Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Главное

Стенограмма пресс-конференции Главы города Сургута Дмитрия Попова

25 Июня 2013

Пресс-конференция Главы города Сургута 20 июня 2013 г.


     Д.В. Попов: Ключевые вопросы, которые мы будем рассматривать в ближайшее время в Думе города, касаются подготовки проектов бюджета на 2014 год и последующие 2015-2016 годы. Сразу скажу, бюджет будет напряженный, потому что мы, в первую очередь,  просто обязаны исполнить все майские указы Президента РФ 2012 года, которые связаны с повышением уровня заработной платы в социальной сфере. Это зарплаты наших учителей, наших врачей. Мы  должны поднять заработную плату к 2018 году до уровня средней по экономике. Это достаточно тяжелое бремя для бюджета. Все эти повышения идут  за счет средств бюджета города Сургута.
     Ну и, естественно, то, чему мы радуемся, – это увеличение сети социальных объектов, соответственно, у нас возрастают затраты на их содержание. Объекты, которые мы уже закончили: объект 2011 года – Ледовый дворец,  объект 2012 года – Сургутская филармония. В общей сложности, это  почти 300 млн. рублей в год дополнительной нагрузки на бюджет.
Что мы будем делать? Во-первых, останавливать строительство объектов социальной сферы мы точно не будем, а будем отслеживать, как идет строительство 12 детских дошкольных учреждений, которые в городе сегодня строятся. Мы будем оптимизировать сеть социальных объектов, максимально переводить, по возможности, объекты социальной сферы в статус автономных учреждений. Чтобы у них была возможность задействовать внебюджетные источники, а часть нагрузки на бюджет города снимать.
     Ну и те вопросы, которые стали приоритетными в этом году, в частности,  это ремонт дорог. Мы планируем заложить 500 млн. рублей в бюджет города Сургута на следующий год, чтобы наверстать тот «недоремонт», который в последние годы у нас наблюдается. И 60 % износа уличной дорожной сети как раз говорит о том, что если не принять меры, ситуация будет только усугубляться. Мы вышли на улицы города. Я думаю, результаты вы уже видите, работы ведутся. Недавно я проезжал и смотрел, как ремонтируется участок пр. Ленина. Та часть, которая идет от Бизнес-центра «Сургутнефтегаз» к автовокзалу. В прошлом году мы уже отремонтировали часть, которая считается въездом в город. Поэтому те средства, которые были выделены в этом году, будут тоже освоены. Средства на первую долю предусмотрены в проекте бюджета, документация готова. Часть конкурсов проведено, остальные в ближайшее время состоятся, и до конца сезона мы будем эти средства осваивать.

Вопрос: Какие выводы Вы для себя сделали сегодня в ходе заседания Думы по первому и последнему вопросу о голосовании по Вашему отчету?

     Д.В. Попов: Сначала по самой процедуре голосования. Как выглядит церемония голосования на заседания Думы? На мониторе: красные – «против», серые – «воздержался» и зеленые – «за». В тот момент, когда началось голосование, экран был черный. Сразу было понятно, что-то  не так, сбой в этой программе произошел, а результат просто шокировал: 8 голосов – «за», 9 – воздержавшихся. Меня выбил из колеи не тот факт, что решение не было принято, а что из 17 присутствующих на заседании депутатов 9 воздержавшихся.
     Я считаю, у народного избранника не может быть позиции «воздержался», он должен определять для себя приоритеты, принимать решения, брать на себя ответственность за принятие решений: ты должен быть или «за», или «против». Я считаю, что воздержавшимся мог быть один, тот, кто отсутствовал в период публичного обсуждения отчета, или тот, кто не смог найти  время в своем напряженном графике, чтобы ознакомиться с этим отчетом. Он воздержался, потому что он не знает суть вопроса. Но когда воздерживаются 9(!), а если мы посмотрим регламент 8 – «за» из 17 депутатов – это меньше половины, поэтому решение было не принято.
     И следующий вопрос, который я задал сам себе: в тексте этого решения 3 пункта. Пункт первый – принять отчет Главы города. А ко мне  как к Главе города  вообще вопросов от депутатов не было, ко мне были вопросы как к главе Администрации. В первую очередь, потому что они транслируются руководителям структурных подразделений Администрации. Второй пункт – это как раз “принять отчет Главы Администрации” и третий пункт – “признать работу Главы Администрации удовлетворительной”. Решение не было принято ни по одному из всех трех пунктов. И следующая мысль, которая пришла мне в голову: а что будет дальше? И тут я понял, что я не знаю, что будет дальше. Отчет не принят, переэкзаменовка не предусмотрена, отрицательной оценки своей деятельности я не получил, но не получил и удовлетворительной.
     Ну и «звоночек», конечно, тревожный. Тем более, что вопрос этот обсуждался на специальных депутатских слушаниях 14 июня (он был единственным на повестке дня), этот вопрос обсуждался и вчера на депутатских слушаниях, когда депутаты рассматривали все вопросы повестки дня сегодняшнего заседания. Если помните историю прошлого года, когда это витало, и в средствах массовой информации было зафиксировано, что депутаты собираются поставить неудовлетворительную оценку Главе. По большому счету, к этому и шло. На тот момент, я считаю, это было открытое… даже не противостояние, это была открытая позиция: ряд депутатов считают деятельность Главы за 2011 год неудовлетворительной. Решение сегодняшнее, наверное, его понимание со временем придет. Я сказал в конце заседания Думы, что  работу над ошибками надо делать.

Вопрос: За последние полгода произошли несколько кадровых изменений. По поводу деятельности ДИЗО вопросы сейчас задавать некому?

     Д.В. Попов: Да, в департаменте имущественных и земельных отношений у нас произошли кадровые перестановки. Все знаете, что Сергей Михайлович Полукеев теперь работает в Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Уход этот был для меня неожиданным, поэтому кадровый резерв хоть и был сформирован - формально Олег Васильевич Прилипко год в кадровом резерве состоял, но, естественно, он был не готов к назначению на все 100% и отдавал себе отчет в этом. Именно поэтому до сих пор он исполняет эти обязанности временно. Безусловно, ему досталось наследство тяжелое, потому что ряд вопросов именно в этом секторе был до конца не решен. Это ключевые вопросы, которые постоянно в поле зрения руководства Администрации, и они действительно важны, актуальны и они решались под руководством Сергея Михайловича Полукеева с тем видением создавшейся ситуации, который он для себя сформировал. Он тоже в команде Администрации недавно, с 2011 года, с апреля месяца. Поэтому насколько не получилась эта преемственность поколений, учитывая то, что Олег Васильевич Прилипко не был сотрудником ДИЗО на момент назначения, он был сотрудником правового управления, хотя по роду своей службы соприкасался с этими вопросами, представляя интересы Администрации в суде как раз в сфере имущественно-земельных отношений. И если в этих отношениях он достаточно хорошо разбирался, то сразу погрузиться в проблемы подконтрольных, подотчетных муниципальных предприятий, которые действительно проблемные, непросто.

Вопрос: Хотелось бы от Вас услышать продолжение истории, есть ли какие то движения по совхозу «Северному»?

     Д.В. Попов: Вы знаете, что продлен срок проведения проверки КСП. У меня двоякое отношение к этой проблеме, к тем срокам, к тем силам, которые привлечены и к тому, что срок проверки продлен до 15 июля, а результаты мы сможем увидеть в сентябре. Тут, на мой взгляд, вывода два: или пока ничего серьезного не нашли, но очень хотят это сделать, или нашли настолько серьезное, зацепились за какую-то ниточку, что пытаются распутать клубок, тех проблем, которые там сегодня существуют. Было много замечаний к руководству совхоза, куратору ДИЗО и даже ко мне как к Главе Администрации о том, что часть документов не предоставлялась. Процентов на 80 непредоставление документов носило субъективный характер. Во-первых, совхоз «Северный» проверяла прокуратура, в этот же момент шла его плановая проверка аудиторской фирмой, которая необходима, чтобы закрыть бухгалтерский баланс предприятия, без этого баланс не утверждается, и пришла КСП. Вы представляете структуру этого предприятия? Все-таки это совхоз, и когда говорят вынь да положь 5 обеспеченных компьютерами рабочих мест с доступом ко всем программам, именно сегодня и сейчас, это было невозможно сделать просто физически. Через меня проходили запросы КСП с перечнем документов, которые необходимо предоставить в течение 3 дней. Саботажа не было, не было физической возможности отреагировать на запросы КСП. На мой взгляд, все, что необходимо, было предоставлено. Был еще вопрос о том, что якобы не пускали в животноводческий комплекс проверяющих контрольно-счетной палаты. Я лично разговаривал с руководителем КСП Володиной Ириной Ивановной, в случае необходимости попросил написать на мое имя, я приму на себя ответственность за возможные последствия посещения людьми этого объекта, предоставьте мне поименный список с учетом должностей, чтобы я видел, будут ли это сотрудники КСП или привлеченные специалисты. А КСП использовала привлеченных специалистов с юга Тюменской области. В животноводческом комплексе ведь тоже достаточно напряженная ситуация эпидемиологическая. И где гарантия, что ситуация с падежом не повторится? Я так и не получил этот примерный список. В итоге, проверяющие зашли. Мы очень надеялись, что в животноводческом комплексе специалистами КСП будет поголовный пересчет тех свиней, особенно после страшной цифры, что мы куда-то дели 2000 голов свиней. Я думал, специалисты придут, пересчитают и скажут: вот их на бумаге, допустим, 5 300, а по факту – 5 299. Одну не смогли посчитать, или маленькая убежала куда-то. Этого же не было сделано. И насколько я знаю, их никто и не собирается пересчитывать. Поэтому вопросы есть.
     Акт по результатам проверки КСП будем смотреть очень внимательно, и за все нарушения, которые будут обнаружены, соответствующие руководители понесут наказание. Этот вопрос я держу под личным контролем. Мне в первую очередь интересно посмотреть, насколько реальна та ситуация, которую я вижу из документов, представляемых в бухгалтерских отчетах, и те замечания, которые уже есть, а они действительно есть в аудиторском отчете независимой фирмы. Насколько будет больше замечаний по результатам проверки КСП. И дальнейшая судьба этого предприятия тоже под большим вопросом.
     Уже принято решение, что сегодняшнее поголовье скота будет сведено к нулю, Потому что одна из причин падежа скота в начале 2013 года -   потеря иммунитета. Стадо должно постоянно омолаживаться, племя должно меняться. К сожалению, получилось так, что это стадо в течение 5 лет не менялось, иммунитет действительно был понижен. Совокупность таких внешних отрицательных факторов, как перепады температур, сокращение рациона питания и ослабленный иммунитет привели к падежу, но - повторюсь - НЕ 2000 голов, а кратно меньше.
     Вопрос, будем ли мы восстанавливать животноводство, во многом зависит от позиции округа. Когда он встал достаточно серьезно в переговорах с окружными властями, когда совещание проходило на уровне первого заместителя Губернатора А.М. Кима, мы получили задание подготовить бизнес-план по выходу из кризисной ситуации. По нашим расчетам сумма, которую нужно вложить в это предприятие, чтобы сохранить отрасль животноводства, с учетом замены тех строений, в которых сегодня коровы и свиньи содержатся, составляет прядка миллиарда рублей. Естественно, округ такие деньги нам не обещал, поэтому в перспективе, может быть, будем восстанавливать это стадо поэтапно. Но сегодня решение однозначно: мы до осени должны поголовье и коров, и свиней сократить до нуля.
     По отрасли растениеводства ситуация несколько лучше. Во-первых, в этот период с учетом дотаций из кружного бюджета и городского оно, в принципе, прибыльно, но и опять это - сезонный характер. Если мы смотрим на перспективу, то теплицы, которые построены минимум 15 лет назад, даже те средства, которые мы вложили в реконструкцию, уже сегодня не окупаются. Не хотелось бы загнать решение этого вопроса в угол, ведь он долгое время уже решался и принимались меры по местной санации. И это предприятие, в первую очередь,  за счет дотаций из городского бюджета держалось на плаву. Так не может продолжаться бесконечно, с каждым днем ситуация  усугубляется. Надо брать на себя ответственность за принятие решений, потому что, отодвинув решение этого вопроса еще на год, может быть, на два, дойдет до того, что предприятие обанкротится или просто развалится физически.
     Но какие бы мероприятия мы ни предпринимали, какие действия ни совершали, в первую очередь будет решаться вопрос о трудоустройстве сотрудников совхоза. Понятно, что здесь специфические специальности, но с учетом того количества вакансий, которое в городе сегодня есть на градообразующих предприятиях, в малом и среднем бизнесе, учитывая тот минимальный уровень безработицы, который существует, учитывая средства федеральной и окружной программ занятости населения, считаю, что мы сможем всех желающих перепрофилировать, подготовить и трудоустроить. Главное сейчас -  не коллектив сохранить, а «не выбросить» людей на улицу!

Вопрос: Вы уже оценивали воздействие 171-го окружного постановления на рыночные расходы и в целом на систему льготного ипотечного кредитования? По вашему мнению, объемы сдачи жилья в начале года сохранятся или как-то скорректируются?

     Д.В. Попов: Да, конечно, с самого момента подписания этого пресловутого постановления мы отслеживаем, как на него отреагирует рынок. Объявлен мораторий - минимум месяц это постановление действовать не будет. Будет изучаться ситуация не только по рынку жилья в Сургуте, который является самым объемным в ХМАО – Югре. Даже в этом году из планов 275 тысяч квадратов, из того миллиона с небольшим - наша часть четвертая, поэтому именно на нашем рынке должны быть проведены исследования воздействия этого постановления.
     Что касается ввода жилья по 2013 году, даже если это постановление после окончания моратория особых влияний не окажет, потому что те стройки, которые сегодня в Сургуте уже есть, они в любом случае застройщиками будут закончены. Как это повлияет на цену квадратного метра? Тоже будет нужно внимательно смотреть, потому что, к сожалению, наша цена жилья в Сургуте ну совершенно не предсказуема. От чего зачастую зависит его стоимость? Можно увязывать это с ценой барреля нефти,  с ростом заработной платы, может быть, даже с силой ветра в определенный период. Повторюсь, вопрос очень сложный, очень важный. На кого это постановление оказало наибольшее влияние, так это, на мой взгляд,  на потенциальных покупателей, потому что с учетом тех ограничений, которые введены, я думаю, реального результата, то есть увеличения доступности жилья в городе Сургуте, мы добьемся вряд ли. Надо тоньше подходить к решению этой проблемы, и ключевой момент здесь – это стоимость одного квадратного метра.
     Недавно мне на глаза попался журнал четырехлетней давности, там один из крупнейших застройщиков  Сургута говорил: «Чтобы снизить цену, нам нужно строить 300 тыс. квадратов в год». Сегодня мы строим 350 тысяч – но и это не помогает. И этот же застройщик теперь говорит, что надо строить как минимум 400, а в идеале  все 500. Безусловно, объем жилья оказывает наибольшее влияние на стоимость квадратного метра, но здесь опять же уровень заработной платы, уровень доходов населения, жителей города Сургута,  - всё это  как раз и позволяет застройщикам завышать планку квадратного метра. Я считаю, она действительно завышена.

Вопрос: По поводу дорог - если на их ремонт будет выделяться больше денег, найдутся ли подрядчики, которые смогут их освоить, потому что информационные компании говорили, что в Сургут не идут подрядчики. Действительно ли такая проблема существует?

     Д.В. Попов:  Почему в Сургут не идут подрядчики? Давайте смотреть. Мы сформировали бюджет на 2013 год и смогли предусмотреть изначально в проекте бюджета на эти цели только 160 миллионов рублей, но, естественно, никакой иногородний подрядчик, зная, что рынок строительных, ремонтных работ в городе Сургуте сформирован, заходить сюда не хотел, потому что конкуренция здесь достаточно высокая. И как раз по соотношению «цена - качество» местные подрядчики эти конкурсы в любом случае бы  выиграли. Ну и планка до 300, резервов местных дорожных строителей сегодня хватает. Если мы сегодня начинаем озвучивать планку в 500, во-первых, будут задействованы все резервы местных подрядчиков, во-вторых, если какая-то ниша на этом рынке появится, то тогда уже пойдет приток извне. Поэтому я считаю, 500 миллионов – это сумма, которая реально может быть освоена даже в течение сезона сургутскими подрядчиками.
Это тоже сложный вопрос: сегодня 500, а завтра опять 300.Может быть, мы скатимся к 100 млн. закупать на перспективу технику, новейшие технологии. Закупать расходные материалы – это не так ощутимо, но для предпринимателя достаточно сложно рассчитывать свои риски. Может быть, сегодня сумма в 300 миллионов его устраивает, поскольку уже есть сбалансированный бизнес, есть техника, есть кадровый потенциал и они готовы отрабатывать эти 300 миллионов, но, повторюсь, и 500 они осилят. А ту цифру астрономическую, которую уже не раз озвучивали – минимум 1,5 миллиарда – это, конечно, очень сложно освоить физически. Не потому что нет подрядчиков, а потому что город просто перестанет полноценно жить,  если мы одновременно выкинем 1,5 миллиарда и начнем ремонт дорог 1/3 части Сургута одновременно.

Вопрос: Говорили про ремонт дорог, но для меня осталась неизвестной судьба улицы Университетской.

     Д.В. Попов: Действительно, мы не только должны ремонтировать существующую сеть дорог, но и успевать за стройкой новых микрорайонов. И здесь мы тоже в роли догоняющих, причем как всегда отстаем ровно в половину. Изначально по планам развития, которые были заложены на этот период времени, было как минимум  4 км дорог в год. Больше двух мы не строим в последние годы, и то большую часть нам обеспечивает строительство объездной - ту часть, которая уже построена и эксплуатируется. И она, по большому счету, перестала быть объездной, а стала нормальной улицей Сургута, но мы двигаемся дальше, на выход из города, через восточную часть. И те 2 км, которые введены в прошлом году, это как раз участок этой дороги. Пусковой комплекс по улице Университетской в плане на 2013 год. «Сибпромстрой» достроит пусковой комплекс - сомнений нет, как и то, что «СОК» свои обязательства выполнит,  тоже сомнений нет. Я думаю, что и средства по второму пусковому комплексу будут освоены, после того как все наши аукционные вещи будут решены. Мы очень надеемся, и нам необходимо закончить эту улицу в этом году.

Вопрос: Хотелось бы задать вопрос по социальным объектам. В частности по строительству школы искусств на ПИКСе. Окружными властями было озвучено, что участок есть, проект есть, но речь шла о том, что строительство может на 10 лет затянуться.

     Д.В. Попов: Нет, строительство такого важного и нужного объекта, конечно, нельзя затягивать. У нас  две школы искусств в строительных планах – в микрорайоне ПРИКС и 25 микрорайоне. Учитывая, что источники финансирования сегодня – это и бюджет округа по программе «Культура Югры», и бюджет других субъектов по программе «Сотрудничество», мы как расчетливые хозяева зашли с этими объектами в разные программы. Мне кажется, по школе в микрорайоне ПИКС мы дойдем до завершения быстрее, чем по программам, которые сегодня существуют. На уровне округа понимание есть. Те решения, которые приняты в текущем 2013 году о том, что необходимо увеличивать объемы капитальных вложений из окружного бюджета, в том числе, за счет привлеченных средств, то есть путем кредитования, я считаю абсолютно правильным, абсолютно продуманным и своевременным решением. Сегодня средств окружного бюджета на все цели, которые определены, не хватает. Привлекать кредитные средства – это нормальная мировая практика, в том числе и для таких богатых субъектов, как наш Ханты-Мансийский автономный округ. Здесь еще большим плюсом является высокий кредитный рейтинг региона, он позволит привлекать средства по более низкой ставке.

Вопрос: Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство возможны в данном случае?

     Д.В. Попов: Тяжело сегодня с нашей программой заходить в округ и вписаться в ГЧП, тем не менее, наше предложение озвучено и наш опыт муниципально-частного партнерства другим муниципальным образованиями Ханты-Мансийского автономного округа рекомендован как положительный. По программе государственно-честного партнерства у нас на территории города строится 7 детских дошкольных учреждений и 3 объекта образования.

Вопрос: Знаете ли Вы ситуацию на Северречфлоте, что там происходит? У нас недавно вышла статья, которая говорит о том, что прогулочных катеров не предполагается на лето, вокруг кругом мусор. Директор предприятия говорит о том, что  нужно только разрешение и рабочие руки, чтобы убрать, как-то облагородить эту зону, чтобы люди могли к воде подойти.

     Д.В. Попов: Запретить убрать территорию я, конечно, не могу. Но там сложная ситуация, которая связана со строительством речвокзала как такового в Сургуте. Совсем недавно в плане строительства за счет окружных средств был комплекс, который носил название Авторечвокзал. Вы все прекрасно знаете, что автовокзала сегодня в Сургуте нет и все пригородные перевозки автобусным транспортом, который не является полномочиями муниципалитета, а является полномочием субъектовым, осуществляется с арендованной площадки, с автовокзала, который является собственностью Сургутнефтегаза. Действительно, этот вопрос долго рассматривался, он рассматривался и в перспективе строительства объездной дороги. Со строительством объездной дороги мы начали опаздывать, а речной вокзал – это собственность наших соседей, Сургутского района. Вот здесь появился такой вопрос межмуниципального сотрудничества. Для того чтобы построить этот объект,  необходим земельный участок не в тех границах, которые сегодня определены, а кратно больше. Когда начали разбираться с собственниками этих земельных участков и посчитали затраты, которые необходимо внести, чтобы эти земельные участки выкупить, цифра стала достаточно неподъемной даже для бюджета округа. Следующий шаг – не объединять два объекта, авто- и речвокзал, а построить в городе  просто автовокзал, чтобы замкнуть транспортную цепочку и максимально приблизить его к железнодорожному вокзалу. Вначале рассматривались планы: или к аэропорту, там два мощных транспортных узла, туда прибывают и сургутяне и жители близлежащих городов, или лучше ближе к ж/д вокзалу, учитывая тот контингент, который пользуется железной дорогой, и есть  участок, который достаточен для этого строительства.
     Что касается прогулочных катеров: если есть реальные предложения от бизнесменов, готовых развивать этот бизнес, а он сегодня очень удачно вписывается в тезис развития въездного туризма в город Сургут и Сургутский район, этот вопрос надо внимательно посмотреть, но он особых проблем не составляет. С благоустройством территории сложнее, там надо внимательно смотреть, чья это собственность. Вкладывать деньги городского бюджета в земли, которые принадлежат Сургутскому району, мы по закону не имеем права. Это будет нецелевое использование бюджетных средств. Я не знаю деталей, ко мне таких предложений не было и, к сожалению, вашу статью я не читал.

Вопрос: Расскажите о судьбе ядра города? Куда-то ушло это.

     Д.В. Попов: Оно не ушло. На бумаге-то нарисовали красиво. У нас ядро фактически есть, осталось найти якорного инвестора, который миллиардов 10 нам принесет для того, чтобы начинать развивать эту территорию. Потихонечку, в рамках утвержденной концепции, по периметру, так сказать, мы заходим. Ну и, конечно, для меня в центре города самый важный объект – это здание Администрации. Построить его за бюджетные средства мы сегодня не можем, в рамках государственно-частного, я даже не говорю: муниципально-частного партнерства - найти такого инвестора, который построил такое сооружение, чтобы Администрация там поместилась и стройка отбилась затратами бюджета, мы пока не можем, хотя двигаемся в этом направлении. Ищем такого якорного инвестора.

Вопрос: Концепция просто не понятна. Что это будет? Ядро города – это деловая, развлекательная, административная зона?

     Д.В. Попов: Для того чтобы ответить вам на этот вопрос, у меня нет с собой проекта застройки ядра центра города, чтобы конкретно по каждой зоне рассказать. Там предусмотрено в принципе все: административно-деловая, культурно-развлекательная и рекреационная зоны. По сути, ядро центра города со всей необходимой инфраструктурой.

Вопрос: А сургутский мост?

     Д.В. Попов: Сургутский мост – это, конечно, объект, который городу  очень нужен, но это проект немуниципальный, а федерального масштаба.

Вопрос: Очень часто в последнее время говорилось о проблемах самовольного строительства. Хоть кто-то был наказан за это в Сургуте, хоть один представитель нелегального застройщика?

     Д.В. Попов: Здесь надо смотреть полномочия и компетенции. Наказать застройщика, который построил самовольно какое-то строение, Администрация не в праве. Это можно сделать только решением суда. Если мы говорим о сносе самовольной постройки, то  это контролирующие органы, которые могут применить меры административного воздействия и штрафы. Самовольных построек в городе как таковых по пальцам перечесть, по каждой из них мы отработали, есть соответствующие обращения и в прокуратуру, и прокуратура поддержала, что это строение незаконное и не соответствует параметрам разрешенного строительства, там подготовлены или готовятся исковые заявления в суд. Суд решит, насколько эта постройка самовольна и незаконна.

Вопрос: Из 7 дошкольных учреждений построено сколько? Какие будут сданы в этом году?

     Д.В. Попов: Вообще садов будет 12, из них мы планируем ввод до конца 2013 года те, которые начали строить по программе «Сотрудничество», у нас их всего 7. Один в 39 микрорайоне мы ввели декабрем 2012 года, но, к великому сожалению, он до сих пор не открыт для детей, потому что очень сложная процедура оформления разрешительных документов. Вы же знаете эту историю. Программа «Сотрудничество» и деньги - в областном бюджете, курирует стройку - УКС, конкурсы проводились УКСом Тюменской области, а потом этот объект как собственность передается в окружную собственность и только потом в муниципальную. По действующему регламенту взаимодействия даже с соблюдением всех сроков эта процедура затягивается на 9 месяцев минимум. Мы максимально ускорили, пока такой промежуточный вариант, надо сказать, что он законный,  но он не закреплен нормативно-правовыми актами на уровне субъекта ХМАО – Югры. Наше учреждение, детский сад как таковой, напрямую оформить не получилось, все равно через Ханты-Мансийск, обращается в Тюмень, заключает договор безвозмездного пользования, а это необходимо для того, чтобы начать процедуру лицензирования образовательной деятельности в этом детском дошкольном учреждении. Все бумаги практически готовы, я думаю, что 1 сентября этот детский сад точно уже откроется для наших детишек. Разрешение на ввод еще одного детского сада в 32 микрорайоне я подписал в марте этого года, и с учетом той процедуры, которую мы наработали, я думаю, этот срок будет минимизирован. Со всеми остальными по факту ввода их будет продолжаться такая же работа. Этот вопрос обсуждался на совещании на уровне Губернатора Югры. Есть поручение узаконить эту процедуру, минимизировав срок до 3 месяцев. Сегодня соответствующие структуры округа в переговорном процессе с Тюменской областью. Конечно, обидно, когда у нас в течение полугода 260 юных сургутян не посещают сад. Поэтому надеемся, что все 7 детских садов, если не будет форс-мажора… Хотя нет, один «переходящий» на 14 год, там, по-моему, первый  квартал… Значит, 6 из 7 будут закончены в этом году. Те, что начаты в рамках ГЧП, у них срок сдачи  2014-2015 годы.

Вопрос: Я знаю, какая-то часть средств выделена их округа для того, чтобы выкупать здания бывших детских садов. У нас что-то такое есть?

     Д.В. Попов: Муниципалитетам такие средства выделены, может быть, но я об этом даже не слышал. В городе Сургуте официальных уведомлений точно нет.

Вопрос: Застройщики не участвуют в аукционах по покупке квартир для очередников, и есть такое предположение, что если Сургут и в этот год не освоит деньги, то округ на следующих год просто не даст.

     Д.В. Попов: Могу сказать, что изменился механизм выделения средств бюджета округа в бюджеты муниципальных образований. Сегодня  мы не получаем целевые деньги, они находятся на счетах бюджета округа, что позволяет размещать их на депозитах, то есть не просто замораживать, а получать какие-то дополнительные доходы. На уровне муниципальных образований часть бюджетных средств размещать на депозитах запрещено, поэтому, наряду с живыми деньгами из округа, мы получаем так называемые уведомления. Для того чтобы повести конкурс на выполнение тех или иных видов работ, нам необходимо доказать, что они подтверждены финансированием. Уведомление из округа как раз позволяет объявлять конкурсы. Оплата по контракту, как правило, производится по факту выполнения работ. По мере оформления необходимых документов мы направляем результаты выполненных работ в округ и только после получаем живые деньги для расчета с подрядчиками. Именно по такой схеме нам определены 500 миллионов на приобретение жилья по 2013 году, в дополнение к тем средствам, которые мы получили на конец 2012 года. И они, к сожалению, до сих пор не использованы, это еще  866 миллионов рублей. Мы смогли отторговать порядка 300 миллионов, приобретя 104 квартиры, и то мы еще не отчитались за них, потому что эти квартиры нам не переданы в муниципальную собственность, они по факту есть, идет процедура документального оформления. Отчет по ним будет производиться во втором полугодии. Есть договоренности с нашим крупнейшим застройщиком, что он нам поможет освоить все окружные деньги. Тем более, аукционы, которые мы проводили в марте-апреле, не состоялись в связи с отсутствием заявок. Теперь у нас появился еще один механизм: мы можем приобретать квартиры у единственного застройщика по тем аукционам и в том количестве, которое не было отторговано. Это тоже несколько упрощает процедуру.

Вопрос: То есть вопрос решен?

     Д.В. Попов: Если устные обещания, данные сторонами, будут исполнены (что именно это количество квартир они нам продадут), то мы, естественно, заплатим за них деньги. Я считаю, что эти средства мы реально до конца года освоим.

Вопрос: По какой цене за квадратный метр?

     Д.В. Попов: По цене, зафиксированной региональной службой по тарифам. Мы не имеем право ничего добавлять. Исключение касается льготников, где мы можем входить в бюджет городской, но это единицы квартир ветеранам. А то, что массово под снос фиксировано, там планка фиксирована – 50 тысяч 268 рублей за квадрат.

Вопрос: Департамент городского хозяйства выходил с инициативой на округ, согласно которой было предложено дифференцировать ставку за квадратный метр. Сегодня в сургутских условиях рынка цена за квадратный метр значительно выше, чем в других местах.

     Д.В. Попов: Я о такой инициативе городского департамента хозяйства не знаю. Вы ее несколько неправильно сформулировали. Стоимость квадратного метра в округе устанавливается дифференцированно для каждого муниципального образования. У нас самая высокая цена – 50 тысяч 268 рублей.

Вопрос: Речь идет о том, чтобы повысить.

     Д.В. Попов: Мы практически ежеквартально отправляем в округ сведения о сложившейся рыночной цене. Исходя их этой информации, они принимают решения для Сургута, для Нефтеюганска, для Нижневартовска и  для любого другого города, при этом  и ценники у всех разные. Мы даем реальную рыночную стоимость, они же владеют информацией по себестоимости. Нас слышат.

Вопрос: Насколько оправдалась практика введения коэффициента на муниципальное имущество?

     Д.В. Попов: На первом этапе был отток, причем достаточно серьезный. Сейчас ситуация будет стабилизироваться. Но те, кто хотел уйти из этого рынка, для кого ставки арендной платы стали повышенными, неподъемными, и они ушли. Достаточно большую потерю мы понесли по городскому рынку: у нас якорный арендатор ушел с центрального рынка. Мне кажется, ситуация сегодня более менее стабилизировалась. В целом нужно посмотреть, это повышение и доходная часть бюджета от использования муниципального имущества. Не хотелось бы, чтобы мы потеряли не только в том, что у нас арендаторы ушли, но и в том, что во время поиска новых арендаторов муниципальное имущество использовалось бы не по назначению. Мы двигаемся по пути решения этого вопроса, чтобы это увеличение не сыграло отрицательно.

Вопрос: Депутаты настаивали на том, чтобы рынок, который на Набережном, убрать к 2014 году. Ваше мнение?

     Д.В. Попов: Да, такое предложение звучало. Будет проблема, будем решать поэтапно. Видите, как мы двигаемся по этому пути. Рынок «Строитель» - небольшой «шанхайчик» и то мы там наработались, что доходило вплоть до митингов. Мы получали заявления от жителей ближайших микрорайонов как в пользу сохранения рынка, мотивируя тем, что там цены ниже, доступность, в отдельных ситуациях и про качество товара, что оно выше, чем в крупных супермаркетах. Понятно, кто эти подписи собирал - те, кто заинтересован в сохранении рынка. Были, наоборот, от этих же микрорайонов коллективные обращения, что этому «шанхаю» не место в достаточно благоустроенном микрорайоне. Пережили? Пережили. Сегодня там замечательный сквер, сегодня там детишки занимаются новым для Сургута видом спорта. И это большой плюс.
Следующий рынок «Геолог». И не просто потому, что этот рынок нам стал не нужен, а потому что изменилась законодательство. С 1 января этого года необходимым атрибутом рынка должно быть капитальное строение, на рынке «Геолог» у нас такого строения не было. Сохранить его в статусе рынка, начинать новую стройку? Смысла никакого нет. Поэтому мы заранее, еще до Нового года, предупредили всех арендаторов, что этот рынок с 1 июня 2013 года перестанет быть даже ярмаркой. Это в тот промежуточный период рынок «Геолог» носил у нас статус ярмарки. И обещали места всем желающим предпринимателям на Набережном вещевом и Центральном рынке. Тоже тяжело давалось, но сегодня этот рынок зачищен, там остались буквально киоски по периметру и цветочные киоски, и тех не будет уже к 1 июля.
     Если будет принято решение ликвидировать рынок «Геолог» и рынок на Набережном, то главным будет размещение предпринимателей. Принимать такие решения на уровне Думы, наверное, можно, но это решение принято не было, оно просто прозвучало в виде предложения. Конечно, если бы такое решение было принято, мы бы его выполняли, но… нет. И мы определили срок, в течение которого будет существовать рынок вещевой на Набережном –  3 года. Для того чтобы все те, кто туда перешел, и те, кто там находится, я имею в виду, предпринимателей, могли подумать о будущем, могли поискать себе другие помещения для аренды или просто переквалифицировали бы свою деятельность.

Вопрос: Сейчас начинается работа над бюджетом на следующий плановый период.  Система расходов значительно выросла, учитывая то, что Вы сейчас озвучили. По содержанию муниципальных учреждений, заработных плат, дорог, а также в департаменте городского хозяйства разрабатываются еще 2 программы по замене лифтового оборудования и ремонту квартирных домов в сумме на 200 миллионов, Вы чем готовы будете пожертвовать, понятно, что не все расходы Дума утвердит?

     Д.В. Попов: Ничем я не готов пожертвовать. В идеале - все бы потребности закрыть. Но традиционно формирование бюджета, во всяком случае, его расходной части будет за счет защищенных статей – это то, что мы обязаны заплатить: это заработная плата, это затраты на содержание объектов бюджетной сферы. Та небольшая часть, которая остается как бюджет развития, именно в этой части будут особые баталии, здесь мы будем должны четко определить для себя приоритеты. Если мы перестанем ремонтировать дороги, то потом мы эту ситуацию будем нагонять. Если не начнем вкладывать деньги в ремонт многоквартирных домов, в благоустройство придворовых территорий, то эта ситуация все равно нас догонит через год, через 3, через 5 лет.
Здесь самое главное не скатиться в амбиции, не скатиться в решение каких-то частных интересов, а комплексно оценить ситуацию, которая сегодня в городе существует с учетом лимитов, которые мы можем направить на эти цели, определить приоритеты. В принципе, это делается легко: ранжируется, берется сумма средств, какая часть приоритетов закрывается. Совсем не исключаю возможность, что уже в 2014 году будем обращаться к кредитным организациям для привлечения дополнительных средств. Здесь тоже большим плюсом будет то, что у нас высокий кредитный рейтинг, подтвержденный международной кредитной организацией.

Вопрос: То есть кредиты будут необходимы, чтобы выполнить все эти обязательства?

     Д.В. Попов: Кредиты будем привлекать для выполнения новых обязательств. Те обязательства, которые закреплены в бюджете и которые уже зафиксированы, они будут  учтены в бюджетах 2014-2015 годов, которые мы утвердили.

Вопрос: Будут ли в городе появляться новые парковые зоны?

     Д.В. Попов: Парки будут появляться. Мы законсервировали территорию, которая имеет высокую привлекательность –  пересечение пр. Мира и ул. Островского - это земельный участок площадью 3 гектара, он  закреплен за лесопарковым хозяйством. Это говорит о том, что никаких торговых центров там уже не будет. В настоящее время идет процесс проектирования обустройства этого сквера. Кое-где приходится вырубать зеленые насаждения, чтобы построить жилые дома. Вопрос благоустройства стоит очень остро. Мы будем благоустраивать не только скверы, которые на территории города существуют, но и планируем продолжить реализацию программы по благоустройству придомовых территорий с привлечением средств собственников.

Вопрос: Самое большое достижение Администрации за последние годы?

     Д.В. Попов: Получение удовлеворите6льной оценки сегодня на заседании.

Вопрос: Чтобы Вы хотели сделать, но не сделали в силу разных причин и жалеете об этом?

      Д.В. Попов: Мы не смогли в полном объеме реализовать программу по строительству быстровозводимых спортивных сооружений. Утвержденная в апреле пошлого года программа предусматривала строительство трех объектов ежегодно, в течение трех лет. Если с 2011-го по 2012 годы план перевыполнили (вместо трех построили четыре), то продолжить строительство в этом году мы не смогли. Причем не смогли, остановив себя сами, чтобы посмотреть, как поведут себя эти объекты в ходе эксплуатации. В этот же момент, после того как два объекта были введены в эксплуатацию, сразу появилось огромное количество экспертов в этой области, которые нас начали критиковать за то, что это дорого, другая часть – за то, что это дешево, предлагались различные конструктивные варианты. Поэтому пауза была взята умышленно, чтобы посмотреть эксплуатационные характеристики.
     Зиму, я считаю, прожили достаточно спокойно, никаких особенных проблем не было и весенний период. Была в крыше небольшая течь, но это не строительный брак, не системная ошибка и  не ошибка в проектировании. Сегодня для начала строительства пока нет  финансовых средств. Те деньги, которые мы планировали на  эти цели,  в этом году добавили на ремонт дорог. Но эта программа есть, она просто заморожена. Как только мы найдем источники финансирования на два или три объекта, мы объявим конкурс.

Вопрос: Ваше мнение по поводу брендирования территории? Каким должен быть бренд Сургута?

     Д.В. Попов: Сургут достоин своего бренда, но каким он должен быть, давайте пообсуждаем  вместе. У нас уже есть замечательный Герб, он мне очень нравится. В принципе, вокруг Герба, вокруг  нашего Черного лиса можно развивать темы брендирования - если мы говорим о бренде как о картинке. Хотя, конечно, брендирование  - более глубокое, обширное понятие.

Полезные ссылки