Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Главное

Праздник Сабантуй

16 Июня 2009

САБАНТУЙ – ПРАЗДНИК ПЛУГА И ДУШИ, ПРАЗДНИК ТРУДА И НАДЕЖДЫ

20 июня в Сургуте состоится любимый праздник татарской и башкирской культур - Сабантуй.

 В этом году, как и много лет тому назад организаторами городского сабантуя «Сабантуй» совместно с городской Администрацией Сургута являются Общественное объединение «Региональная национально-культурная автономия татар Ханты-Мансийского автономного округа» и Общественная организация Башкирский национально-культурный центр «Курай».

 Первый сабантуй был организован и проведен в нашем городе участниками национального фольклорного ансамбля «Дуслык» под руководством коллектива КСК «Геолог» в 1988 году и за последние годы стал одним из самых популярных праздников, общегородским событием. В этом году, по традиции, зрелищными событиями сабантуя станут народные игры, национальные спортивные состязания, в том числе, конные скачки, бег в мешке, разбивание горшков. Сургутяне смогут поболеть за самого сильного батыра в национальной борьбе куреш. В концертной программе примут участие национальные творческие коллективы, а также хорошо известные горожанам художественные коллективы Сургута. Входит в сургутскую праздничную программу и традиционная торговая ярмарка.

 Сабантуй является одним из национальных праздников, уходящих историческими корнями в глубокую древность. Старинный и вечно молодой, он знаменует собой пробуждение земли, прославляет труд землепашца и гостеприимство татарского и башкирского народов.

 В настоящее время сабантуй стал не просто этнографическим праздником, принадлежащим татарам и башкирам, но и праздником для всех, так как во время празднования сабантуя никто не задумывается над тем, какой он национальности или вероисповедания. Сургутяне с удовольствием поют, танцуют, участвуют в играх и соревнованиях на этом празднике, при этом чувствуется духовное единение всех его участников.

 Сабантуй – это праздник души, в нем есть какое-то уникальное содержание, приводящее к внутренней и внешней гармонии. Способствует прекрасному душевному состоянию и время года, в которое проводится сабантуй. Природа приобрела яркие краски, все пропитано радостью жизни, дышит покоем и любовью. Недаром в это время любят справлять свадьбы – кажется, что само небо благословляет все живое и сущее.

Сабантуй – тема вдохновения писателей, композиторов, художников. Этот праздник, воплощающий в себя духовность, национальное наследие и красоту мира предков, отражен в творчестве татарских поэтов Габдуллы Тукая, Хасана Туфана, Сибгата Хакима, татарских писателей Галимджана Ибрагимова, Гумера Баширова и других. «Сабантуй» – так назвал свою Вторую симфонию известный композитор Н. Жиганов. Этой же теме посвящены симфонии Ш. Шарифуллина, музыка композитора Ф. Ахметова, одноименная песня З. Хабибуллина. Сабантуй отражен в произведениях художников Б. Урманче, Л. Фаттахова, Т. Хазиахметова, И. Колмогорцевой, К. Нафикова.

 Но не стоит забывать о том, что сабантуй, в первую очередь, праздник земледелия. Название праздника происходит от древнетюркских слов «сабан» - плуг, яровые, «туй» - торжество, свадьба. Сабантуй — праздник плуга, торжество в честь сева яровых - традиционный земледельческий праздник народов Прикамья, распространенный, прежде всего, в Башкортостане и Татарстане. Он возник еще в языческие времена, тогда его смысл заключался в задабривании многочисленных богов и духов природы, от милости которых зависела жизнь людей, поклонению освобождаемой от снега земле. Так, духов плодородия задабривали для того, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году. Если раньше сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ - в конце апреля, теперь праздник проводится в июне — в честь их окончания.

 С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды теряли смысл, но многие из них продолжали бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с сабантуем. Со временем сабантуй стал тем праздником, у участников которого появилась возможность во время традиционных соревнований испытать себя на силу, ловкость, выносливость. Сабантуй отдаленно стал напоминать Олимпийские игры в Греции. В некоторых регионах и поныне праздничная церемония сабантуя традиционно не связана с земледелием, хлеборобством, несмотря на древние обычаи приготовления «каши для дождя».

 Одно из наиболее ранних описаний сабантуя содержится в записках академика Ивана Лепехина, который подробно рассказал об этом народном празднике во второй половине XVIII века. Описание доносит до нас ритуал празднества, проходившего ежегодно перед началом пахоты или (на востоке) между пахотой и покосом.

 Одна из деревень, устраивая сабантуй, приглашала к себе соседнюю, часто из другого рода, деревню. Приглашенные ехали в гости с женами и детьми, а впоследствии устраивали ответное празднество. Угощение производилось за счет всей деревни, для чего заранее собирались яйца, деньги (копеек по сорок со двора). На собранные деньги покупали несколько лошадей, чай и сахар (нередко состоятельные односельчане дополнительно жертвовали в общий котел деньги или живность). Накануне праздника, вечером, молодые ребята на отборных лошадях проезжали всю деревню, останавливаясь перед каждым домом и устраивая «великий крик и стук» до тех пор, пока хозяин дома не выносил что-нибудь, чаще всего - куриные яйца. Затем один из уполномоченных собирал от молодых женщин полотенца, платки, от торговцев — ситцы и нес все это на майдан, где должен был проходить праздник. Майдан (майзан) устраивался где-нибудь на возвышенности вблизи деревни, с южной стороны полукругом располагались холщевые палатки, открытые к центру. Там же стояла высокая жердь с привязанными к ее вершине полотенцами и платками, указывающими издали на место сбора. Весь народ собирался на майдан после полудня, по выходе стариков из мечети после молитвы. Располагались так, что майдан замыкался полным кругом. В центре круга начиналась борьба (курэш). Она состояла в том, что борцы, сбросив с себя верхнее платье (оставались только в штанах и сорочке) и, засучив рукава рубашки, сходились и схватывались, перекинув друг другу через спину кушак (бильбау), концы которого держали в руках, обмотав вокруг кисти. Испытывая друг друга в ловкости и силе, борцы пытались положить противника на лопатки. Постепенно вместо двух-трех собирались десятки пар борющихся. Поборовший подходил к одному из стариков, раздающих награды, и получал от него пару яиц, платок или просто лоскуток материи. Полученный приз победитель сейчас же дарил кому-нибудь из почетных лиц — отцу, дяде или старику, которые обыкновенно отдаривали его деньгами (монетой в 50 копеек или рублем). У зауральских башкир строго соблюдалось правило, по которому один раз побежденный уже больше не боролся. Из борцов, победивших десятки противников, подбиралась группа силачей, которые начинали состязаться между собой, и в результате оставались один - два непобедимых богатыря (батыра). Местами эти состязания в борьбе славились настолько, что батыры приезжали на сабантуй за много километров для того, чтобы помериться силами и ловкостью с другими.

 Вторым по порядку состязанием на сабантуе был бег взапуски (югереу). В беге принимало участие человек до десяти. Бежали обыкновенно на небольшое расстояние, до двух километров. Впереди бегущих скакал всадник и указывал им путь. Троим, прибежавшим первыми, дарили: первому — большой кусок мяса, второму — ребра, третьему — небольшой кусок мяса. Местами вместо мяса раздавались полотенца. И эти призы победители обычно дарили почетным гостям, которые отдаривали их деньгами. За бегом взапуски следовали скачки на лошадях (бэйге). Обычная дистанция скачек была километров шесть-семь. Мчались во весь карьер с визгом и гиком. В конце дистанции на дороге молодой парень или девушка держали на шесте привязанный белый платок, вышитый по углам разноцветным шелком, который и доставался в награду тому, кто всех перегонит. Если же случалось двоим прискакать вместе, победитель среди них определяется борьбой или состязанием в стрельбе из лука. Призы, которые в начале ХХ века выдавались победителям на скачках, были довольно значительны. Первый получал жеребенка, второй — рублей пять денег и третий — полотенце. Среди других состязаний на сабантуе наиболее распространено было добывание ртом монет из котлов, наполненных водой с отрубями или кумысом, а также перетягивание друг друга веревкой. Заканчивался праздник традиционным угощением — любимым национальным блюдом — бешбармак и конскими колбасами. Все это готовилось здесь же, недалеко от майдана, на кострах.

 В ХIХ веке сабантуй был уже просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ. Только в отдельных местах сохранились пережиточные обряды, указывающие на первоначальную связь сабантуя с религиозными поверьями.

 ХХ век внес свои коррективы в смысловую ткань и организацию сабантуя. Он проводится после весеннего сева, когда в напряженной жизни сельских жителей наступает небольшая передышка. Проводят его, как правило, поэтапно: сначала сабантуй празднуют по отдельным хозяйствам, а затем в районах и крупных городах Башкортостана и Татарстана. Сегодня заранее определяется место его проведения, составляется программа праздника, организуются ярмарки. К сабантую, как правило, приводится в порядок личное подворье, готовится праздничное угощение. На этот праздник, особенно в сельской местности, съезжаются многочисленные родственники и гости. Во многих хозяйствах стало традицией проведение смотра-конкурса на лучшее содержание домов и улиц, их озеленение и чистоту, итоги которого объявляются на сабантуе от поколения к поколению. А традиция подведения на нем итогов работы тружеников во время весенне-полевых работ зародилась в советское время и сохраняется до сих пор. Именно с чествования передовиков сельхозпроизводства, награждения их ценными подарками и призами и начинается сабантуй, после чего проходит развлекательная программа праздника: концерты художественной самодеятельности, нередко — большие концерты с приглашением известных деятелей искусства. Неизменным остается проведение соревнований. Майдан становится ареной многочисленных состязаний: национальной борьбы, схваток силачей, соревнующихся в подъеме тяжести (например, гири), различного рода юмористических соревнований — боя на бревне мешками, набитыми травой или сеном; разбивания с завязанными глазами палкой горшков, расставленных на земле; доставания ртом монет со дна сосуда с кислым молоком; бега с ложкой во рту, в которой находится сырое яйцо; бега с полными ведрами на коромыслах; бега в мешках и т. д. Большое количество зрителей привлекает перетягивание каната, лазанье на высокий гладкий столб с прикрепленным наверху призом, ходьба по гладкому столбу, вбитому над поверхностью воды. А творческие конкурсы певцов, танцоров, музыкантов и чтецов привносят особое оживление в возвышенно-эмоциональную атмосферу праздника. Веселая музыка, звуки курая, гармони, песни, гомон, смех, шумные игры создают неповторимую ауру поистине народного праздника. На всю округу распространяется аппетитный запах вареного бешбармака и дым от многочисленных самоваров, украшающих чаепития прямо на лужайке.

 Как праздник весны и труда, сабантуй сегодня имеет статус интернационального праздника, который заключает в себе не только развлекательно - досуговое содержание, но и несет огромный духовный и этический заряд. С 2002 года Сабантуй официально включен в список шедевров устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО.

 Современный Сургут — многонациональная земля, на которой живут представители разных народов и национальностей. Всенародное празднование сабантуя, в котором принимают участие все жители города, — одно из ярких проявлений преемственности национальных традиций, уважительного отношения к национальной культуре каждого из этносов, проживающих в регионе. Праздник из года в год обогащается новыми формами и содержанием, но в главном он неизменен — это праздник труда и дружбы народов. В последние годы сабантуй перешагнул свои «исторические границы» и широко празднуется в Москве и Петербурге, ближнем и дальнем зарубежье — там, где есть башкирская и татарская диаспоры. Национальная самобытность, традиционное гостеприимство, добрый дух этого праздника привлекают к нему людей разных национальностей и разной веры, объединяя и сближая их.

 

Будем рады видеть Вас на празднике, который состоится на площади СурГУ. Начало праздника в 10:00 часов.

 

С уважением, Председатель Совета Председатель ОО «НКАТ г.Сургута» Ульбеков Р.А.

 

Председатель ОО БНКЦ «Курай» Италмасова З.Т.

 

 

 

Полезные ссылки

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ!

8 (3462) 522-005, 522-323

business@admsurgut.ru

Инвестиционный портал Сургута

Инвестиционный портал Югры