После встреч в мэрии города и "Сургутнефтегазе", где состоялся предметный и конструктивный разговор, в частности, на предмет поставок в компанию установок для горизонтального бурения скважин, гости направились в Сургутскую Торгово-промышленную палату, где их ждали, увы, немногочисленные представители городской бизнес-элиты. И все же деловой разговор здесь также состоялся. Почти все руководители белорусских предприятий высказывали одно и тоже желание: навести мосты с капитанами сургутского бизнеса и работать с ними без посредников.
Было особо отмечено, что белорусские машиностроительные предприятия, а именно их представители доминировали в делегации, выпускают большое количество техники, поэтому им необходимо расширять рынок сбыта. Сургут в частности и Тюменская область в целом представляются гостям наиболее перспективным регионом, тем более что некоторые компании уже имеют опыт сотрудничества с нашими корпорациями. К примеру, Минский электротехнический завод уже сейчас поставляет в ОАО "Сургутнефтегаз" свои трансформаторы. Николай Савченко, руководитель отдела маркетинга завода, предполагает, что продукция его предприятия заинтересует и акционерное общество "Тюменьэнерго". Забегая вперед, отмечу, что визитную карточку ОАО "ТЭ" - Сургутскую ГРЭС-2 и обособленное предприятие "Тюменьэнергоремонт" гостям из Белоруссии продемонстрировали во всей красе на третий день визита. Крупнейшая в мире электростанция - наиболее часто посещаемый объект нашей энергосистемы, неизменно привлекающий повышенное внимание гостей Сургута.
Свыше 15 тысяч автомашин в год - такова производительность Минского автозавода. Зам. генерального директора предприятия Геннадий Синеговский сообщил "Сургутским ведомостям", что "МАЗ" в настоящее время активно сотрудничает с Уренгоем, Надымом, другими северными городами и только Сургут пока не входит в число партнеров завода. Однако сложившаяся ситуация может измениться. Недавно "МАЗ" освоил выпуск новых, адаптированных к сибирским морозам автобусов "Арктика", которые минувшей зимой прошли успешные испытания в Норильске. Весьма вероятно, несколько автобусов новой серии нынешней зимой прибудут на эксплуатационные испытания в наш город. В случае если техника приглянется, в Сургут будут организованы прямые поставки "Арктики" с Минского автозавода.
Акционерное общество "Пинскдрев" не отстает от транспортников и пытается активно внедрится в сургутский мебельный рынок. Несмотря на то, что кресел, диванов и прочей мебели, причем европейской, у нас в городе хватает, рекламные буклеты и каталоги "Пинскдрева" привлекли внимание местных бизнесменов, хотя конкретных договоренностей, по крайней мере, в первый день работы делегации, достигнуто не было.
Объединение "Витязь", известное в Белоруссии своими телевизорами, также предлагает свою продукцию сургутянам. Причем речь идет не только о создании прямой товаропроводящей сети или представительства в Сургуте, но и об открытии центра по бытовому обслуживанию белорусских телевизоров. "Витязь", однако, внедрением на наш рынок ТВ приемников ограничиваться не намерен. Предприятие занимается и выпуском медицинского инструментария, что, по мнению представителя компании, создает серьезные предпосылки к сотрудничеству с медучреждениями Сургута и соседних городов. Кстати, о соседях: если сургутские предприниматели не отличились особой активностью при встрече с белорусскими коллегами, то один из бизнесменов Лангепаса не только прибыл в СТПП, пожертвовав, как оказалось, личным временем, но и активно общался с гостями на предмет заключения договоров. За тем, как ведутся переговоры сторон, наблюдал и специально прибывший из Ханты-Мансийска председатель комитета по использованию лесных ресурсов администрации округа Владимир Бережной, который в приватной обстановке после завершения "круглого стола" встретился с некоторыми представителями белорусских предприятий.
Встреча закончилась подписанием Генерального соглашения между торгово-промышленными палатами Сургута и Белоруссии, лейтмотив которого - всемерное содействие СТПП укреплению двухсторонних связей, информационный обмен в области экономики, взаимные маркетинговые услуги и прочее. Особо соглашение акцентирует внимание на СМИ. Газета "Бизнес-партнер", издаваемая Сургутской торгово-промышленной палатой взяла на себя обязательство информировать население города о белорусских предприятиях, готовых развивать деловое сотрудничество с компаниями нашего города. Эту же информацию планируется размещать на информационном сайте торгово-промышленной палаты Сургута. Однако не только СТПП готово выступить информационным спонсором белорусов. Общественная организация "Батькивщина", объединяющая белорусов, проживающих в Сургуте, также готова оказывать информационную и иную поддержку предприятиям своей родины.
По мнению президента белорусской торгово-промышленной палаты Владимира Боброва, визит в Сургут позволит более интенсивно развивать наши взаимоотношения и укрепит деловое сотрудничество не только между предпринимателями Сургута и Минска, но и оживит контакты между белорусскими промышленными предприятиями и сургутскими градообразующими компаниями.
Андрей ВВЕДЕНСКИЙ.