Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2021 года № 50-П признан соответствующим Конституции Российской Федерации пункт 6 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в той части, в какой на его основании в уставах муниципальных образований в системе действующего правового регулирования может устанавливаться норма голосования для избрания главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из своего состава большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
Одновременно пункт 6 части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой он, не исключая наличия в уставе муниципального образования положения об избрании главы муниципального образования из состава представительного органа муниципального образования квалифицированным большинством голосов, не сопровождается в системе действующего правового регулирования правилами, позволяющими определить лицо, осуществляющее полномочия главы муниципального образования на основании волеизъявления действующего состава представительного органа муниципального образования, при невозможности избрать главу муниципального образования на основе такой нормы голосования в разумный срок, и (или) положениями, предусматривающими правотворческие полномочия представительных органов муниципальных образований по разрешению такой ситуации.
Конституционный Суд отметил, что невозможность избрания главы муниципального образования из-за повышенной нормы голосования на практике создает дополнительные условия для сохранения полномочий ранее избранного предыдущим составом представительного органа муниципального образования главы на длительное время, в том числе на весь период полномочий действующего состава депутатов представительного органа муниципального образования. Такая практика может поставить под сомнение периодическую сменяемость состава органов публичной власти по итогам свободных выборов, а также ограничить самостоятельное осуществление представительным органом муниципального образования полномочия по избранию главы муниципального образования из своего состава на основе мандата, полученного от избирателей.
Федеральному законодателю надлежит в кратчайшие сроки внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование.