ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
«Об основных целях и задачах управления социальной защиты населения по городу Сургуту департамента труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
Дата проведения: 18.01.2006
Место проведения: Администрация города Сургута, ул. Энгельса, 8
Время: 14.00-15.00
Доклад
начальника управления социальной защиты населения по городу Сургуту департамента труда и социальной защиты Ханты-Мансийского автономного округа
ТАТЬЯНЫ НИКОЛАЕВНЫ ОСМАНКИНОЙ
Реформирование социальной сферы продолжается, и одним из этапов реформирования является реорганизация структур муниципальной власти, которые курировали и вели вопросы социальной защиты населения.
На всех территориях округа образованы управления социальной защиты населения – это территориальные подразделения Департамента труда и социальной защиты населения округа. На них возложена обязанность реализовать государственные полномочия по социальному обслуживанию населения и предоставлению мер социальной поддержки населения. Это главная задача созданных подразделений Департамента. Управление социальной защиты населения по городу Сургуту представляет собой коллектив, который прошел конкурсный отбор. Это 43 специалиста. Управление располагается на прежнем месте департамента по труду и социальным вопросам – проезд Советов, 4.
Управление подчиняется и находится в ведомстве окружного департамента и решает вопросы реализации государственных полномочий. Все, что касается вопросов социальной защиты, которые финансируются из муниципального бюджета это вопросы сейчас вне компетенции управления социальной защиты.
Управление имеет несколько отделов. Главный из них – отдел по приему и обслуживанию населения, 26 специалистов ведут прием населения (Лермонтова, 1/1). С 16 января граждане для получения тех или иных социальных мер должны обратиться именно в этот отдел. Нам бы хотелось максимально ускорить прием документов и осуществить выплаты. Этот отдел также занимается выдачей справок, удостоверений, оформлением междугороднего проезда, пособий на погребение, пособий участникам ликвидационных мероприятий на Чернобыльской АЭС и Семипалатинском полигоне, почетным донорам, т.е. все льготные категории граждан могут обращаться по этому адресу.
Одним из основных направлений деятельности управления является оказание адресной социальной помощи. Как и в прошлом году, она будет оказываться в трех видах:
- в виде ежемесячного социального пособия для граждан, имеющих низкий прожиточный минимум
- разовая выплата в пределах 10 тысяч рублей, решение по которой принимает комиссия при управлении
- единовременная материальная помощь в пределах 36 тыс. рублей, документы по которой рассматривает управление, а решение принимает окружной департамент. В течение 15 дней рассматриваются документы на этот вид социальной поддержки.
Документы на адресную социальную помощь наши граждане также могут сдавать в городскую социальную службу.
Меры социальной поддержки региональным льготникам также оформляются в городской социальной службе. Т.е. фактически основные направления деятельности управления по оказанию мер социальной поддержки и по социальному обслуживанию, которые были характерны для департамента по труду и социальным вопросам города Сургута сохранены в полном объеме.
Несколько изменилась сеть учреждений социального обслуживания. В 2005 году в городе Сургуте функционировало 11 таких учреждений. В 2006 году регистрируется – 8. Трансформировалась и реорганизовалась городская психологическая служба, но вид психологической помощи и возможность получить эту помощь сохранены. Она будет оказываться социальным учреждением «Юнона». Протезный центр, оказывающий услуги по ортопедии – будет реорганизован в филиал Нижневартовского центра, и также будет продолжать оказывать услуги горожанам. Третье учреждение, которое реорганизовалось это социальное учреждение «Услуга». Само учреждение ликвидировано, но вид этой услуги сохранен, ее будет оказывать городская социальная служба. Все четыре точки торгового обслуживания льготных категорий граждан также будут располагаться по прежним адресам.
Структура видоизменилась, но весь комплекс социальных услуг, который был представлен в 2005 году на территории города Сургута, сохранен.
Если говорить о произошедших изменениях в законодательстве, то можно отметить следующее. В 2006 году утрачивают силу такие меры поддержки как компенсации расходов за телефонную абонентскую плату и проезд на городском и пригородном транспорте. Эти две меры поддержки трансформировались и приобрели форму денежной выплаты. Так, например, труженики тыла с 1 января получают единую денежную выплату из окружного бюджета в размере 550 рублей, ветераны труда России и ветераны труда ХМАО – 425 рублей, жертвы политических репрессий, реабилитированные в последствии получат 300 рублей.
Видоизменяется форма социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, которая ранее предоставлялась в натуральном виде. Сейчас с 1 января 2006 года этот вид поддержки преобразован в денежную компенсацию. Здесь речь идет о том, что в соответствии социальными нормами, которые приняты в округе, будет делаться расчет льготнику за ЖКУ. Причем подход будет дифференцированный. Так труженики тыла получают стопроцентное возмещение в пределах социальной нормы на содержание жилого помещения с учетом нетрудоспособных членов семьи, коммунальные услуги только на льготника. Другие категории граждан получают 50 % оплаты в пределах социальной нормы на содержание жилья и коммунальные услуги и только на самого льготоносителя, т.е. подход к разным льготным категориям определен неодинаково, он стал более адресным. Если говорить о других мерах социальной поддержки, то остается в прежнем натуральном виде остаются: приобретение лекарств в пределах 50% труженикам тыла, реабилитированным, санаторно-курортное лечение, компенсация проезда один раз в год неработающим гражданам. Сохраняется также бесплатное зубопротезирование.
Касаясь вопроса федеральных льготных категорий, нужно сказать, что на 2005 год были приняты законы ХМАО, которые сохраняли часть мер социальной поддержки, тем самым решалась задача снизить социальную напряженность, возникшую в результате монетизации льгот. С 2006 года федеральные льготники утрачивают право на такие мери поддержки как 50-прцентная оплата ЖКУ из окружного бюджета, т.е. им остается только 50-процентная компенсация из федерального бюджета. Также утрачивается 50-процентная компенсация абонентской платы за телефон из окружного бюджета и остается только 50-процентная компенсация из федерального бюджета. Также утрачивается право бесплатного проезда на городском и пригородном транспорте.
Для федеральных льготников в 2006 году в натуральном виде остается 50% компенсации за ЖКУ, это бесплатное зубопротезирование, обеспечение лекарственными средствами, и единовременные денежные выплаты, которые они получали в 2005 году: 2000 руб. – ветераны и участники ВОВ, 1100 участники боевых действий (если они отказались от социального пакета) и т.д.
Эти изменения, которые начинают действовать на территории России в связи с принятыми законами, в полной мере начинают действовать и на территории города Сургута.
Кроме того, нужно напомнить пенсионерам, которых в городе Сургуте около 55 тысяч, что на 1 квартал 2006 года только пенсионеры, которые не относятся ни к одной из льготных категорий, имеют право на бесплатный проезд в городском транспорте. Все остальные федеральные и региональные льготники право на бесплатный городской проезд утрачивают с января 2006 года и получают за это денежную компенсацию.
Ответы Т.Н. Османкиной, данные в ходе пресс-конференции:
Компенсация за жилищно-коммунальные услуги будет осуществляться только по заявлениям граждан. Уже сформирована база льготополучателей. Всего в региональном регистре льготников значится 24 тысячи. На конец декабря 2005 года приняты заявления от 18,5 тысяч региональных льготников. Остальные должны срочно обратиться в отдел по приему и обслуживанию населения и заявить о своем праве на льготу. Тогда Управление сможет включить их в общую информационную базу и расчетно-кассовый центр города сделает начисления. На счета граждан будет поступать компенсация за расходы на ЖКУ. Эти расчеты производятся строго в соответствии с постановлением Губернатора округа исходя из социальной нормы: для льготополучателя, проживающего в семье она составляет 18 кв. метров, для одиноко проживающих пенсионеров и пары пенсионеров – 33 кв. метра.
Региональные льготники наиболее многочисленная категория льготополучателей. Федеральных льготников порядка 11 тысяч и они получают льготу по оплате ЖКУ в натуральном виде.
В настоящее время механизм предоставления данной денежной компенсации за ЖКУ отрабатывается. Эти деньги будут поступать на лицевые счета граждан. Но в первом квартале пенсионеры пока не смогут получать эти деньги одновременно с пенсией. Однако именно к такой схеме выплаты управление будет стремиться. Чтобы снизить нагрузку на почтовые отделения мы призываем граждан открывать лицевые счета в банках, например вклад «Пенсионный-плюс», куда перечисляется губернаторская доплата и другие меры поддержки. Для облегчения работы расчетно-кассового центра и управления нужно, чтобы граждане сообщали о реально действующих счетах.
В реализации постановления по переводу региональных льготников на денежные выплаты в том числе за услуги ЖКХ заняты не только органы социальной защиты населения. Определена задача и для муниципальных органов власти, для всех других хозяйствующих субъектов, к которым относятся и РКЦ и почтовые отделения как федеральная структура и банки, т.е. фактически сейчас решается комплекс организационных вопросов для того, чтобы упорядочить это вид предоставления услуги и мер социальной поддержки.
Протезно-ортопедический центр
Средства реабилитации для инвалидов предусматриваются как федеральным законодательством, так и окружным законодательством. Нужно отметить, что если федеральный список достаточно скромный, то окружное законодательство определяет более расширенный список технических средств реабилитации, на которые может рассчитывать инвалид. И поддержка инвалидов именно по обеспечению техническими средствами реабилитации окружным законодательством на 2006 год также предусмотрена. Порядок предоставления поддержки сохраняется. Медицинская социальная экспертная комиссия (федеральная структура) прописывает индивидуальную программу реабилитации каждого инвалида, где также указывает необходимый набор технических средств реабилитации. Этот документ передается в фонд социального страхования (он же занимается вопросами санаторно-курортного лечения). Благодаря окружному лицензированному Нижневартовскому центру вопросы обеспечения сложными техническими средствами реабилитации удается решать более оперативно и адресно.
Как отразиться реформирование на лежачих больных?
Штат учреждений социальной защиты не уменьшен, а по ряду учреждений даже расширен. Например, с февраля месяца предполагается ввод геронтологического центра поэтапно. Уже учтены в штатном расписании все эти изменения, т.е. во втором квартале вводим дополнительно 50 коек и под них соответствующее количество работников, в третьем квартале еще 30 – и под них штат. Надомное обслуживание. Штат сохранен и более того, при формировании штатного расписания учтены нормативы, заложенные в федеральном законодательстве, т.е. сколько один работник может обслуживать лежачих больных. Речь об уменьшении количества социальных работников, которые заняты в социальном обслуживании не шла и не идет.
Поддержка многодетных семей
Закон о поддержке материнства, отцовства и детства, принятый в июле 2004 года продолжает действовать. По этому закону 30 процентов оплаты услуг ЖКХ многодетным семьям сохранено и будет действовать по прежнему порядку. Право на получение мест в дошкольных учреждениях для детей из многодетных семей также сохранено. Сохранены выплаты мамам, которые ухаживают за детьми от 1,5 до 3 лет в размере от 3,5 тысяч рублей; матерям от 3 до 4 лет в пределах 1750 рублей. На уровне Федерации принято решение об увеличении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 700 рублей. Право на льготный проезд на городском транспорте детям из многодетных семей, которые обучаются в образовательных учреждениях сохранено. И проездные билеты выдаются в городской социальной службе. В основном эти билеты уже выданы. В городе Сургуте около 800 многодетных семей, в которых более 2000 детей школьного возраста.
Социальные магазины
Четыре торговых социальных магазина продолжат свою работу. Для этой меры социальной поддержки требуется серьезный пакет нормативных документов, определение льготных категорий, размера предоставления торговой скидки на продуктовые наборы, промышленные товары. Все организационные вопросы прорабатываются, в том числе с муниципалитетом. Из окружного бюджета будет финансироваться арендная плата за размещение социальных магазинов и заработная плата работникам этих магазинов. Вопрос закупки товаров, как и прежде, за счет городского бюджета обуждается.
Право граждан на социальную защиту
Управление социального обслуживания населения по городу Сургуту занимается не только федеральными и региональными льготниками, пенсионерами и инвалидами, это и матери воспитывающие детей и участники боевых действий, которые трудоспособны, но которые также относятся к федеральным льготникам. Участники боевых действий занесены в федеральный регистр, получают ежемесячно единую денежную выплату. К великому сожалению без документа, который удостоверяет право на получение того или иного вида социальной поддержки, мы не имеем право занести участника боевых действий в регистр. Правовая коллизия в том, что не все участники боевых действий имеют право на получение льгот. Федеральным законом определен круг лиц, получающих удостоверение участника боевых действий: это задействованные в событиях 1994-1996 года в первую Чеченскую войну, 1998 г. и по настоящее время, т.е. из этого списка выпали ребята, которые прошли Таджикистан и Дагестан. Кроме того, участники боевых действий должны обращаться в то ведомство, которое их направило туда. А этим занималось четыре силовых структуры. Эти вопросы рассматриваются не так быстро как хотелось бы. Практически второй год идет процесс выдачи удостоверений участников боевых действий. По мере получения удостоверения человек должен сразу обратиться либо в социальную службу, либо напрямую в пенсионный фонд (ул. Майская, 8/1). После чего он приобретает право на единую денежную выплату.
Большой проблемой остается определение права на получение тех или иных мер социальной поддержки. А правом является документ.
Что принесли законы о монетизации льгот?
Очевидно, принятый 122 федеральный закон определяет следующий подход к решению проблем льготных категорий граждан: 1) углубление адресности и дифференцированности всех мер социальной поддержки; 2) расширение социального обслуживания.
Понятно, что данный закон не может удовлетворить все потребности нуждающихся в социальной поддержке. Такой подход обусловлен отсутствием возможности оказывать помощь большому количеству населения. Очень быстро происходит старение населения. Поэтому необходима инвентаризация льгот. Эти меры побуждают население думать о пенсионном возрасте, заниматься накоплением пенсии и рассчитывать на своих близких. Конечно, монетизация льгот обострила социальную напряженность. Даже в нашем округе пенсионеры, которые имеют достаточное, как считается, обеспечение при такой стоимости жилищно-коммунальных услуг не могут выжить без государственной поддержки.
Принцип «единого социального окна» предполагает: 1) единое обращение, 2) единое место обращения, 3) единый пакет документов, который формируется на гражданина. Предполагается, что с 1 марта 2006 года округ должен перейти на этот принцип работы. Мы сегодня пробуем внедрить некоторые условия для того, чтобы сформировать некоторый опыт. Так, например, сегодня порядка 15 специалистов ведут ежедневный прем граждан. Прием граждан предполагает только проверить поданный пакет документов с тем списком, который требуется от льготника. Назначение пособия происходит другими специалистами в 10-дневный срок. Выплата формируется еще несколькими специалистами. Так организована работа отдела по приему и обслуживанию населения. Какие сложности уже сейчас? Сегодня мы имеем инструкцию по организации работы по предоставлению мер соцподдержки гражданам. Эта инструкция в нескольких позициях расходится с заявленными принципами, а именно под каждую меру социальной поддержки предполагается несколько иной пакет документов. Но при этом, если вы относитесь к ветерану труда ХМАО, то вы сдаете один раз пакет документов.
Основная работа уже сделана. Сбор документов коснется в основном граждан, впервые оформляющих льготу или обладающих правом на федеральные и региональные меры социальной поддержки, которые сделали свой выбор.
Заместители начальника управления социального обслуживания населения по городу Сургуту:
Сафрони Андрей Георгиевич отвечает за работу социальных учреждений, т.е. за весь объем социального обслуживания. Телефон: 52-28-18
Самаркина Наталья Борисовна отвечает за организацию работы отдела по приему и обслуживанию населения, за предоставление всех мер социальной поддержки. Телефон: 52-28-25
Информационно-аналитическое управление
Администрации города Сургута
Тел.-факс 52-21-98