Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Главное

Социальное самочувствие граждан определяется качеством и культурой их быта

15 Октября 2010
Об этом в ходе расширенного заседания Совета по развитию местного самоуправления при Президенте РФ, которое состоялось 5 октября 2010 года в Москве, заявил Дмитрий Медведев. В работе Совета приняли участие более 90 человек. Впервые Совет собрался в новом формате: помимо его членов были приглашены главы городов и городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, депутаты представительных органов муниципальных образований, представители общественных организаций, управляющих компаний и товариществ собственников жилья. Заседание продолжалось в течение почти трех часов, в то время как регламентом на его проведение отводится обычно только два.
Югру на заседании Совета представил глава г. Нижневартовска, член Президиума Ассоциации «Совет муниципальных образований ХМАО-Югры» Борис Хохряков, который согласно Указу Президента с 2007 года включен в состав муниципальной части Совета по развитию местного самоуправления. Ранее Б. Хохряков также принял участие в совещаниях, традиционно проводимых Минрегионразвития РФ в преддверии Совета, где внес свои предложения по сдерживанию роста тарифов на продукцию естественных монополий.
Перечень вынесенных на рассмотрение участников Совета вопросов, по словам главы г. Нижневартовска, был достаточно широк: в него вошли вопросы благоустройства территорий, развития современной жилищной инфраструктуры, улучшения качества оказания жилищно-коммунальных услуг. «Что меня конкретно порадовало, – отметил Б. Хохряков, – это то, что Президент, что называется, находится в теме каждого вопроса. Дмитрий Анатольевич давал свою эмоциональную оценку каждого выступления. При этом поднимался очень широкий круг проблем, и Президент дал много поручений по окончанию заседания». Сам Президент также подчеркнул значимость проблем, рассмотренных в ходе проведения Совета, указав на то, что это «именно те вопросы, по которым, как известно, судят о власти».
Наиболее детальному обсуждению подвергся вопрос о деятельности органов местного самоуправления по благоустройству. Президент и другие участники дискуссии отметили несовершенство федерального законодательства, определяющего компетенцию местной власти в этой сфере, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так, руководство отдельных муниципалитетов сегодня никак не регулирует вопросы благоустройства, а сам процесс благоустройства в таких муниципальных образованиях носит бессистемный характер. Некоторые руководители, не имея финансовых и правовых средств для ведения такой деятельности, практикуют использование «добровольных поборов» с представителей бизнеса для производства работ по благоустройству. В связи с этим Дмитрий Медведев согласился с предложениями представителей муниципалитетов о необходимости конкретизировать важнейшие аспекты деятельности ОМСУ по благоустройству на уровне федерального законодательства с учетом местной специфики, а также подчеркнул, что одним из критериев оценки деятельности ОМСУ в целом должны стать показатели благоустройства соответствующих населенных пунктов. Кроме того, Министерство регионального развития к апрелю 2011 года завершит разработку национального стандарта благоустройства территорий.
 Однако одних мер по совершенствованию федерального законодательства для решения подобных вопросов, по мнению участников Совета, явно не достаточно. Дополнительно необходимо развивать систему контроля над расходованием муниципалитетами бюджетных средств в этой области, в том числе с использованием возможностей электронного правительства.
Одним из возможных способов эффективной организации деятельности местных властей по благоустройству могут стать новые управленческие модели. Так, например, в своем выступлении глава администрации г. Тюмени рассказал, что сегодня весь город разделен на 45 микроучастков, так называемых имущественных комплексов, за каждым из которых закреплен инженер по благоустройству (квартальный инспектор). Инспектор два раза в день обходит вверенный ему комплекс, фиксируя ход осмотра территории с помощью фотоаппарата, и немедленно реагирует на нарушение правил, выписывая предписания. Если они своевременно не устраняются, то выписывает штраф. Все данные такого мониторинга заносятся в специальную программу, что позволяет ежедневно оценивать качество проведенных работ по благоустройству. Более того, инспектор принимает участие в собраниях ТСЖ, ТОСов, ведет приемы с участковым, участвует во встречах с администрацией. Контактная информация об инспекторе – его фамилия и номер мобильного телефона – висят в каждом подъезде дома на вверенной ему территории.
Участники Совета также отметили, что население муниципальных образований должно более активно вовлекаться в процесс благоустройства через структуры местного территориального общественного управления, социально ориентированные неправительственные организации, грантовые программы, направленные на поддержку инициативы населения по благоустройству. В свою очередь, ответственность жителей за нарушение норм о чистоте города и управляющих компаний за неисполнение законодательства должна быть усилена.

Полезные ссылки