Проведение аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий зачастую характеризуется наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требует специальной подготовки, экипировки и оснащения. Для того, чтобы оценить уровень подготовки и профессионального мастерства личного состава пожарно-спасательных подразделений ежегодно проводятся соревнования по выявлению лучшей команды по ликвидации последствий ДТП.
Зональный этап соревнований с участием шести команд из Сургута, Лянтора, Нефтеюганска и Федоровского прошел в Сургутском районе 24 марта. Площадкой для проведения соревнований стала территория Специализированной пожарно-спасательной части № 1 по тушению крупных пожаров в поселке Белый Яр.
Открыл соревнования Главный судья – заместитель начальника 1 ПСО Анатолий Белоус: «Обстановка на дорогах нашего региона с каждым годом становится все более напряженной из-за постоянного роста количества личного автотранспорта, поэтому профессиональные навыки личного состава по ликвидации последствий ДТП необходимо постоянно совершенствовать. Надеюсь, сегодня мы сможем определить сильнейших в этом деле и выявить общий уровень готовности подразделений к проведению этого вида аварийно-спасательных работ».
В ходе жеребьевки был определен порядок выступления участников, которые должны были (командами по четыре человека на время) спасти двоих условных пострадавших с передних сидений легкового автомобиля, который по легенде получил удар при столкновении с другим автомобилем. В качестве «пострадавших» в ДТП выступали коллеги-пожарные.
Первыми начали соревновательные выступления спасатели 17 ОФПС пос. Федоровский. В помощь судейской коллегии – камеры видеофиксации, для детального просмотра и оценивания каждой команды-участницы.
Отсчет времени начинается с того момента, когда спасатели прибывают на место условного ДТП. Прежде всего участники должны доложить об обстановке главному судье соревнований (тип автомобиля, вид аварии, количество пострадавших, их состояние, требуемые силы и средства), оградить место ДТП конусами по периметру транспортного средства. Затем необходимо зафиксировать автомобиль по бокам специальными фиксаторами и противооткатными упорами, которые выставляются под колеса.
С помощью аварийно-спасательного оборудования и инструментов спасатели открывают капот и обесточивают автомобиль. Затем проверяют багажник на наличие горючих и взрывоопасных материалов.
Далее один из спасателей проникает на заднее сиденье и накрывает «пострадавших» покрывалом, чтобы ненароком не поранить. Разбивают стекла, срезают при помощи аварийно-спасательного инструмента двери и крышу, спинки сидений – все это за считанные секунды. Потом пострадавших погружают на спинальные щиты и оказывают первую помощь – согласно легенде, у них переломы верхней и нижней конечностей.
Судейская коллегия оценивала малейшие нюансы в действиях спасателей на каждом этапе, например, бережно или нет извлекают «пострадавшего» из искореженного автомобиля. Ведь в реальной жизни при спасении травмированного в ДТП человека решающим фактором зачастую оказывается не только временной фактор (своевременность), но и грамотные действия по оказанию пострадавшим первой помощи.
После подведения итогов выявился победитель зонального этапа – им стала команда 1 ПСО (Сургут). Призерами соревнований стали команды 11 ОФПС (Сургут) и 18 ОФПС (Лянтор) – второе и третье место соответственно.