РОДИТЕЛИ СТАВЯТ ОЦЕНКУ ПЕДАГОГАМ
В регионах России создаются процедуры независимой оценки качества в дополнительном образовании.
В 2015 году впервые в Федеральной целевой программе развития образования (ФЦПРО) на 2016 - 2020 годы была поставлена задача развития дополнительного образования детей. Было подчеркнуто, что сфера дополнительного, или неформального, образования является источником инноваций.
В первой четверти XXI века изменился взгляд на цели и сущность дополнительного образования.
«В ближайшие годы на рынке труда будет происходить серьезные изменения, - уверен Сергей Геннадьевич Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ. - Для работы в любой отрасли будут значимы soft skills (мягкие навыки): способность к сотрудничеству, к работе в команде, критическое мышление, креативность… Поэтому пересматриваются представления о том, что из себя представляет эффективное содержание образования. В центре внимания оказывается именно дополнительное образование детей, с которым мы традиционно связываем совместную деятельность межвозрастных групп, внимание к сотрудничеству и взаимодействию в команде, развитие навыков, общение и развитие потенциала творчества».
«На наших глазах формируются новые представления о дополнительном образовании. Что это такое? Это - переосмысление себя или это - профориентация? Это - образование или развлечение, досуг или времяпровождение? – задается вопросом Ирина Всеволодовна Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ. - Как здесь складывается взаимодействие тех, кто готов делиться своим опытом и вовлекать в свою деятельность, и тех, кто перенимает этот опыт?»
РАСШИРЯЮЩАЯСЯ ВСЕЛЕННАЯ
В 2015 году Общероссийский народный фронт задал российским семьям вопрос, чего они ждут от современной системы дополнительного образования.
Выяснилось, что для родителей важнее всего качество образования, которое дети получают в кружках и секциях.
Проблема качества затрагивается и в программных документах образовательной политики.
В Указе Президента России от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» поставлена цель: к 2020 году 70 - 75 % всех детей должны обучаться по дополнительным образовательным программам, причем 50% из них – за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Чтобы дать программам бюджетное финансирование, из них нужно отобрать те, которые приводят к самым высоким результатам.
Перед экспертами поставлен вопрос: как измерить эти результаты?
«Дополнительное образование кардинально отличается от других уровней образования, - говорит Татьяна Анатольевна Мерцалова, ведущий эксперт Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ. - В общеобразовательной школе есть ФГОСы, задающие требования, на основании которых можно выстраивать систему оценки. Но в отношении оценки качества дополнительного образования этот вопрос остается открытым. Попытка создать нормы, одинаковые для всех уровней образования не обеспечивает учет интересов всех участников образовательного процесса. Оценка результатов, которых достигают дети, обучаясь по программам дополнительного образования, волнует одновременно и родительскую, и педагогическую общественность».
Общеразвивающие программы дополнительного образования не регулируются федеральными государственными стандартами или государственными требованиями.
Поэтому к сфере дополнительного образования не применим традиционный подход к оценке качества образования.
К тому же формы и содержание программ дополнительного образования постоянно меняются.
Дополнительное образование в начале XXI века – это расширяющаяся вселенная.
Целые галактики этой вселенной не имеют статуса образовательных организаций. Некоторые работают без лицензии на образовательную деятельность (это относится к организациям спорта и культуры, которые образуют единую сеть с различными организациями дополнительного образования детей - Центрами детского творчества, спортивными школами, школами искусств и т.п.).
В то же самое время расширяется негосударственный сектор дополнительного образования.
В него вливаются НКО социальной направленности и даже коммерческие организации, имеющие лицензию на образовательную деятельность.
Модифицируются существующие форматы, расширяется география, формируются виртуальные и реальные сообщества, которые помогают семьям поддерживать индивидуальные образовательные траектории своих детей. Складывается новая система подготовки кадров для дополнительного образования, возникают профильные электронные и печатные СМИ.
«В 2017 году мы приходим к выводу о невероятном многообразии сектора дополнительного образования, - считает научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. - 30 лет назад все его структуры были известны: Дворцы пионеров, станции юных техников, школы искусств… Но сегодня каждое новое исследование социальных сетей обнаруживает новые виды деятельности. И это – серьезный вызов для тех, кто привык изучать образование с точки зрения образовательной организации».
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ
Идея независимой оценки качества образования была сформулирована в Указе Президента от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Основным нормативным документом является 95 статья федерального закона «Об образовании в РФ» (в редакции №256-ФЗ от 21.07.2014 г.), а основным подзаконным актом - приказ Минобрнауки №1547 от 5 декабря 2014 года «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Эти показатели едины для образовательных организаций всех типов: от детских садов до вузов (в том числе - для некоммерческих или коммерческих организаций, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности).
Эксперты подчеркивают, что для адекватной оценки качества в дополнительном образовании детей имеет смысл расширить набор федеральных критериев и разработать показатели, учитывающие специфику этого уровня образования.
«Ряд показателей, закрепленных в приказе Минобрнауки России № 1547 от 5 декабря 2014 года, не подходят для дополнительного образования, - объясняет Татьяна Мерцалова. – Например, показатель: «2.4. Наличие дополнительных образовательных программ». В организациях дополнительного образования других программ просто нет. Аналогично: предложенное в методике расчета добавление баллов за наличие программ разной направленности не учитывает ситуации, когда объектом оценки становятся, например, специализированные школы искусств, спортивные школы или станции юных натуралистов, в которых представлены программы только одной направленности?».
В 2017 году в рамках мероприятия 3.2 «Формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей» был проведен конкурсный отбор региональных программ развития образования, в том числе, предусматривающих проведение независимой оценки качества дополнительного образования детей.
В нем победили девять регионов.
Это - Республики Саха (Якутия), Бурятия и Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ, Вологодская, Тульская, Астраханская, Тюменская области и Пермский край.
Во всех этих регионах одновременно с пилотным проектом по введению персонифицированного финансирования проводится разработка, апробация или уже функционируют разные модели независимой оценки качества дополнительного образования детей.
Организациями-операторами по проведению независимой оценки качества образования стали региональные центры оценки качества образования или профильные подразделения региональных Институтов развития образования (Институтов повышения квалификации).
КАК НЕ УВЛЕЧЬСЯ КОНКУРСОМАНИЕЙ
«До недавнего времени существовали две модели независимой оценки качества дополнительного образования. Первая – востребованность родителями тех или иных программ дополнительного образования. Вторая - результаты конкурсов и фестивалей, - говорит директор Всероссийского центра творчества Оксана Валерьевна Гончарова. - На практике пока сложно найти иные модели. Хотя для независимой оценки качества можно было бы применять и другой критерий: например, количество детей, которые хотят заниматься у определенного педагога. Сегодня мы часто слышим о добровольном сертифицировании в дополнительном образовании. Но пока не знаем, насколько независимой может быть такая оценка качества образования? Особенно если стандартов в дополнительном образовании нет!».
Самая распространенная модель измерения успешности детей в освоении программ дополнительного образования - конкурсы и состязания.
Победы в них помогают педагогам убедиться, что их ученики хорошо осваивают программу, а семьям - что их ребенок делает успехи.
Однако многие жалуются, что система дополнительного образования страдает от болезни, которая зовется «конкурсоманией».
В крупных школах искусств критерий качества обучения – это победы учеников на 150 конкурсах в год.
Каждый учебный год начинается с вопроса: сколько у вас было гран-при?
«Некоторые конкурсы называют себя «международными», но проводятся чуть ли не в каждом дворе!», – жалуются педагоги школ искусств.
Поэтому сегодня руководители образования обсуждают проблему сертификации конкурсов и состязаний.
В некоторых регионах России (особенно в Москве) принимаются документы, закрепляющие перечень официально рекомендованных конкурсных мероприятий.
Это помогает руководителям выбирать для своих учеников самые репрезентативные конкурсы, фестивали и соревнования.
За последние годы в России сформировались и новые модели конкурсных состязаний технической направленности: Олимпиада НТИ, Робофест, JuniorSkills.
Они пользуются большим успехом у школьников и их родителей, довольных тем, что их дети получают образование XXI века.
Конкурсная модель по-прежнему современна: она может успешно поддерживать развитие приоритетных для государства направлений дополнительного образования.
ЗА РАБОТУ С ДЕТЬМИ-МИГРАНТАМИ - ПОЛБАЛЛА
Самым популярным форматом, в котором органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляют родителям и педагогам результаты независимой оценки качества дополнительного образования, остаются рейтинги.
В 273 ФЗ (п. 7 ст. 95) говорится: «На основе результатов независимой оценки качества образования могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) реализуемых ими образовательных программ».
В 2015 году, по данным Министерства образования и науки Российской Федерации, не более шестой части рейтингов, опубликованных в регионах по результатам независимой оценки качества образования, представляли организации дополнительного образования детей.
Интересная работа была проведена в Пермском крае, где еще в 2013 году началось формирование системы независимой оценки организаций, оказывающих социальные услуги.
В 2015 году в крае впервые были опубликованы результаты независимой оценки качества организаций дополнительного образования детей. При этом оценивались условия осуществления образовательной деятельности, качество образовательного и воспитательного процессов, обеспечение безопасности и здоровьесбережение обучающихся, гарантии доступности и качества образования, информационная открытость образовательной деятельности, общественно-государственное управление, качество результата (обеспечение прав потребителей).
Сегодня в Пермском крае ведется работа по реализации Плана мероприятий по проведению оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на 2016-2018 годы.
Эксперты отмечают, что ценность рейтингов снижается, если они не отсылают читателей к подробной информации об образовательных организациях.
На основании этой информации родители могут сделать выбор программы для своих детей, а менеджеры образования - принять обоснованные управленческие решения.
Поэтому в Липецкой и Волгоградской областях, Забайкальском и Краснодарском краях, в Республиках Чувашия и Марий Эл вместе с рейтингами (и в дополнение к ним) были опубликованы базы данных по всем образовательным организациям дополнительного образования детей, принимавших участие в оценке.
В некоторых регионах результаты независимой оценки качества образования представлены в виде аналитического обзора.
Эксперты отмечают опыт Ханты-Мансийского автономного округа.
Созданная его специалистами методика объединяет социологические исследования, ведомственные мониторинги и анализ статистических данных в сфере дополнительного образования.
При проведении социологического исследования в рамках независимой оценки используется расширенная выборка: анкеты заполняют не только родители обучающихся, но и сами обучающиеся, и педагоги, работающие в этих организациях.
Это позволяет верифицировать результаты и сделать более точные выводы, которые можно использовать в процессе управления.
Важным критерием качества в ХМАО считают ориентированность организации на развитие, на поиск новых форм работы, внедрение новых профилей и использование современных технологий.
Интересен опыт Тульской области, где Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования разработал Паспорт независимой оценки качества организации дополнительного образования.
Экспертам предлагают методический инструментарий, который позволяет перевести полученные данные по организациям в балльную систему.
Например, если сайт организации дополнительного образования обновляется 2 раза в неделю – она получает максимальную оценку – 3 балла.
За обновление сайта два раза в месяц – всего лишь половину (0,5) балла.
А те, кто обновляют его раз в месяц, рискуют получить отрицательную оценку: -3 балла.
Для родителей учеников должна работать обратная связь, поэтому за ответ родителям в течение двух дней организации ставится наибольшее количество баллов, за «забывчивость», длящуюся более месяца, – баллы вычитаются.
Оценивается возможность взаимодействия с семьями по телефону и по электронной почте. Проверяется соответствие кабинетов требованиями СанПиНа, оснащенность пожарной сигнализацией, дымовыми извещателями, «тревожной кнопкой», огнетушителями…
Разработчики методики уверены, что на сайте организации должны быть представлены: устав, форма обучения, расписание занятий, лицензия с приложениями, учебный план, программа развития, план финансово-хозяйственной деятельности, сведения о работниках, с указанием уровня образования, повышения квалификации, опыта работы.
При оценке организаций учитывается реализация программ для детей с ОВЗ, использование дистанционных технологий, сотрудничество с научными обществами и вузами.
Особо рассматривается работа в организации дополнительного образования с детьми-сиротами и детьми-мигрантами.
В ИНТЕРЕСАХ СЕМЕЙ
«Модель независимой оценки дополнительного образования, формирующаяся сейчас и нашедшая поддержку со стороны Минобрнауки России, больше, чем на других уровнях образования, движется в сторону прикладного использования и учета интересов семей и педагогов, - считает Татьяна Мерцалова. - Для семей она важна как инструмент принятия решения о том, какую образовательную программу выбрать для ребенка, для педагогов дополнительного образования – как инструмент саморазвития и развития собственной организации».
В 2016 году Общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» предложила родителям и детям из всех федеральных округов Российской Федерации оценить доступность и качество программ дополнительного образования.
Впервые опрос такого масштаба (в нем участвовали 11 494 человек: не только родители, но и дети в возрасте от 5 до 16 лет) был проведен по единой анкете.
45,7% родителей с оптимизмом ответили, что их «безусловно, удовлетворяет качество дополнительного образования, которое получает ребенок»,
49,7% семей согласились, что кружок или секция, которые посещают их дети, их «скорее, удовлетворяет»,
3,8% выразили сомнение: «скорее, не удовлетворяет».
И лишь менее 1% опрошенных семей заявили, что их абсолютно не устраивают программы дополнительного образования, которые предлагаются их детям.
Родители из разных регионов России проявили единодушие: они доверяют педагогам дополнительного образования и довольны тем, как те относятся к их детям.
Большинство семей радуются тому, что их ребенок может посещать кружок или секцию недалеко от дома.
Больше половины родителей отметили, что получили в полном объеме информацию о том, где и как можно записаться на программы дополнительного образования.
Это помогло им сделать выбор.
Семьи довольны содержанием образования, качеством преподавания и отношением педагогов к детям.
Но...
75% опрошенных высказали недовольство материально-техническим оснащением кружков, секций, Центров детского творчества.
Для одних родителей важно, чтобы в спортивной школе или в школе искусств было современные батареи, горячая и холодная вода, канализация, противопожарная сигнализация, «тревожная кнопка»…
Для других - чтобы внешкольные занятия их детей проходили на самом современном оборудовании.
«Я хотела бы отметить важный опыт некоторых организаций дополнительного образования детей Пермского края и Астраханской области, - говорит Татьяна Мерцалова. - На их официальных сайтах, в разделе, где представлено материально-техническое обеспечение организации дополнительного образования, размещена таблица в формате Exel. В ней описаны помещения и оборудование каждого кружка или секции. Составить такое описание – не сложно. Это достаточно сделать один раз. Но родители могут открыть табличку и увидеть, как оснащен кружок, который они выбрали для ребенка, и на каком оборудовании будут заниматься их дети. Для них это очень важно! Одновременно эта строчка в формате Exel позволит экспертам осуществлять независимую оценку качества условий в детских объединениях».
НЕ ПОТРЕБИТЕЛИ, А ГЛАВНЫЕ ЗАКАЗЧИКИ
Какое место в независимой оценке качества образования сегодня занимают опросы семей?
«В регионах, - считает Татьяна Мерцалова. – понимают, что дополнительное образование трудно оценивать с помощью образовательной статистики. Оно не регулируется федеральными стандартами, очень мало объективных данных, позволяющих вынести экспертное суждение. Поэтому мнение о программах дополнительного образования, высказанное семьями, приобретает особую ценность. На это сделан основной акцент и в федеральной методике. Многое можно узнать только через социологические опросы. Но и здесь возникают проблемы. Могут ли родители оценить все? По некоторым вопросам дети осведомлены гораздо лучше, чем их родители, ведь именно они занимаются в этих кружках и секциях! Значит, имеет смысл проводить опросы не только родителей, но и самих детей и подростков, занимающихся по программам дополнительного образования, и создавать для них отдельные анкеты!»
В некоторых регионах организации дополнительного образования начинают углублять свое сотрудничество с родителями.
Именно выбор семей власти регионов намерены оплачивать в пилотном проекте по персонифицированному финансированию.
В Республике Татарстан республиканскому Центру внешкольной работы, который отвечает за независимую оценку качества дополнительного образования детей в республике, помогают представители регионального отделения общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей».
«Надо заниматься опросом родителей, и делать это должны молодые люди, - считает директор Всероссийского центра творчества Оксана Валерьевна Гончарова. - Только родитель или ребенок может ответить на многие вопросы. Другой возможности получить эти данные просто нет. 80% родителей не понимают управленческой терминологии. Они не мыслят в таких терминах как «персонифицированное финансирование». Назрела идея проинтервьюировать детей и родителей на их языке и понять, что им нужно от дополнительного образования».
Эксперты подчеркивают, что семьи хотят не просто оценить работу Центра детского творчества или станции юных техников.
У них есть задача - выбрать для своего ребенка определенную программу дополнительного образования.
Они хотели бы первыми узнавать о новых и актуальных программах дополнительного образования (робототехника, программирование, 3D моделирование), сравнивать кадровое и ресурсное обеспечение программ, получать сравнительные оценки их качества.
Для современных родителей особенно важен контекст (кто, где и какие программы дополнительного образования реализует), выделение кластеров по программам (какое место в рейтинге занимают однотипные программы, реализуемые разными Центрами детского творчества, станциями юных техников, школами искусств и т.п.).
Уже сегодня органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации отвечают на родительский запрос, включая в систему независимой оценки качества дополнительного образования негосударственные (коммерческие и частные) организации, реализующие современные программы, которые очень нужны родителям (особенно если это программы современной технической направленности или программы для детей с ОВЗ).
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРОСЫ: ПЕРВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
В некоторых субъектах Российской Федерации для изучения родительского мнения были составлены анкеты.
Однако вопросы, которые должны послужить инструментом независимой оценки качества образования, не всегда соответствовали целевой аудитории.
В анкете, предложенной Институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, у родителей спрашивают: «Удовлетворены ли Вы творческим развитием Вашего ребенка в данной образовательной организации?».
Вопрос, на который большинству семей очень трудно ответить! Ведь для начала им надо объяснить критерии понятия «творческое развитие».
Или: «Замечаете ли Вы увеличение интереса у Вашего ребенка к смежным учебным предметам, преподаваемым в школе?»,
Что может ответить на это рядовая семья?
Какие школьные предметы должны считаться «смежными» для занятий в кружке макраме или робототехники?
«Удовлетворены ли Вы достижениями Вашего ребенка…в результате занятий в данной образовательной организации, реализующей дополнительные общеобразовательные программы?»
Иные родители счастливы, когда ребенок просто занят, и неважно, чем!
И лишь под конец мамам и папам задают вопросы, на которые никто, кроме них, ответить не сможет: «Посещает ли Ваш ребенок занятия… с радостью и интересом?», «Удовлетворены ли Вы доброжелательностью и вежливостью педагогов?», «Готовы ли Вы рекомендовать данную образовательную организацию…родственникам и знакомым?»
В независимую оценку качества дополнительного образования, - говорится в документах Тульской области, - вносится среднее значение баллов, получаемых в результате ответов родителей, дети которых обучаются в данной образовательной организации.
Таким образом, элементом независимой оценки учреждения дополнительного образования может оказаться «средняя температура по больнице»…
Эксперты предупреждают: грамотно построенное анкетирование родителей – это инструмент, помогающий управленцам определять провалы и приоритеты в деятельности организации и совершенствовать независимую оценку качества образования.
НЕ ИЕРАРХИЯ, А ОТКРЫТОЕ ПРОСТРАНСТВО
«Достижения регионов в 2016-17 году легли в основу разработанного проекта методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества в дополнительном образовании детей, - говорит Татьяна Мерцалова. – Они прошли экспертное обсуждение на Московском Международном салоне образования (ММСО) в 2017 году. Рекомендации, разработанные по инициативе Минобрнауки России, учитывают весь опыт в этой области, сложившийся в регионах за последние годы».
Главные направления работы на ближайшие годы - формирование многоуровневой системы конкурсов и состязаний разных профилей, разработка и введение процедур независимой оценки качества реализации дополнительных общеобразовательных программ, создание процедур для профессионально-общественной экспертизы самих этих программ.
К 2017 году в России начал формироваться запрос на экспертизу качества авторских образовательных программ дополнительного образования. Их создатели-педагоги заинтересованы в том, чтобы представители экспертного сообщества высказали мнение об их разработках.
Эксперты НИУ ВШЭ уверены, что в будущем нас ждет новая форма организации дополнительного образования детей: открытое пространство, порожденное сетевым взаимодействием учреждений образования, культуры и спорта.
Внутри него семьи смогут выбирать не кружки и секции, а индивидуальные образовательные траектории. Это поможет родителям и детям сформировать собственные пути развития.
Центр социально-экономического развития школы
Института образования НИУ «Высшая школа экономики»