Анализ надзорной деятельности свидетельствует о повсеместном неисполнении правообладателями заброшенных сооружений обязанности пресечь доступ посторонних на объекты, представляющие потенциальную угрозу для их жизни и здоровья.
По общему правилу, в силу ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 138-ФЗ) при прекращении эксплуатации здания или сооружения должны приниматься меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также выполняться мероприятия по утилизации строительного мусора.
Помимо изложенного, статья 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГРК РФ) также возлагает на застройщика (технического заказчика) обязанность обеспечить консервацию объекта капитального строительства при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев.
В соответствии с ч. 9 ст. 52 ГРК РФ, п. п. 2, 3 Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 № 802 (далее – правила консервации), п. 5.16 Строительных норм и правил РФ 12-01-2004 «Организация строительства» (далее-СНиП "Организация строительства"), введены в действие постановлением Госстроя Российской Федерации от 19.04.2004 № 70, застройщик (заказчик) реализуя решение о консервации, обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (строительной площадки), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения.
Аналогичное требование закреплено в ст. 35 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) в соответствии с которой консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы не возникала угроза для жизни и здоровья граждан.
Поскольку заброшенные здания и недостроенные объекты могут использоваться несовершеннолетними для проведения свободного времени доступ на них должен быть пресечен через выполнение комплекса мероприятий по пресечению доступа через дверные и оконные проемы.