Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Главное

«Почта России» перейдет на финансовые рельсы

07 Июня 2012

В 2011 году «Почта России» заняла 10-е место в рейтинге почтовых служб ведущих стран мира, составленного британской консалтинговой компанией OxfordStrategicConsulting. Предприятие, дававшее убытки еще по итогам 2008 года, в 2009-2011 гг. стало рентабельным.
Однако на расширенном заседании коллегии Минкомсвязи РФ в мае сего года генеральный директор «Почты России» Александр Киселев привел, казалось бы, парадоксальные выводы аналитиков: при сохранении текущей бизнес-модели с учетом актуальных рыночных тенденций формируются значительные риски для компании. Связаны они как с сокращением объема рынка подписки и рынка письменной корреспонденции, что обусловлено тенденциями общества, так и с падением рыночной доли Почты России из-за значительного роста конкуренции. «Если ничего не предпринимать в ответ на существующие угрозы, Почта России рискует выйти на отрицательный уровень рентабельности уже после 2014 года даже при условии сохранения государственных компенсаций убытков от регулируемой деятельности», – заявил Александр Киселев.
Среди тех приоритетных направлений, которые должны вывести почту из этого тупика – будущее акционирование предприятия, поскольку форма ФГУП на высоконкурентных рынках не обеспечивает достаточной мобильности и скорости в принятии решений. Другим приоритетом является дальнейшее развитие финансовых услуг предприятия. И в перспективе создание совместно с партнерами Почтового банка.
По результатам всероссийского опроса россиян, проведенного Национальным агентством финансовых исследований в ноябре 2011 года, Почта России заняла второе место по популярности среди платежных каналов. По данным опроса, процент респондентов, осуществляющих регулярные платежи через Почту России, вырос с апреля по ноябрь прошлого года с 33% до 42%.
Однако надо понимать, что сегодня «Почта России» – это почти 42 тысячи отделений, более 366 тыс. рабочих мест, более 17 тыс. почтовых автомобилей, 790 железнодорожных вагонов, более 500 магистральных ж/д, авиа и автомобильных маршрутов. К тому же она несет большую социальную нагрузку по содержанию почтовой сети там, куда альтернативные поставщики услуг не придут из-за нерентабельности.
Именно поэтому следует учесть интересы «Почты России» при создании Почтового банка. Она не может быть миноритарным акционером в проекте банка даже в силу ключевой роли национального оператора по оказанию социально-значимых услуг почтовой связи. Должен быть паритет с другими участниками Почтового банка, почтовики должны иметь пакет, места и голоса в совете директоров будущей банковской структуры, которые позволят блокировать решения, способные привести к катастрофическим последствиям для основной деятельности «Почты России».
При этом следует учесть, что в ближайшие годы почте потребуются огромные средства на модернизацию и повышение качества услуг. Пока «Почта России» решает проблемы своими силами – не получая финансовых вливаний от государства, она только в 2011 году вложила в модернизацию 8,5 млрд. руб. из собственных средств. Однако этого недостаточно. Поэтому роль «Почты России» в создании Почтового банка, ее акционирование, привлечение инвестиций и другие стратегические ходы должны быть такими, чтобы рост доходов почтового оператора был тем ресурсом, который будет направлен на модернизацию».

Полезные ссылки