Камеральная налоговая проверка проводится в течении 3 месяцев со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации(расчета) (п.2 ст.88 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговые органы обязаны соблюдать этот срок (п. 2 ст. 32, ст. 35 Налогового кодекса Российской Федерации).
При этом, судами выработана следующая позиция: затягивание сроков камеральной налоговой проверки (за пределами 3 месяцев) не является существенным нарушением при соблюдении всех остальных процедур, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
В таких случаях, суды поддерживают налоговый орган, указывая, что срок проведения проверки не является пресекательным и его нарушение само по себе не нарушает какие либо права налогоплательщиков (п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 №71).
Иная позиция сложилась у судебных органов относительно сроков проведения выездной налоговой проверки.
Выездная налоговая проверки не может продолжаться более 2 месяцев. Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях – до 6 месяцев (п.6 ст.89 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом срок учитывается с учетом всех вынесенных решений о приостановлении проверки и ее возобновлении.
Превышение срока выездной налоговой проверки свидетельствует о нарушении налоговым органом принципа недопустимости избыточного или не ограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля (п.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 № 14-П, Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 №13084/07).
Следовательно, нарушение сроков проведения выездной налоговой проверки может быть расценено судом как существенное нарушение процедуры проведения проверки и будет учтено при оценке законности вынесенного налоговым органом решения.
Пресс-служба ИФНС России по
г. Сургуту Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры