1.Скорректирован Закон о МРОТ.
Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. N 376-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" с 01.01.2016 МРОТ решено увеличить на 4% - с 5 965 до 6 204 руб. в месяц.
2.Решено приостановить действие одной из норм Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД, Государственной противопожарной службе, органах наркоконтроля, учреждениях и органах УИС, и их семей в связи с Законом о федеральном бюджете на 2016 г.
речь идет об учете денежного довольствия для расчета пенсии. Напомним, что с 01.01.2012 применяются 54%. С 01.01.2013 производится ежегодное увеличение на 2% до достижения 100%. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) Законом о федеральном бюджете такое повышение может быть установлено в большем объеме.
Действующее приостановление (до 01.01.2016) поправками продлено на один год до 01.01.2017.
При этом с 01.01.2016 при исчислении пенсии будет применяться величина в 69,45% размера указанного денежного довольствия.
3.Каждому гражданину разрешено иметь второй загранпаспорт в период действия ранее оформленного
Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. N 375-ФЗ "О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"каждому гражданину разрешено иметь второй загранпаспорт в период действия ранее оформленного. Причем он должен быть биометрическим.
Ранее наличие второго паспорта было возможно в исключительных случаях.
- Установлен норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего госсоцпомощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарствами, медизделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 383-ФЗ "О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2016 год" установлен норматив финансовых затрат в месяц на одного такого гражданина в 2016 г. Он составляет 758 руб. против 707 руб. в 2015 г.
- До 1 января 2017 г. приостановлено действие положений Закона о государственном пенсионном обеспечении, Закона о страховых пенсиях, определяющих соответственно порядок индексации социальных пенсий, ежегодного увеличения и установления стоимости одного пенсионного коэффициента, индексации фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также порядок ежегодной корректировки страховой пенсии.
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" в 2016 г. пенсии будут проиндексированы не на инфляцию 2015 года (то есть около 12%), что предписано законом, а всего на 4%. Страховые пенсии будут увеличены с 1 февраля 2016 г. путем повышения стоимости одного пенсионного коэффициента до 74,27 рубля, а также увеличения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии до 4 558,93 рубля.
Кроме того, с 1 февраля 2016 г. не будут индексироваться пенсии работающих пенсионеров. В случае прекращения работы с 1 октября 2015 г. по 31 марта 2016 г. пенсионер вправе не позднее 31 мая 2016 г. подтвердить в пенсионном органе факт прекращения (возобновления) работы. В этом случае орган определяет суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к ней, подлежащие выплате с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера.
Во втором полугодии 2016 г. пенсии могут быть увеличены исходя из возможностей федерального бюджета и бюджета ПФР и будут установлены отдельным федеральным законом.
Внесены поправки в Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете. Вводится ежемесячная упрощенная отчетность работодателей о работающих у них застрахованных лицах.
6.Скорректирован Градостроительный кодекс РФ.
ПоправкиФедерального закона от 29 декабря 2015 г. N 402-ФЗ "О внесении изменений в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" касаются двух позиций перечня объектов капстроительства, в отношении проектной документации которых экспертиза не проводится.
Первая - жилые дома блокированной застройки. Это дома до 3 этажей, состоящие из нескольких блоков (не более 10) и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (стены) без проемов с соседним блоком или блоками, расположен на отдельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Вторая - многоквартирные дома до 3 этажей, состоящие из одной или нескольких блок-секций (не более 4), в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Уточнено, что экспертиза не проводится, если строительство или реконструкция таких домов осуществляется без привлечения средств бюджетов.
- Законодательно закреплено положение о сохранении за сотрудником среднего заработка на период приостановления работы из-за задержки зарплаты.
Согласно ТК РФ, если работодатель задерживает зарплату более чем на 15 дней, сотрудник вправе приостановить работу вплоть до выплаты ему задержанной суммы. Об этом он должен письменно уведомить работодателя. Такие действия работника следует рассматривать как самозащиту его трудовых прав.
Вместе с тем вопрос оплаты сотрудникам периода приостановления работы законодательно до сих пор не был урегулирован. Данный факт позволял делать вывод об отсутствии у работодателя необходимости производить какие-либо выплаты работнику за этот период. В такой ситуации работники скорее предпочли бы продолжать работу в условиях задержки зарплаты.
Указанный вопрос стал предметом рассмотрения ВС РФ. Суд пришел к выводу: если сотрудник приостановил работу из-за невыплаты зарплаты, в этот период за ним сохраняется его средний заработок. В обоснование своей позиции ВС РФ пояснил, что невыплата зарплаты является противоправным бездействием работодателя, которое следует рассматривать в качестве незаконного лишения работника возможности трудиться (определение от 03.09.2010 N 19-В10-10). Позиция ВС РФ привела к формированию в судах общей юрисдикции единообразной практики по данному вопросу.
В связи с этим Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 434-ФЗ "О внесении изменений в статью 142 Трудового кодекса Российской Федерации"закреплено положение о сохранении за сотрудником среднего заработка на период приостановления работы из-за задержки зарплаты.
- Скорректированы ЖК РФ и Закон о социальной защите инвалидов.
Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ "О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закреплено, что законом региона может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капремонт.
Взнос рассчитывается исходя из его минимального размера на 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом региона, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий.
Одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, будут компенсировать 50%. Для достигших возраста 80 лет в обоих случаях предусматривается компенсация в 100%.
Для инвалидов I и II групп, детей-инвалидов, граждан, имеющих детей-инвалидов, при этом предусмотрена компенсация в размере не более 50%.
- Закреплены требования к возврату денежных средств, внесенных за оказание государственной (муниципальной) услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования бюджетных доходов.
Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 28-ФЗ "О внесении изменения в статью 21.3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" закреплено, что общие требования к возврату указанных платежей устанавливает Минфин России. Исключение - случаи, когда порядок возврата прописан в федеральном законе.Ранее предусматривались различные способы, порядки и сроки возврата денежных средств плательщикам в зависимости от вида оказанной услуги и пр. Они устанавливались главными администраторами бюджетных доходов.
- Расширен перечень лиц, для которых федеральными и региональными законами могут устанавливаться иные, не предусмотренные Законом о противодействии коррупции, запреты, ограничения, обязательства и правила служебного поведения.
Изменения внесены Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 24-ФЗ "О внесении изменения в статью 12.5 Федерального закона "О противодействии коррупции". Это также касается государственных гражданских служащих субъектов Федерации.