Следственным комитетом Российской Федерации уделяется большое внимание борьбе профилактике преступлений экстремистского характера, тем более среди молодежи. Работа по разъяснению о недопустимости экстремистских высказываний и публикаций в сети Интернет, основ административной и уголовной ответственности за совершение противоправных действий экстремистского характера, проводится следователями Следственного комитета Российской Федерации регулярно.
Основной «группой риска» для пропаганды экстремистов является молодежь. Мотивами вступления в экстремистскую группу являются направление на активную деятельность, стремление к индивидуальному самовыражению и общению с людьми, разделяющими их убеждения, ориентация на агрессивное поведение, а также стремление выразить протест и почувствовать свою независимость.
Важно помнить, что попадание подростка под влияние экстремистской группы легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой.
Несколько простых правил помогут существенно снизить риск попадания вашего ребенка под влияние пропаганды экстремистов:
- разговаривайте с ребенком. Вы должны знать с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Обсуждайте политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения. Подростку трудно разобраться в хитросплетениях мирового социума и экстремистские группы зачастую пользуются этим, трактуя определенные события в пользу своей идеологии;
- обеспечьте досуг ребенка. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для самореализации и самовыражения подростка, значительно расширят круг общения;
- контролируйте информацию, которую получает ребенок. Обращайте внимание, какие передачи смотрит, какие книги читает, на каких сайтах бывает. Помните, что средства массовой информации являются мощным орудием в пропаганде экстремизма;
Основные признаки того, что Ваш сын или дочь начинают подпадать под влияние экстремистской идеологии, можно свести к следующим:
- манера поведения ребёнка становится значительно более резкой и грубой, прогрессирует ненормативная либо жаргонная лексика;
- круг общения ребёнка становится более широким, при этом большинство людей, с которыми начинает общаться ребёнок, Вам незнакомы, не являются его одноклассниками, однокурсниками, воспитанниками секций и кружков, посещаемых ребёнком. Зачастую приятели и знакомые на несколько лет старше Вашего ребёнка. Общаясь по телефону ребёнок становится более скрытным и старается не общаться при Вас либо членах семьи;
- резко изменяется стиль одежды и внешнего вида, соответствуя правилам определенной субкультуры. Дома могут появиться различные нетипичные предметы, несущие экстремистскую символику и атрибутику, а также предметы. Которые могут быть использованы в качестве оружия (ножи, кастеты, биты и т.д);
- на компьютере, используемом подростком, либо в его электронных средствах связи (телефоны, смартфоны, планшетные компьютеры и.т.п.) оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремистского содержания.
- ребёнок проводит много времени за компьютером или самообразованием по вопросам, не относящимся к школьному обучению, художественной литературе, фильмам, компьютерным играм;
- у ребёнка появляется повышенное увлечение вредными привычками;
- резкое увеличение числа разговоров на политические и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости; - псевдонимы в Интернете, пароли и т.п. носят экстремально-политический характер.
Если Вы подозреваете, что ваш ребенок попал под влияние экстремистской организации, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно:
- Не осуждайте категорически увлечение подростка, идеологию группы – такая манера точно натолкнется на его протест. Попытайтесь выяснить причину экстремистского настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно и постарайтесь верно расставить жизненные приоритеты ребёнка;
- Начните «контрпропаганду». Основой «контрпропаганды» должен стать тезис, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом и авторитетом в обществе, за которым пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных национальностей и рас вместе добивались определенных целей. Обязательным условием такого общения должны быть мягкость и ненавязчивость;
- Приведите отрицательные примеры деятельности экстремистских организаций (тоталитарных сект), освещаемых в СМИ (теракт в Токийском метро, деятельность экстремистов в Сирии и пр.), в результате которых погибло большое количество людей. Выясните отношение ребёнка к этим событиям, разъясните противоправность и наказуемость таких деяний и постарайтесь сформировать у него негативное отношение к совершённым преступлениям.
- Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь выяснить, кто из его знакомых или друзей является «лидером» группы и изолируйте от него Вашего ребёнка;
- Обратитесь в органы внутренних дел лично или по телефону 112, а также в Сургутский следственный отдел на транспорте по телефону: 41-81-95.
Руководитель Сургутского следственного отдела на транспорте Уральского следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации подполковник юстиции Кириллов Е.Ю.