С 14.07.2016г. вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016г. №290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 22.05.2003г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №290-ФЗ), устанавливающий новые правовые механизмы применения и администрирования контрольно-кассовой техники (далее – ККТ), новый состав правонарушений, порядок исчисления и применение штрафных санкций.
Закон №290-ФЗ предусматривает поэтапный переход на применение ККТ, передающей информацию о расчетах, осуществленных с использованием наличных денежных средств и электронных средств платежа через оператора фискальных данных, в адрес налоговых органов в электронном виде. Так, в частности, установлено следующее:
до 01.02.2017г. положения Закона №290-ФЗ об обязательной передаче фискальных данных в налоговые органы через операторов фискальных данных применяются организациями и индивидуальными предпринимателями в добровольном порядке;
с 01.02.2017г. не допускаются регистрация и перерегистрация ККТ, которая не обеспечивает передачу оператору фискальных данных каждого кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме (за исключением установленного Законом №290-ФЗ случая);
контрольно-кассовая техника, зарегистрированная в налоговом органе до 01.02.2017г., может применяться организациями и индивидуальными предпринимателями до 01.07.2017г.;
до 01.02.2017г. договор с операторами фискальных данных при регистрации контрольно-кассовой техники заключается организациями и индивидуальными предпринимателями в добровольном порядке, с 01.02.2017г. заключение договора с операторами фискальных данных носит обязательный характер (за исключением удаленных от сетей связи местностей);
следующие категории налогоплательщиков:
налогоплательщики, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или патентную систему налогообложения, а так же индивидуальные предприниматели, находящиеся на специальных режимах налогообложения, до 01.07.2018г. могут не применять ККТ при условии выдачи документов, подтверждающих прием денежных средств; налогоплательщики, оказывающие услуги населению до 01.07.2018г. могут не применять ККТ при условии выдачи бланков строгой отчетности; организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, могут не применять в составе таких торговых автоматов ККТ до 01.07.2018г.
С 01.07.2018г. применение ККТ всеми категориями налогоплательщиков обязательно.
ВНИМАНИЕ! После 01.02.2017г. налогоплательщики, применяющие ККТ, у которой подходит срок замены ЭКЛЗ, не вправе перерегистрировать ККТ и обязаны снять с учета ККТ и в соответствии с новым порядком зарегистрировать в налоговом органе вновь приобретенную либо модернизированную ККТ. ККТ не снятая с учета добровольно, будет сниматься налоговым органом в одностороннем порядке как ККТ, не соответствующая требованиям Федерального закона от 22.05.2003г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
Для работы по новой технологии необходимо будет приобрести новую ККТ или провести модернизацию уже имеющейся ККТ. Для этого необходимо будет связаться с производителем ККТ напрямую или через центр технического обслуживания.
В целях обеспечения эффективного функционирования новой системы администрирования законом №290-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ в части повышения административной ответственности за неприменение ККТ: новый состав административных правонарушений и размеры штрафных санкций (вступили в силу 14.07.2016г.):
часть 2 статьи 14.5 КоАП: Неприменение ККТ в установленных законодательством Российской Федерации о применении ККТ случаях -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее тридцати тысяч рублей;
часть 3 статьи 14.5 КоАП: Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, -
влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
часть 4 статьи 14.5 КоАП: Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении ККТ, порядка регистрации, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
(вступает в силу 01.02.2017г.);
часть 5статьи 14.5 КоАП: Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении ККТ -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
часть 6 статьи 14.5 КоАП: Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении ККТ покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
Примечание. Лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им ККТ в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении ККТ техники, либо о применении им ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им ККТ с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении ККТ, порядка регистрации ККТ, порядка, сроков и условий перерегистрации ККТ и порядка ее применения и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 КоАП, если соблюдены в совокупности следующие условия:
на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.
Более подробную информацию можно получить на сайте ФНС России www.nalog.ru.
Пресс-служба ИФНС России по
г. Сургуту Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры