Указ президента России от 25 декабря 2008 года обозначил новый этап в реформировании государственных органов регистрации и учета недвижимости. Согласно указу Федеральная регистрационная служба была переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. С 1 марта 2009 года функции Роснедвижимости и Роскартографии были переданы новой службе. Объединение функций по осуществлению кадастрового учета и регистрации прав в рамках одного ведомства позволит, прежде всего, сократить сроки оформления прав на недвижимость и количество необходимых для оформления посещений органов кадастрового учета и регистрации. Планируется внедрение технологий электронного взаимодействия с гражданами и организациями, обеспечение возможности получения сведений из государственного кадастра недвижимости и единого государственного реестра прав на недвижимое имущество в электронном виде. Единый информационный ресурс, содержащий данные об объектах недвижимости и правах на них, поможет исключить дублирование информации и согласовать сведения в информационных базах. В результате преобразований значительно упроститься порядок регистрации недвижимости, как для организаций, так и для простых граждан.
Предпосылки
За последние 10 лет в Российской Федерации система учета недвижимости и система регистрации прав на нее развивались независимо друг от друга, находясь в ведении разных уровней власти и разных ведомств. В результате сформировались три различных института, обеспечивающих учет и регистрацию прав на недвижимость: система кадастрового учета земельных участков; система технического учета зданий, сооружений и помещений и система регистрации прав. Такая структура не отвечает интересам развития рынка недвижимости в России и связана с большими и необоснованными издержками как для государства, так и для обладателей недвижимости. Поэтому в 2007 году был принят Федеральный закон о кадастре недвижимости, который юридически объединил систему учета зданий и помещений и систему учета земельных участков. А в декабре 2008 года был принят Указ Президента «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», которым предусмотрено объединение системы кадастрового учета и системы регистрации прав и картографии.
11 июня на заседании Правительства Российской Федерации был представлен проект «Концепции создания единой федеральной системы государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости». Выступая на заседании, заместитель Министра экономического развития Игорь Манылов отметил, что оборот недвижимости в России с каждым годом растет. И с каждым днем предъявляются все более высокие требования к качеству и доступности услуг в сфере оформления прав на недвижимость. При этом в стране сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на бурное развитие оборота недвижимости, возникшие до 1997 года права собственности на значительную часть объектов недвижимости до сих пор не зарегистрированы. Одна из основных причин – большие временные и финансовые издержки, связанные с оформлением прав. Правообладатели вынуждены заниматься сбором всех необходимых для государственной регистрации документов, неоднократно обращаясь в различные органы и архивы. При этом разрозненность служб только усугубляет ситуацию. Поэтому концепция направлена на повышение качества услуг, открытости и «понятности» процедур регистрации и учета для граждан. Кстати, большинство европейских стран, где система учета и регистрации недвижимости создавалась относительно недавно, пошли по пути создания единой системы.
Концепция
Среди приоритетных направлений Концепции: объединение процедур по принципу «одного окна»; развитие электронных услуг и создание единой информационной системы; создание федеральных автономных учреждений по оказанию учетно-регистрационных услуг, а также переход от технического (через БТИ) к кадастровому учету зданий, помещений и сооружений.
Реализовать Концепцию предполагается в несколько этапов. На первом объединение трех ведомств должно существенно упростить процедуру. Это предусматривает возможность одновременной подачи заявлений в один офис, а также исключает необходимость представления кадастрового паспорта при подаче заявления о регистрации прав. Упрощенный порядок вступит в силу с 1 января следующего года.
На втором этапе предусмотрена комплексная унификация процедур. Предлагается установить общий порядок подачи и рассмотрения документов. Для этого потребуется разработать единый закон о регистрации прав и кадастровом учете. В соответствии с предложенным планом необходимый законопроект должен быть подготовлен в течение 2010 года.
Следующее важное направление – создание единого информационного ресурса и внедрение электронных услуг. Согласитесь, современная система учета и регистрации должна максимально использовать электронные средства связи, в том числе и Интернет. Предполагается также ввести предоставление в электронном виде через Интернет и заказным письмом по почте выписок из реестра прав.
Оказание в электронном виде некоторых услуг, требующих идентификации заявителя, возможно только с помощью электронной цифровой подписи. Соответственно, пользоваться такими услугами будут лица, которые на постоянной основе работают с системой кадастра и регистрации. Это кадастровые инженеры, риэлтерские компании, естественные монополии, кредитные организации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также нотариусы.
Для создания единой системы необходимо также завершить объединение земельного кадастра с системой учета зданий, помещений, сооружений. Учет зданий, помещений и сооружений в настоящее время осуществляют органы технической инвентаризации (БТИ). В соответствии законом до 1 января 2010 года должен завершиться переходный период, в течение которого на всей территории России полномочия по учету зданий, помещений и сооружений должны перейти к Росреестру.
В результате уже в 2010 году граждане и организации получат возможность подавать заявления о регистрации и учете недвижимости в режиме одного окна. При этом в ряде субъектов России станет возможным через Интернет постановка на учет и получение сведений из кадастра и реестра. В 2011 году электронные услуги будут доступны на всей территории страны. Будет реализован принцип экстерриториального обслуживания заявителей, то есть вне зависимости от места расположения недвижимости. А в 2012 году завершится создание единой информационной системы и появится возможность ставить на учет земельные участки и расположенные на них здания в режиме одного окна.
Тюменский опыт
Реализация концепции объединения, а также подведение итогов деятельности за первое полугодие 2009 года стали основными темами заседания расширенной коллегии, которая прошла в Управлении Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам.
По словам руководителя Управления Александра Алексеевича Одинцова, работа по организации единой системы кадастрового учета недвижимости, государственной регистрации прав и сделок с ней проводится на территории всего регистрационного округа – Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. В частности, осуществлена возможность в режиме реального времени выдавать информацию из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на территории всего регистрационного округа реализован экстерриториальный принцип предоставления информации о зарегистрированных правах. Управление также готово к проведению государственной регистрации прав на недвижимость по экстерриториальному принципу,
В едином офисе размещены территориальные структуры Росреестра в Заводоуковске, Упорово, Большом Сорокино, Аромашево, Юргинском (Тюменская область), Березово, Белоярском (Ханты-Мансийский автономный округ), Новом Уренгое, Ноябрьске и Муравленко (Ямало-Ненецкий автономный округ). В ближайшее время совместные пункты и многофункциональные центры по оказанию услуг появятся на территории крупных городов: Тобольск, Ишим, Нижняя Тавда, Салехард и Сургут. Разработана схема подключения в единую сеть Управления Росрегистрации существующих каналов связи Роснедвижимости по Тюменской области и Ханты-Мансийскому автономному округу и подключения к ней в дальнейшем отделов Управления Роснедвижимости по Ямало-Ненецкому автономному округу. Это позволит существенно сократить затраты на содержание каналов связи.
Итоги деятельности
Результаты деятельности Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам в первом полугодии 2009 года показывают определенную динамику роста, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране. Так, за 6 месяцев года в Управлении совершено 291 тыс. 519 регистрационных действий, что на 12% больше чем в первом полугодии прошлого года. На юге Тюменской области рост регистрационных действий составил 42% (143 837). На 20% (35 632) выросло количество зарегистрированных прав и сделок на нежилые объекты недвижимости. На 39% (112 428) увеличилось количество регистрационных действий в отношении прав и сделок с земельными участками. Выдано более 1 млн. 450 тыс. выписок, справок и иной информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.
Как ни странно, на юге Тюменской области отмечается рост количества зарегистрированных прав и сделок на жилые объекты недвижимости на 26% (57 984), на 7,9% увеличилось число зарегистрированных договоров участия в долевом строительстве, на 25,5% - количество ипотечных сделок (5 196). При этом аналитики отмечают, что в среднем по России с начала года количество сделок с жилой недвижимостью снизилось в два раза
За первое полугодие количество обращений граждан за регистрацией прав в упрощенном порядке в сравнении с аналогичным периодом 2008 года возросло на 102%. Зарегистрировано 790 государственных контрактов на приобретение жилых помещений для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, из них – 550 на юге Тюменской области. При приобретении жилья для военнослужащих, переселения из ветхого и аварийного жилья, регистрация государственных контрактов осуществляется в срок не более пяти рабочих дней.
В этом году Управление приняло участие в рассмотрении 1359 дел, находящихся в производстве различных судов Тюменской области, в том числе: 881 дело связано с оборотом недвижимого имущества, 478 дел - в области несостоятельности (банкротства).