1. По вопросу непредставления юридическим лицом необходимых документов при государственной регистрации ликвидации юридического лица.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129 – ФЗ) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФ) в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Наличие в представленном пакете документов справки, выданной ПФ об отсутствии задолженности у юридического лица по страховым взносам, не является фактом представления необходимого документа, указанного в подпункте «г» статьи 21 Закона № 129 - ФЗ. В данном случае регистрирующим органом также направляется межведомственный запрос в автоматическом режиме через ПК «АИС НАЛОГ-3». Ответ ПФ на данный запрос о непредставлении юридическим лицом необходимой отчетности будет являться основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Аналогичный запрос в ПФ направляется регистрирующим органом и в случае представления юридическим лицом документа о выполнении требований в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", выданного ПФ на дату, значительно отличающуюся от даты представления документов. В случае поступлений отрицательного ответа от ПФ регистрирующий орган так же принимает решение об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Например, юридическим лицом 01.12.2016 в регистрирующий орган представлен пакет документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица. В представленном пакете документов имеется документ, выданный ПФ от 01.11.2016. В данном случае, регистрирующий орган направляет межведомственный запрос в ПФ, и в случае ответа о непредставлении юридическим лицом необходимых сведений в ПФ, регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации в соответствии с пп. «з» п. 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ.
- По вопросу представления в регистрирующий орган ликвидационного баланса, неутвержденного учредителями юридического лица.
В соответствии с п.6 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случае представления в регистрирующий орган ликвидационного баланса на котором отсутствует отметка об утверждении его учредителями, либо отсутствует отдельный документ, позволяющий регистрирующему органу сделать вывод об утверждении ликвидационного баланса в соответствии с законодательством, регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица в соответствии с пп. «а» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ.
- По вопросу представления в регистрирующий орган документа, подтверждающего оплату уставного капитала при увеличении такового обществом с ограниченной ответственностью.
При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, регистрирующий орган руководствуется законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, которое, в соответствии со статьей 1 Федерального закона Закона № 129 - ФЗ, состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 129 - ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1 ст. 19 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» заявление и иные документы для государственной регистрации изменений в связи с увеличением уставного капитала общества, увеличением номинальной стоимости долей участников общества, внесших дополнительные вклады, принятием третьих лиц в общество, определением номинальной стоимости и размера их долей и в случае необходимости с изменением размеров долей участников общества, а также документы, подтверждающие внесение в полном объеме участниками общества дополнительных вкладов или вкладов третьими лицами, должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в течение месяца со дня принятия решения об утверждении итогов внесения дополнительных вкладов участниками общества в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи либо внесения дополнительных вкладов участниками общества или третьими лицами на основании их заявлений.
В случае если, среди представленных документов в регистрирующий орган, связанных с внесением в ЕГРЮЛ сведений об увеличении уставного капитала общества, отсутствует документ, подтверждающий внесение в полном объеме участниками дополнительных вкладов или вкладов третьими лицами, регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации данных изменений в соответствии с пп. «а» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ.
- По вопросу представления в регистрирующий орган сведений об участниках юридического лица при государственной регистрации некоммерческой организации.
Пунктами 2.12, 3.14, 7.12 Приказа Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» установлено, что сведения об учредителях юридического лица заполняются в отношении учредителей хозяйственных товариществ и обществ, учреждений, унитарных предприятий, производственных кооперативов, жилищных накопительных кооперативов.
Из положений пункта 4.1 статьи 9 Закона № 129 - ФЗ следует непосредственная обязанность налогового органа осуществлять проверку на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации представленного заявления о государственной регистрации. При этом обязанность заявителя по представлению заявления о государственной регистрации надлежащей формы предполагает не только представление в регистрирующий орган установленного бланка такого заявления, но и его заполнение в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.
Таким образом, исходя из вышеизложенных правовых норм, при представлении в регистрирующий орган заявления с указанием сведений об учредителях в отношении некоммерческих организаций в таких организационно-правовых формах как товарищество собственников недвижимости, потребительский кооператив и др., регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации в связи с представлением заявления не соответствующего установленной форме и законодательно установленным требованиям к его оформлению.
- По вопросу соответствия представляемых документов на государственную регистрацию, действующему законодательству и требованиям по заполнению необходимых форм заявлений.
В случае представления в регистрирующий орган форм заявлений, заполненных с нарушениями требований установленных Законом № 129 – ФЗ, а также Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», регистрирующим органом принимается решение об отказе в государственной регистрации в соответствии со ст. 23 Закона № 129-ФЗ.
Так, например, принимаются решения об отказе в государственной регистрации в случаях:
- отсутствие удостоверительной подписи заявителя на представленной форме заявления;
- отсутствие подписи учредителей на таких документах как решения учредителя, протокол общего собрания учредителей и др.;
- заполнение представленных форм заявлений не соответствующих требованиям установленных Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
Пресс-служба ИФНС России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры