Сегодня вопрос об установлении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги приобрел особую актуальность. Администрация Сургута проиграла окружной суд, который отменил постановление о введении 100-процентной оплаты за услуги ЖКХ. Кто и каким образом будет компенсировать переплату за несколько месяцев?
Думаю, что никто компенсировать эту переплату не будет, т.к. она не является
таковой. Напомню, что переход на 100 % оплату услуг ЖКХ населением
осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.08.2004 №
441, реализующим следующий этап реформ жилищно-коммунального хозяйства в России.
На основании этого Постановления Правительством Ханты-Мансийского округа - Югры
было принято Постановление от 28 октября 2004 года № 435-п, "Об окружных
стандартах перехода на новую систему оплаты жилого помещения и коммунальных
услуг на 2005 год", которое дублирует Постановление Правительства РФ и
конкретизирует время перехода на 100% оплату услуг ЖКХ в округе с 1 октября 2005
года. В соответствии с этим Постановлением верстался и утверждался окружной
бюджет на 2005 год, который предусматривал компенсацию за услуги ЖКХ в объеме
10% лишь до 1 октября 2005 года. Соответствующие параметры закладывались и
утверждались в городском бюджете. В соответствии с этим предприятия, оказывающие
услуги ЖКХ, перешли на расчет с населением из расчета взимания 100% стоимости с
населения с 1 октября 2005 года.
Никто упомянутых постановлений Правительства
РФ и Правительства ХМАО не отменял и не оспаривал. Никаких изменений в бюджете
округа и города в этой части не вносилось.
Почему были введены новые тарифы? По каким тарифам в настоящее время будет осуществляться начисление за ЖКУ?
Что касается введенных с 1 сентября и 1 октября 2005 г. постановлениями Администрации города № 126 и 127 от 05.08.2005, № 129 от 08.08.2005, № 169 от 19.09.2005, оспоренных и отменных решением судов 1-й и 2-й инстанции тарифов на услуги ЖКХ, то здесь другая история. Необходимо еще раз подчеркнуть, что тарифы разрабатывались, проходили экспертную оценку и принимались в строгом соответствии с действующим на этот период законодательством, предполагающим переход на экономически обоснованные тарифы на услуги ЖКХ в 2005 году.
Мы, как законопослушные исполнители, памятуя о том, что эти тарифы не пересматривались с 2001 года (менялось лишь соотношение между бюджетом и населением при расчетах) и что они давно уже не отвечают уровню затрат, необходимых для качественного обслуживания жилого фонда, приступили к расчетам и проведению всех процедур, предшествующих принятию новых тарифов. После выполнения всех предусмотренных законом процедур, постановления о введении тарифов были приняты.
Не буду долго останавливаться на всех нюансах опротестования этих постановлений, мотивах принятия судебных решений. Очевидно лишь, что значительный рост сумм, которые население должно было вносить за услуги ЖКХ, вызвал недовольство и возмущение во многих регионах России, где были введены экономически обоснованные тарифы. Сургут в этом не стал исключением.
Оценив складывающуюся ситуацию и нарастающее социальное напряжение, по заданию Президента Российской Федерации Правительство РФ принимает ряд документов об ограничении тарифов предельными индексами. Федеральный закон от 26.12.2005 № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Приказ Федеральной службы по тарифам от 29.12.2005 № 853-э/4 (утверждающий предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги с учетом соотношения к затратам на содержание и ремонт жилья и затрат на коммунальные услуги по субъектам РФ) совпадают по времени с принятием решения судом 2-й инстанции от 22.12.2005. Очевидно, что в этом случае уже нет законодательной базы, чтобы отстаивать принятые тарифы.
Дума города принимает соответствующее решение, выделяя из бюджета средства на компенсацию предприятиям разницы между ранее действовавшими тарифами и тарифами отмененными. Мы ждем, когда на базе Приказа Федеральной службы по тарифам от 29.12.2005 № 853-э/4 будет принято соответствующе постановление Правительства округа, вводящее предельные индексы при установлении тарифов для муниципальных образований на территории округа. Такое Постановление выходит 10 февраля 2006 года за № 26-п. Мы приступаем к разработке тарифов уже на базе действующего законодательства. Вновь проходим все предусмотренные законом процедуры и принимаем постановление № 926 от 18.05.2006 «Об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения муниципального жилищного фонда».
В настоящее время ведется расчет для обоснования и защиты в округе сумм, необходимых для компенсации потерь муниципального бюджета. Поскольку тарифы, принятые с учетом предельного индекса (119%) ниже экономически обоснованных тарифов, разница не взимается с населения при расчете за услуги ЖКХ, а подлежит компенсации из других источников. Этих источников один – бюджет.
Глава города А.Л.Сидоров