Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Образование

Сургутские педагоги сделали «заготовки» на зиму!

04 Сентября 2012

Если учитывать, что в Сургуте зима длится большую часть года, то готовиться к ней нужно заранее и основательно.

С 23 по 28 августа в городе Сургуте педагогическое сообщество  определяло стратегические ориентиры модернизации муниципальной образовательной системы города Сургута на 2012-2013 учебный год.

«Августовская педагогическая конференция по праву считается отправной точкой, стартом нового учебного года для педагогического сообщества, она дает возможность учителям определить ориентиры своей деятельности, настроиться на эффективную работу» - говорит Татьяна Османкина, обращаясь к общественности города.

Событие состоялось, пора подводить итоги.

Напомним, что в рамках конференции было организовано 7 дискуссионных площадок, обучающие семинары, видеоконференции, презентации. Главный вопрос для обсуждения – ФГОС: новые образовательные программы, внеурочная деятельность, оценка качества образовательных достижений обучающихся, роль и ответственность педагога, работа с детьми с особыми образовательными потребностями и другие темы.

Дискуссия на большой сцене

Дискуссия получилась не только на площадках, но и на большой сцене Сургутского государственного педагогического университета, где проходило пленарное заседание - завершающий аккорд конференции.

Исполняющий обязанности главы Администрации города Роман Марков задал тон дискуссии на большой сцене. Он озвучил сургутским педагогам свое мнение о социальном заказе общества к школе с позиции родителя и как один из руководителей города, о тех мерах поддержки, которые будут в ближайшее время внедрены: «Главное, чтобы дети были морально и физически здоровы, умели мыслить, ориентироваться в этом мире, получили знания, достаточные для поступления в вуз. Самое главное в процессе образования - это личность учителя. Мы будем развивать образование, вкладываться в учителя. Я говорю не только про заработную плату, это повышение квалификации, создание условий для обмена опытом, Сургут должен использовать лучшие проверенные практики, опыт других городов. Но при этом мы будем требовать отдачи – хороших образовательных результатов».

Галина Резяпова, депутат Тюменской областной думы, в своем выступлении не только поддержала слова Маркова, но предложила конкретные инструменты по мотивации к педагогической деятельности и повышению потенциала управленческих кадров в сфере образования. По словам Галины Александровны важно, чтобы жители города знали и о заслуженных учителях,  и о молодых инноваторах, которые работают в сургутских школах. Благодаря совместному проекту депутата и департамента образования возможно в новом учебном году на сургутских телеэкранах пройдет серия документальных фильмов об учителях и их учениках.

Директор департамента образования и молодежной политики Югры Любовь Ковешникова рассказала о том, что наибольшее доверие россияне сегодня испытывают к учителям (представителям этой профессии доверяют 66% опрошенных) и ученым (66%) по результатам исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ): «Доверие возросло и надо его оправдывать, наш минус – в недостаточной открытости обществу. Родители не понимают, что такое федеральные государственные стандарты, внеурочная деятельность и т.д. Наша задача сейчас – объяснить общественности, зачем мы меняем систему образования, какие нововведения ждут их детей» - поделилась планами директор департамента. – «При этом нам есть, чем гордиться. Я говорю о детях с особыми образовательными потребностями. Почти 85 процентов их них включены в дистанционное обучение. В 34 школах округа создана безбарьерная среда. Мы стремимся к тому, чтобы такие ребята могли ходить именно в общеобразовательную школу, наравне с другими».

С большой сцены также выступили ректоры ведущих вузов города Надежда Коноплина и Сергей Косенок. Они говорили о готовности высшей школы идти в ногу со временем и необходимости организации непрерывного образования.

Учителям Сургута московские эксперты поставили 5!

Гости конференции - представители Российской академии образования, которые стали не только активными участниками дискуссионных площадок, но и внешними экспертами работы сургутских педагогов. Заместитель директора института стратегических исследований в образовании РАО (прим. автора. институт стратегических исследований в образовании - ведущий институт по разработки проектов в рамках ФГОС), кандидат педагогических наук Ирина Логвинова так прокомментировала ситуацию в городе Сургуте: «В прошлый свой приезд в город Сургут, в марте, я говорила о межведомственном взаимодействии по реализации ФГОС как о далекой перспективе. Результаты, которых достигли в Сургуте за 5 месяцев меня приятно удивили. Руководство города серьезно и системно занимается вопросами  образования, в т.ч. введением стандартов,  предприняты конкретные шаги для того, чтобы обучающиеся могли пользоваться всей социо-культурной инфраструктурой города. В каком еще регионе так проработаны вопросы межведомственного взаимодействия между образованием и культурой? Ваш опыт должен быть известен всей стране».

Также эксперт оценила вариативность и мобильность конференции и предложила  другие варианты сотрудничества: «Сейчас один из главных вопросов – система оценки. Мы запустили проект, рассчитанный на три года, по изучению оценки качества образования в начальной школе. Уже сейчас в нем участвуют 20 территорий страны, 74 тысячи школьников. Хочу пригласить округ, а именно Сургут к участию в этом проекте на следующий год, для нас вы надежные партнеры». Будем считать, что  сургутские учителя получили оценку 5.

Ориентиры и перспективы

Итоги пленарного заседания и в целом конференции подвела директор департамента образования Администрации г. Сургута Татьяна Османкина.

На протяжении всей конференции  звучали несколько основных вопросов:

- как объединить наиболее ценный педагогический опыт с современными средствами эффективного менеджмента?

- как привлечь для работы в школы молодых талантливых педагогов?

- как удовлетворить образовательные потребности российского ребенка 21 века и повысить качество его образовательных достижений?

- как наладить действительно партнерские, эффективные отношения с семьей?

Главный ресурс реализации стратегии развития муниципальной системы образования – кадровый потенциал, вывод, который звучал на каждой из дискуссионных площадок. Меры по его развитию и поддержке активно обсуждались на дискуссионной площадке «Работа с педагогом – ключевой элемент процесса модернизации муниципальной образовательной системы г. Сургута». 

В условиях введения федеральных государственных стандартов и требований ставится задача разработки новой модели научно-методического сопровождения педагогических и управленческих кадров. Продуктивное педагогическое общение будет организовано в современных формах педагогического взаимодействия и профессиональных объединений (опорные сетевые площадки, ресурсные методические центры на базе образовательных учреждений, проектные площадки, стажерские площадки, годичные команды, межфункциональные команды, в т.ч. и межведомственные, например для организации внеурочной деятельности).

Трудно не согласиться с высказыванием о том, что «Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей» (М. Барбер). Все понимают, что в условиях кадрового дефицита сегодня в школу нет конкурсного отбора при приеме на работу. Поучителен в этом отношении зарубежный опыт, где учителей принимают по результатам пяти тестов, один из которых определение кругозора (знания в области искусства, литературы, истории). Звучали предложения о необходимости возрождения практики участия педагогов в культурно-образовательных программах в различных субъектах нашей страны, предусматривающих не только профессиональный обмен, а изучение культурных и исторических, духовных ценностей, расширение кругозора.  Участники конференции предложили делегатам от города Сургута на педагогическом конвенте Югры еще раз поднять вопрос о необходимости разработки и внедрения дополнительных механизмов привлечения высококвалифицированных специалистов в школы, реализации различных форм социальной поддержки педагогов.

Отвечая на вопрос о повышении качества образовательных достижений обучающихся, участники дискуссии пришли к следующему выводу: активное применение электронных образовательных ресурсов осуществляется уже не один год, но должной эффективности они не приносят. «Необходимо «взросление» педагогических технологий вместе с детьми от класса к классу, от начальной ступени к основной» - отметила И.М. Логвинова в своем выступлении.

Участники конференции отметили, что необходимо не только оснащать и «упаковывать» образовательные учреждения современной техникой, но и заботится о развитии и повышении дидактического потенциала современных образовательных ресурсов (электронных, и цифровых, образовательных веб-ресурсов, электронных средств обучения). Важно самому учебному процессу придать инновационный характер. Разрабатывая основную образовательную программу, создавая условия для обучения и воспитания, важно ориентироваться на индивидуальные особенности и возможности каждого обучающегося.

Сегодня для решения задачи модернизации сферы образования необходима широкая поддержка со стороны общественности, родителей, проводимой образовательной политики, восстановление их активной роли и ответственности за достижение результатов образования.

Система образования города Сургута ведет политику информационной открытости и старается обеспечить доступность информации о муниципальной системе образования. Современная школа постоянно находится в поиске новых форм взаимодействия с родителями. Всю большую популярность набирает дистанционное общение – электронные дневники, связь по электронной почте, выкладывание материалов на школьный сайт.

В рамках конференции родительской общественности города была представлена «Модель учебного дня школьника», что позволило им «прожить» в школе один учебный день, увидеть, в каких условиях и по каким программам дети занимаются, какие информационные и технические ресурсы используют, как проводят внеурочное время и, наконец, чем питаются.

Основной «заготовкой» сургутских педагогов на 2012-2013 учебный год стал конкретный план скоординированных перспективных действий.

Включиться в процесс обсуждения стратегических ориентиров модернизации муниципальной образовательной системы все заинтересованные лица могут на Интернет- сайте Сурвики.

 

Директор департамента образования и молодежной политики Югры Любовь Ковешникова вручает благодарственные письма педагогам за подготовку победителей и призеров олимпиад

 

Выступление первого заместителя главы Администрации города Романа Маркова

 

Президиум пленарного заседания

 

Депутат Тюменской областной думы Галина Резяпова

 

Заместитель директора института стратегических исследований в образовании РАО, кандидат педагогических наук Ирина Логвинова

Полезные ссылки

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ!

8 (3462) 522-005, 522-323

business@admsurgut.ru

Инвестиционный портал Сургута

Инвестиционный портал Югры