Согласно примечанию к ст. 318 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) представителем власти, признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 № 19 (в ред. от 11.06.2020) «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» к исполняющим функции представителей власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к ст. 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Обязательным признаком преступления по ст. 319 УК РФ является публичность оскорбления представителя власти, что подразумевает нанесение оскорбления в присутствии посторонних лиц (одного или нескольких). Оскорбление может быть нанесено и заочно, в отсутствие потерпевшего. При этом виновный должен с уверенностью предполагать, что о его действиях будет сообщено лицу, которое он хочет оскорбить. Также публичность имеет место, когда результаты действий, имеющих оскорбительный характер, доведены до сведения неопределенного круга лиц.
Например, публичным признается оскорбление в общественных местах, с использованием средств массовой информации. Оскорбительные рисунки и подписи к ним, тексты подобного же характера также признаются публичным оскорблением.
Для квалификации оскорбления представителя власти необходимо, чтобы оно было совершено при исполнении потерпевшим своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Ответственность по ст. 319 УК РФ наступает независимо от того, находится ли представитель власти на дежурстве или же по своей инициативе либо по просьбе граждан принял меры к предотвращению нарушения общественного порядка или пресечения преступления.
Необходимым объективным признаком преступления выступает характер оскорбительных действий. В связи с этим правоохранительной системой часто назначаются судебно-лингвистические экспертизы. Оскорбительные действия и высказывания должны иметь форму неприличных, то есть противоречить сложившимся в обществе нормам нравственности, морали и культурным традициям, унижать честь и достоинство представителя власти, быть персонифицированными, направленными в адрес конкретного лица (лиц), являющегося представителем власти, выражать отрицательную оценку личных, профессиональных, служебных или должностных качеств потерпевшего.
Определение неприличной формы является вопросом факта, в каждом конкретном случае устанавливается исходя из обстоятельств дела, личности потерпевшего, его субъективного восприятия, господствующих в обществе предписаний морали. Неприличная форма должна относиться не только к внешней стороне поведения, но и к содержанию действий и слов, составляющих оскорбление.
Ответственность для граждан за данное преступление наступает с 16 лет. Преступление считается законченным в момент совершения оскорбительных действий.
Совершение действий, образующих состав преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ, наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.