Театр, как известно, начинается с вешалки, а вот пожарная охрана – со
знакомого всем нам номера 01. Наверное, любому из нас хотя бы раз в жизни
приходилось обращаться за помощью к пожарным. Если учесть, что подразделения
огнеборцев прибывают к месту происшествия в течение нескольких минут,
представьте себе, как оперативно должна среагировать на сообщение служба 01.
Правильно, а главное, спокойно оценить ситуацию, направить необходимое
количество сил и средств для борьбы с огненной стихией – на все это
отводятся считанные минуты. Здесь медлительным, рассеянным и невнимательным не
место! Сегодня служба 01 Сургута – это, прежде всего, центральный пункт
пожарной связи (ЦППС) при 1-м отряде федеральной противопожарной службы МЧС
России по ХМАО-Югре. Боевые дежурства несут 4 дежурные смены, в каждой из
которых по 4 сотрудницы (сразу отмечу, что коллектив исключительно женский). У
каждой смены есть старший диспетчер. Он же является диспетчером Сургутского
гарнизона пожарной охраны на время суточного дежурства. В его подчинении трое
помощников: 2 диспетчера и телефонист. Дежурными сменами сегодня руководят
лейтенант внутренней службы Вера Цветкова, старший лейтенант внутренней службы
Наталья Киреенко, старший лейтенант внутренней службы Людмила Кравченко и
капитан внутренней службы Светлана Быкова. С начала 2011 года прекрасными
сотрудницами ЦППС было принято 26 361 звонк от жителей города и района. Из них
908 – о пожарах, 131 – о дорожно-транспортных происшествиях, 1 – о чрезвычайных
ситуациях (пожар на борту самолета ТУ-154, произошедший в январе текущего года).
А сейчас вдумайтесь в следующую цифру – 25 320 звонков «не по адресу»! За те
минуты, что я беседовала с начальником ЦППС Виталием Владимировичем Суминым, эти
так называемые «звонки справочного характера» успели поступить. О чем только не
спрашивают диспетчеров горожане: как положить деньги на счет мобильного
телефона, как позвонить в ту или иную службу города, режим работы учреждений,
номера телефонов и т.д. Тем самым, с детства знакомый каждому из нас тревожный
телефон, используется нами же не по назначению! Немалое количество подобных
звонков совершают и дети, щедрые родители которых обеспечивают свои чада
мобильными телефонами. К сожалению, некоторые «несознательные товарищи» делают
по телефону 01 заведомо ложные сообщения. Как рассказал начальник ЦППС 1 ОФПС
Виталий Сумин, с начала 2011 года было сделано 2 таких сообщения (об
угрозе заминирования двух школ города). Информация о них оперативно была
передана сотрудникам милиции, которые в скором времени установили личности
«шутников». Надо отметить, что современное техническое оснащение позволяет в
большинстве случаев устанавливать личности звонивших. Поэтому стоит хорошенько
подумать, прежде чем так «шутить».
Сегодня огнеборцы Сургутского гарнизона
совершают огромное количество боевых выездов. Их причиной могут стать и сработки
пожарной сигнализации, подгорания пищи, пожары, возгорания, ДТП, а также
всевозможные чрезвычайные ситуации, в которых может понадобиться помощь
сотрудников экстренных служб. «С начала 2011 года сургутскими пожарными
совершено 1077 выездов, 529 из которых – на пожары и загорания. По 272-м
информация не подтвердилась. Это так называемые ложные вызовы, когда бдительные
граждане сообщают нам о малейшем своем подозрении на пожар: от соседей запахло
горелым, в подъезде появился дым, на соседнем дачном участке что-то сильно дымит
баня…. Мы на такие вызовы не обижаемся, так как без помощи граждан нам никак не
обойтись. Очень часто мы узнаем о пожарах слишком поздно, что становится
причиной больших потерь, как имущественных, так и человеческих. Куда лучше
предотвратить беду, чем пожинать ее печальные последствия», - рассказывает
Виталий Сумин.
В январе 2012 года коллектив центрального пункта пожарной
связи 1 отряда федеральной противопожарной службы будет отмечать 20-летие со дня
образования. В далеком 1992 на основании статьи 22 закона РСФСР «О милиции», а
также приказа МВД РФ от 24.01.1992 г. № 12 в подразделениях военизированной
пожарной охраны был установлен четырехсменный порядок несения службы, которые
существует и поныне. Хотя возможно к концу 2011 года о своих бедах и несчастьях
горожане уже будут сообщать в так называемую единую диспетчерскую службу города
по телефону «112». Это телефон выбран Правительством России и уже действует на
территории всей нашей огромной страны. Нуждающийся в помощи человек будет
звонить в единую диспетчерскую службу, а уже оттуда в автоматическом режиме
информация поступит соответствующим службам - медикам или пожарным, ГИБДД или
газовикам. Решение о создании единых дежурных диспетчерских служб было принято
еще в 2003 году. Именно с этого времени они формировались в муниципальных
образованиях в основном на базе телефона «01». В настоящее время отлаживается
механизм действия данной службы, и к концу 2011 года все вопросы по
урегулированию ее деятельности должны быть завершены.
Наталья Докшина, Сургутский гарнизон пожарной охраны, фото автора и из архива ЦППС.