Благотворительная программа Intel «Обучение для будущего», первоначально объявленная в 2000 г. в США, приобрела всемирный характер. На сегодняшний день ее выпускниками стали почти 2,5 миллиона человек из 30 государств, включая Россию и Украину. В 2005 году в рамках программы по всему миру планируется обучить еще 500 тысяч человек, и каждый пятый - житель Российской Федерации.
В России программа Intel «Обучение для будущего» осуществляется с 2002 года и с каждым годом набирает обороты. В течение первых двух лет обучение прошли 26 тысяч учителей и студентов педвузов, в прошлом году - свыше 80 тысяч, а до конца 2005 года соответствующую подготовку пройдут еще 100 тысяч человек. В ряде регионов России: Новосибирской и Псковской областях, Тольятти, Барнауле, - количество учителей, прошедших подготовку по программе Intel «Обучение для будущего», приближается к 100 процентам.
В России программа осуществляется при поддержке Министерства образования и науки РФ. Ее цель - научить школьных преподавателей применению современных информационных и педагогических технологий в учебном процессе. На региональном уровне программу активно поддерживают местные власти. Вся работа по организации и развитию учебных центров идет в тесном сотрудничестве с местными управлениями образования. В России уже действует 76 таких центров в 70 с лишним регионах страны. В ближайшее время на территории РФ будет открыто еще 29 центров обучения.
- Главный результат программы, на мой взгляд, заключается в том, что российские учителя стали понимать, каким образом можно организовать самостоятельные исследования с использованием современных компьютерных технологий, - говорит Ярослав Быховский, руководитель программы Intel «Обучение для будущего» в России. - Учителя-участники нашей программы вместе со школьниками разрабатывают исследовательские проекты, результаты которых ученики представляют в виде таблиц, диаграмм, презентаций, веб-сайтов. При этом школьники получают не только знания, но и более полное представление о мире, в который они попадут после школы.
Реализация программы в Сургуте начата в феврале текущего года, когда на базе Центра развития образования были организованы городские обучающие площадки. Организатором площадок является Людмила Александровна Климович, старший преподаватель Сургутского государственного педагогического университета. Координатор – Надежда Емельяновна Бахарева, эксперт Центра развития образования.
Площадки начали свою работу сразу в нескольких школах. Занятия с учителями проводят их коллеги – учителя и методисты школ, «тьюторы». Недолгий, но трудный путь прошли они, готовясь к этой работе: сначала просто учились делать проекты; потом – видеть возможности и перспективы развития проекта в учебных темах школьного курса; ставить обучающие вопросы; оценивать сделанные работы.
А как же те, кто приходит на занятия? Первое время - немного трудно и непонятно, кажется, что за выделенное время научиться чему-то, а тем более сделать что-то стоящее невозможно! Но, «оказывается во время мозгового штурма в голову приходят интересные идеи», в Интернете можно найти информацию для любого проекта, а побывать в роли ученика не только забавное воспоминание своего детства, но и очень полезное занятие. В конце-концов, на последнем занятии свои учебно-методические комплексы представляют не просто слушатели курсов, а единомышленники, готовые к реализации проектов и от всей души радующиеся успехам коллег.
С момента начала работы городских площадок в городе и районе обучено 156 учителей, не закончило обучение - 72, стоит в очереди (июнь) – 45 человек.
То, что программа «Обучение для будущего» нужна всем педагогическим работникам, не сомневается ни один выпускник программы. Здесь можно познакомиться с проектным подходом к обучению, организовать межпредметные коалиции, расширить свой кругозор, и просто – получить удовольствие от работы с информационными технологиями.
Для оценки эффективности программы Intel «Обучение для будущего» группа независимых экспертов провела опрос российских участников. 91,1% опрошенных охарактеризовали программу как «очень продуктивную» или «хорошую», 93,2% респондентов будут рекомендовать ее своим коллегам. Доля российских учителей и студентов педвузов, использующих компьютеры при работе в классе, выросла с 28,5% перед прохождением обучения до 70,4% по завершении курса.
Одна из причин высокой эффективности программы – поддержка послекурсовой деятельности своих выпускников. Семинары, тренинги и конкурсы просто не позволяют забыть то, чему учились. Вот и городские площадки Сургута подошли к моменту оценки первого этапа своей работы. Начата подготовка ПЕРВОГО семинара выпускников программы. Будут представлены лучшие методические комплексы, отобранные конкурсной комиссией.
Семинар состоится 27 мая в 14.30 в Центре развития образования. Выпускники, желающие принять участие могут обратиться к тьюторам за помощью в подготовке. Конкурсная комиссия приступает к работе 20 мая.
Тел. для справок: 89128122724 Климович Людмила Александровна