Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Информация ОФПС о пожарах

Информация о нарушениях правил пожарной безопасности на объектах нового строительства

06 Февраля 2009

В течение 2008 года сотрудниками отдела ГПН проведена большая работа на вновь введенных объектах капитального строительства, расположенных на территории города Сургута.

При проведении проверок выявлен ряд принципиальных нарушений требований пожарной безопасности.

Так, согласно Постановления Правительства РФ от 25 октября 2006 г. № 625 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности» производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, под которым понимается осуществление мероприятий, связанных с монтажом, ремонтом и обслуживанием активных и пассивных систем обеспечения пожарной безопасности (пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, дымоудаления, оповещения и эвакуации при пожаре, первичных средств пожаротушения, противопожарных занавесов и завес, заполнений проемов в противопожарных преградах) и их элементов, а также трубопечных работ, работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций, подлежит обязательному лицензированию в области пожарной безопасности. Однако при проверке вновь введенных в эксплуатацию объектов выявляются случаи, когда определенные виды работ, например, монтаж огнезадерживающих клапанов на воздуховодах систем вентиляции, монтаж систем противодымной защиты, установка противопожарных дверей и т.п. выполнены организациями, не имеющими соответствующих лицензий. Указанная деятельность является административным (ст. 14.1 КоАП РФ) или уголовным (при превышении суммы договора на монтаж систем и оборудования более 250000 рублей – ст. 171 УК РФ) правонарушением.

Кроме того, допускается применение пожарно-технической продукции без сертификатов пожарной безопасности, а также без соответствующим образом нанесенных знаков соответствия сертифицированной продукции. Согласно приложения 2 «Положение о знаке соответствия системы сертификации в области пожарной безопасности» к Приказу МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 312 «Об утверждении Положения о Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации и Порядка проведения сертификации продукции в области пожарной безопасности Российской Федерации» (с изменениями от 10 декабря 2004 г.) знаком ССПБ маркируется каждое изделие, его тара (упаковка) и техническая документация, прилагаемая к каждой единице продукции.

Местонахождение знака ССПБ - рядом с товарным знаком изготовителя, а при его отсутствии, рядом с основной маркировкой (для изделий и тары) и в верхней части первого листа технической документации (для технической документации).

При проверке вновь введенных в эксплуатацию объектов выявляется большое количество нарушений требований пожарной безопасности как режимного так и капитального характера, что говорит о недостаточном контроле со стороны заказчиков строительства за работами, выполняемыми их подрядчиками и проектировщиками, а также о недобросовестности и низкой квалификации последних. По всем выявленным фактам эксплуатации вновь введенных объектов с нарушениями требований пожарной безопасности сотрудниками Отдела подготовлены и направлены материалы в прокуратуру, а виновные в совершении нарушений привлечены к административной ответственности. Так, в течение 2008 года проверено противопожарное состояние 42 вновь введенных в эксплуатацию объектов, на которых выявлено 703 нарушения требований пожарной безопасности (399 - капитального характера). За допущенные нарушения привлечено к административной ответственности 77 юридических и должностных лиц.

Еще одним нарушением является выдача разрешений на строительство объектов и проведение основных строительно-монтажных работ на участках, не обеспеченных наружным противопожарным водоснабжением, что является нарушением требований п.609 «Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03)», за что предусматривается административная ответственность по ст.20.4 КоАП РФ.

При проверке временных зданий и сооружений, расположенных на территории объектов нового строительства выявляются случаи, когда вагон-бытовки не защищены системой автоматической пожарной сигнализации с выводом сигналов о пожаре и неисправности в помещение с круглосуточным пребыванием обслуживающего персонала.

При расследовании причин пожаров на объектах нового строительства и во временных зданиях и сооружениях, расположенных на территории новостроек установлено, что основная часть пожаров произошла из-за нарушения правил технической эксплуатации электрооборудования (т.е. из-за неисправностей в электросетях, электроприборах). Причинами, приведшими к большому ущербу, являются:

- отсутствие связи на объектах;

- позднее обнаружение загораний из-за отсутствия системы автоматической пожарной сигнализации;

- недостаточная укомплектованность зданий и сооружений первичными средствами пожаротушения и незнание работниками своих действий при пожаре и способов работы с огнетушителями.

По выявленным нарушениям во вновь введенных в эксплуатацию объектах в ноябре была направлена информация в прокуратуру города Сургута с просьбой провести проверку законности принимаемых надзорными органами решений по вводу объектов в эксплуатацию.

При проверке как вновь введенных объектов, так и строительных организаций и действующих объектов установлено, что в организациях не организовано обучение персонала пожарно-техническому минимуму согласно требований НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», что в свою очередь ведет к не компетенции в вопросах пожарной безопасности лиц, ответственных за пожарную безопасность и лиц, выполняющих пожароопасные работы. Согласно приказа ГУ МЧС РФ по ХМАО – Югре от 28.11.08г. №381 «Об утверждении Инструкции о порядке согласования специальных программ обучения мерам пожарной безопасности работников организаций» в территориальных отделах государственного пожарного надзора согласовываются программы, разработанные и утвержденные организациями, входящими в ведение органов местного самоуправления, а также иными организациями, за исключением программ, разработанных и утвержденных организациями, входящими в введение органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа; организациями имеющими пожаровзрывоопасные производства и осуществляющие свою деятельность на территории двух и более муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; организациями, закрепленными в порядке надзора за сотрудниками УГПН. Программы направляются на рассмотрение в органы ГПН ХМАО - Югры в соответствии с компетенцией (см. выше) и после проработки на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере обеспечения пожарной безопасности, нормам пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (утвержденных приказом МЧС России от 12 декабря 2007 года № 645) представляются Главному государственному инспектору Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по пожарному надзору, Главным государственным инспекторам городов (районов) по пожарному надзору, либо лицам их замещающим. Рассмотрение и согласование программ осуществляется в 30-дневный срок со дня их получения.

Органы ГПН ХМАО - Югры могут осуществлять проверки достоверности сведений, содержащихся в программах, представленных на согласование.

Основаниями для отказа в согласовании программ являются:

- наличие в программах, представленных заявителями, недостоверной или искаженной информации;

- несоответствие программ, представленных заявителями, требованиям законодательства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере обеспечения пожарной безопасности, а также не соответствие данных программ требованиям, изложенным в нормах пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».

При необходимости дополнительной проработки программы возвращаются органами ГПН ХМАО - Югры заявителям программ.

Датой согласования программ является дата принятия решения органом ГПН ХМАО - Югры о согласовании программ.

Орган ГПН ХМАО - Югры письменно уведомляет заявителей программ о принятии решения о согласовании программ или об отказе в согласовании программ в течение 5 дней после принятия такого решения.

В случае отказа в согласовании программ заявители дорабатывают программы в срок, не превышающий 30 дней.

При дополнительном рассмотрении вновь представленных программ срок принятия решения о согласовании может быть продлен, но не более чем на 10 дней с даты представления доработанных программ.

Согласованные Главным государственным инспектором Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по пожарному надзору, Главными государственными инспекторами городов (районов) по пожарному надзору, либо лицами их замещающими программы заверяются печатью соответствующего органа ГПН с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Также информирую, что с 01.07.2008г. вступило в действие постановление Правительства от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», согласно которого вся проектная документация должна содержать раздел «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» в объеме:

1. в текстовой части:

а) описание системы обеспечения пожарной безопасности объекта капитального строительства;

б) обоснование противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и наружными установками, обеспечивающих пожарную безопасность объектов капитального строительства;

в) описание и обоснование проектных решений по наружному противопожарному водоснабжению, по определению проездов и подъездов для пожарной техники;

г) описание и обоснование принятых конструктивных и объемно-планировочных решений, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности строительных конструкций;

д) описание и обоснование проектных решений по обеспечению безопасности людей при возникновении пожара;

е) перечень мероприятий по обеспечению безопасности подразделений пожарной охраны при ликвидации пожара;

ж) сведения о категории зданий, сооружений, помещений, оборудования и наружных установок по признаку взрывопожарной и пожарной опасности;

з) перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и оборудованию автоматической пожарной сигнализацией;

и) описание и обоснование противопожарной защиты (автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода, противодымной защиты);

к) описание и обоснование необходимости размещения оборудования противопожарной защиты, управления таким оборудованием, взаимодействия такого оборудования с инженерными системами зданий и оборудованием, работа которого во время пожара направлена на обеспечение безопасной эвакуации людей, тушение пожара и ограничение его развития, а также алгоритма работы технических систем (средств) противопожарной защиты (при наличии);

л) описание организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объекта капитального строительства;

м) расчет пожарных рисков угрозы жизни и здоровью людей и уничтожения имущества (при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, и выполнении в добровольном порядке требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарных рисков не требуется);

2. в графической части:

н) ситуационный план организации земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, с указанием въезда (выезда) на территорию и путей подъезда к объектам пожарной техники, мест размещения и емкости пожарных резервуаров (при их наличии), схем прокладки наружного противопожарного водопровода, мест размещения пожарных гидрантов и мест размещения насосных станций;

о) схемы эвакуации людей и материальных средств из зданий (сооружений) и с прилегающей к зданиям (сооружениям) территории в случае возникновения пожара;

п) структурные схемы технических систем (средств) противопожарной защиты (автоматических установок пожаротушения, автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода).

Кроме того, с 01.05.2009г. вступает в силу «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», утвержденный Федеральным законом от 22.07.08г. №123-ФЗ. Указанный регламент содержит основные требования пожарной безопасности, обязательные к исполнению всеми гражданами и организациями, независимо от форм собственности. Этот документ регламентирует требования к зданиям и сооружениям, их инженерным системам, противопожарной защите объектов и к наружным инженерным сетям.

 

 

Полезные ссылки