Сегодня действующее законодательство не содержит запрета физическому лицу, не являющемуся предпринимателем, на извлечение дохода от использования принадлежащего ему на праве собственности недвижимого имущества. Однако, это возможно только при условии, что эти действия не содержат признаков предпринимательской деятельности. Под ней, в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс), понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В этой связи существует судебная практика привлечения налоговыми органами к ответственности физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по сдаче в аренду находящихся в собственности нежилых помещений.
Предпринимательской деятельностью без образования юридического лица гражданин вправе заниматься лишь с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса). Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 данной статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем (п. 4 ст. 23 Гражданского кодекса).
Следовательно, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в виде сдачи в аренду нежилых помещений, но не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, для целей исполнения обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс), фактически приравниваются к индивидуальным предпринимателям.
При получении физическим лицом доходов от деятельности, не относимой им к предпринимательской, но подлежащей квалификации в качестве таковой, на указанное лицо будет распространяться соответствующий режим налогообложения, установленный Налоговым кодексом для индивидуальных предпринимателей.
Судебная практика рассмотрения споров по вышеприведенному вопросу исходит из того, что в качестве предпринимательской квалифицируется деятельность по сдаче в аренду нежилого помещения, которая носит не разовый характер, является систематической, последовательной, однородной и взаимосвязанной.
Доказательствами наличия данных признаков судами признаются, в частности: наличие нескольких договоров аренды нежилого помещения, длительность срока их действия, характеристики нежилого помещения (невозможность его использования для личных целей, расположение и технические, функциональные характеристики), назначение помещения по регистрационным документам, проживание физического лица по иному адресу.
Следовательно, при наличии указанных признаков, у физического лица возникает объект налогообложения налогом на доходы физических лиц согласно и объект налогообложения налогом на добавленную стоимость**, что влечет обязанность по регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, сдачу отчетности и уплату соответствующих налогов.
Изложенная позиция подтверждается Определением Верховного Суда Российской Федерации от 08.04.2015 № 59-КГ15-2, от 16.03.2015 № 309-КГ14-8149 по делу № А50-159/2014, от 03.09.2014 по делу № 304-ЭС14-223.
Пресс-служба ИФНС России по г.Сургуту