Если по числящейся на балансе организации кредиторской задолженности кредиторы не потребовали возврата долга в период до истечения срока исковой давности, организация-должник должна списать такую задолженность во внереализационные доходы для целей налогообложения прибыли.
Суммы кредиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются на основании данных инвентаризации, письменного обоснования и распоряжения руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации.
В ходе проверки налоговый орган установил, что в нарушение правил проведения инвентаризации сверка расчетов с кредиторами не проводилась, о наличии кредиторской задолженности общества его контрагентам не сообщалось, что свидетельствует об отсутствии намерения общества возвращать спорные денежные средства.
Предусматривается обязанность налогоплательщика учесть суммы требований кредиторов, по которым истек срок исковой давности, в составе внереализационных доходов в год истечения срока исковой давности, а не в произвольно выбранный налогоплательщиком. Эта обязанность подлежит исполнению вне зависимости от того, проводилась ли налогоплательщиком инвентаризация задолженности, и был ли издан по ее результатам приказ руководителя о ее списании.
Срок исковой давности инспекцией определялся, исходя из представленных во время проверки актов инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности. По мнению суда инспекцией правомерно произведено начисление налога на прибыль, пени, штрафных санкций за проверяемый период по платежным поручениям, предоставленным обществом, поскольку инспекция была лишена возможности установить иной срок начала течения срока исковой давности, в условиях того, что организация документы (договоры с контрагентами, акты сверки), подтверждающие наличие оснований для перерыва срока исковой давности по спорной кредиторской задолженности в инспекцию и в суд не представила.
Пресс-служба ИФНС России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры