28 мая в Сургутском гарнизоне прошли учения по тушению условного пожара на железнодорожном объекте – сервисном локомотивном депо «Югра» Свердловской железной дороги ОАО «РЖД».
По легенде учений произошло возгорание разлившегося дизельного топлива в цехе по текущему ремонту и техническому обслуживанию грузовых тепловозов, площадью более 2000 кв. м. с угрозой распространения огня на находящие на техобслуживании локомотивы и рядом расположенное здание административно-бытового корпуса.
Необходимо отметить, что тушение пожаров в подобных производственных помещениях всегда усложняется наличием в баках тепловозов большого количества дизельного топлива (до 5000 литров) и моторного масла в картерах двигателей локомотивов. Еще одна сложность заключается в том, что введение в работу первичных огнетушащих веществ зачастую задерживается до выяснения физико-химических свойств грузов и обесточивания электроконтактной сети над горящим подвижным составом.
Именно поэтому большую роль при возникновении ЧС на железной дороге играют четкие и слаженные действия персонала объекта – их задача в первые минуты сообщить о пожаре экстренным службам, а также сотрудникам ВОХР МПС.
Согласно расчетному времени распространения пожара, площадь горения к моменту прибытия первых отделений составила более 670 кв. м. По замыслу учений система автоматического пожаротушения отказала.
С учетом решающего направления (спасение людей) первое прибывшее подразделение ВОХР МПС направляется на спасение людей.
К месту вызова по повышенному третьему рангу прибывают силы Сургутского гарнизона.
На трех боевых участках огнеборцы занимаются локализацией и ликвидацией горения, поиском и спасением возможных пострадавших, а также обеспечивают защиту стоящих в ремонтном цехе локомотивов и соседнего административного здания. Эти действия можно возможны только после лишь подготовки средств заземления и средств диэлектрической защиты.
На 25-й минуте пожара для борьбы с огнем применяется пенная атака, в результате чего условное горение успешно локализовано, а еще через 15 минут пожар ликвидирован, угроза железнодорожной технике и зданиям на территории депо полностью устранена.
Целью данных учений была не только проверка готовности подразделений Сургутского пожарно-спасательного гарнизона к тушению пожаров на объектах железнодорожного транспорта, но и демонстрация имеющихся на вооружении Сургутского пожарно-спасательного гарнизона пожарной техники: автомобиль пенного тушения АПТ-40, пеногенераторы ГПС-600.
Особый интерес вызывает участие в учениях пожарного поезда РЖД - самостоятельного транспортного средства, предназначенного для тушения пожаров на железной дороге и на объектах, которые примыкают к железнодорожному полотну или объектах, предприятиях, которые находятся в радиусе тактико-технических возможностей оборудования поезда.
По своему потенциалу и тактическим возможностям пожарный поезд можно приравнять к нескольким пожарным автомобилям – в своем составе он имеет две цистерны объемом 50 и 70 куб. м., емкость с пенообразователем, рукавный отсек и вагон для личного состава, а также насосную станцию для подачи воды к месту тушения.
Работа всех служб, принимающих участие в тактических учениях на железнодорожном объекте, оценена на «удовлетворительно».
Личному составу Сургутского гарнизона подобные учения позволяют на практике отработать порядок взаимодействия с персоналом РЖД, ведь при возникновении чрезвычайной ситуации на объектах и предприятиях железнодорожного транспорта огромную роль играют скоординированные действия всех участников тушения пожара.