – до 21 года), оказавшимся в
трудной жизненной ситуации в связи с проблемами в обучении и социальной
адаптации. На 1 сентября 2012 года городской психолого-медико-педагогической
комиссией уже обследовано 1254 ребенка. Проконсультироваться по всем
интересующим вопросам можно по адресу: ул. Декабристов, 16, в будние дни с 09.00
до 17.00, телефон для предварительной записи: 52-56-63.
Доступно для всех!
В рамках реализации программы «Доступная среда» в 2013
году будет реализовываться модель обучения и воспитания детей-инвалидов по
индивидуальным маршрутам в общеобразовательном классе, совместно со
сверстниками. Для этой цели в апреле-мае текущего года 29 педагогов уже прошли
курсы повышения квалификации для работы с детьми-инвалидами, и в последующие
годы их число увеличится. Опытные наставники, которые знают, как именно нужно
обучать таких детей, помогут каждому ребенку получить максимум знаний и навыков.
На сегодняшний день департаментом образования осуществляется реализация проекта
«Равные и разные», запланированы различные мероприятия по созданию безбарьерной
образовательной среды и по работе с родителями детей-инвалидов, обучающихся в
образовательных учреждениях Сургута.
Ирина БАРКАНОВА