В соответствии со статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение 3-х месяцев со дня, когда он узнал о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении, выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности по последнему месту работы.
По поводу невыплаты или неполной выплаты заработной платы работник имеет право обратиться в суд в течение года со дня установленного срока выплаты, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
В случае пропуска указанных сроков по уважительной причине гражданин может восстановить этот срок в судебном порядке.
В качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, как то: болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимости осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.п. (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. № 15)
К уважительным причинам пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть также отнесено и обращение работника с нарушением правил подсудности в другой суд, если первоначальное заявление по названному спору было подано этим работником в установленный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок.
Также об уважительности причин может свидетельствовать своевременное обращение с заявлением о нарушении трудовых прав в органы прокуратуры или государственную инспекцию труда. Если надзорные органы выдали решение об устранении нарушений трудовых прав, то у работника возникли правомерные ожидания, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке, и он пропустил срок обращения в суд («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020).