Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Налоговая сообщает

Налоговый дайджест на 21.09.2015

21 Сентября 2015

Предоставление доказательств после окончания налоговой проверки

Из положений статей 88, 89, 100, 101, 139 Налогового кодекса российской Федерации следует, что право налогового органа осущест­влять сбор доказательств, равно как и право налогоплательщика знакомиться с этими дока­зательствами, представлять возражения про­тив выводов налогового органа и подтверж­дающие такие возражения доказательства, предоставляются им на всех стадиях осущест­вления налогового контроля вплоть до вынесе­ния вышестоящим налоговым органом реше­ния по жалобе налогоплательщика на решение о привлечении к ответственности за соверше­ние налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В связи с этим необходимо исходить из того, что по общему правилу сбор и раскры­тие доказательств осуществляется как нало­говым органом, так и налогоплательщиком на стадии осуществления мероприятий налогово­го контроля и в ходе досудебного разрешения налогового спора

Начальник отдела по досудебному урегулированию налоговых

споров ИФНС России по г. Сургуту С.В.Бахова

 

Налоговый учет процентов по долговым обязательствам

С 1 января 2015 года практически полностью изменен п.1 ст. 269 НК РФ. Согласно новой редакции данной статьи:

- проценты по долговым обязательствам, возникшим в результате сделок, признаваемых контролируемыми в соответствии с правилами трансферного ценообразования, будут признаваться исходя их фактической ставки с учетом положений законодательства о трансферном ценообразовании;

- если одной из сторон контролируемой сделки является банк, проценты будут учитываться в пределах специально установленных интервалов, которые зависят от валюты долгового обязательства. В случае если применяемая ставка не укладывается в указанные интервалы, учет процентов можно будет произвести по фактической ставке, но с учетом положений о трансферном ценообразовании;

- проценты по долговым обязательствам, возникающим в результате любых других сделок, в том числе, с независимыми лицами, а также сделок с взаимозависимыми лицами, не признаваемых контролируемыми в соответствии с НК РФ, будут учитываться в составе расходов (доходов) для целей налога на прибыль исходя из фактических ставок.

Начальник отдела по досудебному урегулированию налоговых

споров ИФНС России по г. Сургуту С.В.Бахова

 

Досудебное урегулирование налоговых споров

Обжаловать можно все ненормативные нормативные правовые акты налоговых органов, вынесенные в рамках ст.ст. 87-100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации, и которые связаны с проведением налоговой проверки (как камеральной, так и выездной), оформлением ее результатов, рассмотрением материалов, принятием окончательного решения.

В настоящее время каждый налогоплательщик имеет право обжаловать любые акты налоговых органов, а также действия (бездействие) их должностных лиц, если, по его мнению, такие акты или действия нарушают его права.

В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ) отражены два порядка обжалования - общий и специальный.

При обжаловании ненормативных правовых актов налоговых органов применяется специальный порядок, в частности: при обжаловании отказа в зачете или возврате налога, возмещении НДС; при обжаловании ненормативных актов налоговых органов о привлечении налогоплательщика к ответственности по результатам камеральной либо выездной налоговой проверки.

Общий порядок обжалования применяется при обжаловании ненормативных правовых актов, выносимых в ходе налоговой проверки и при рассмотрении ее материалов, в частности:

-решение о проведении выездной налоговой проверки (п. 2 ст. 89 НК РФ);

-решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки (п. 9 ст. 89 НК РФ);

-решение о продлении или об отказе в продлении сроков представления документов (п. 3 ст. 93 НК РФ);

-решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки (подпункт 5 п. 3 ст. 101 НК РФ);

-решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ);

-постановления о назначении экспертизы, производстве выемки (п. 1 ст. 94, п. 3 ст. 95 НК РФ);

-требование о представлении документов (п. 1 ст. 93 НК РФ) и другие.

Начальник отдела по досудебному урегулированию налоговых

споров ИФНС России по г. Сургуту С.В.Бахова

 

Концепция развития отдела досудебного урегулирования налоговых споров ИФНС России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2015-2018 годы

Работа по досудебному урегулированию налоговых споров ИФНС России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Инспекция) велась с 2006 года, когда в системе налоговых органов стали создаваться специализированные подразделения налогового аудита, в чьи задачи входила объективная проверка обоснованности жалоб на результаты налоговых проверок и урегулирование налоговых споров до суда, и доведение до судебной стадии разрешения спора только обоснованных и законных решений.

Подразделение налогового аудита Инспекции занимается разрешением налоговых споров на различных стадиях. В ходе проведенной работы решаются следующие задачи:

- переход от досудебного порядка разрешения налоговых споров к внесудебному, урегулирование споров без участия суда, в том числе развитие примирительных процедур;

- сокращение количества жалоб, подаваемых в налоговые органы, приоритетными являются жалобы на действие (бездействие) должностных лиц налогового органа;

На постоянной основе осуществлялся мониторинг изменений законодательства Российской Федерации, мониторинг судебной практики и анализ содержания налоговых споров, мониторинг проблем возникающих при организации деятельности подразделений налогового органа.

Начальник отдела по досудебному урегулированию налоговых

споров ИФНС России по г. Сургуту С.В.Бахова

 

Преимущество досудебного урегулирования налоговых споров в 2015 году

В целом в 2014 году в результате деятельности отдела по досудебному урегулированию налоговых споров ИФНС России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Инспекция) достигнуто снижение количества налоговых споров, рассматриваемых в арбитражных судах, что является одним из преимуществ административного порядка обжалования.

Так за период 2014 года в судах с участием Инспекции (по заявлениям налогоплательщиков) рассмотрено 23 дела прошедших процедуру досудебного урегулирования налоговых споров на общую сумму 161 774 тыс. руб., из них в пользу налогоплательщиков рассмотрено 7 дел, что составило 30,0 %, на сумму исковых требований 34 255 тыс. руб., что составило 21,0 % соответственно.

За аналогичный период 2013 года процент удовлетворенных требований налогоплательщиков по искам в количественном выражении составил 36 %, процент удовлетворенных требований в суммовом выражении составил 19 %.

Еще одним преимуществом досудебного урегулирования налоговых споров является то, что деятельность подразделений налогового аудита в первую очередь направлена на улучшение администрирования налогоплательщиков, например на обеспечение единого подхода при проведении контрольных мероприятий, рассмотрении материалов налоговых проверок, и позволяет исключить системные нарушения, что ведет к сокращению немотивированных налоговых споров.

Преимуществом именно апелляционного досудебного обжалования для налогоплательщиков является так же и то, что пока решение по жалобе не вынесено, налоговый орган не вправе применить к налогоплательщику санкции, так как решение Инспекции еще не вступило в силу и в соответствии с налоговым законодательством будет действовать только после вынесения вышестоящим налоговым органом решения по жалобе.

Начальник отдела по досудебному урегулированию налоговых

споров ИФНС России по г. Сургуту С.В.Бахова

 

Основания направления возражений
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Срок представления письменных возражений:
·         - в общем случае - в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки налогоплательщиком;
·         - по консолидированной группе налогоплательщиков - в течение 30 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки ответственным участником этой группы (п. 6 ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации).
Дела о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки, рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации (ст. 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
По окончании этого срока руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, должен рассмотреть акт, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по акту.
По результатам рассмотрения акта и всех материалов выездной налоговой проверки (в том числе, материалов дополнительных мероприятий налогового контроля) выносится итоговое решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Соответствующее решение должно быть принято в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока представления письменных возражений.
Указанный срок согласно ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Начальник отдела по досудебному урегулированию налоговых

споров ИФНС России по г. Сургуту С.В.Бахова

 

«Порядок рассмотрения возражений»
В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа согласно п. 5 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает:
·         - наличие нарушений законодательства о налогах и сборах;
·         - образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;
·         - имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;
·         - наличие обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.
При рассмотрении материалов налоговой проверки в соответствии с п.4 ст. 101 Налогового кодекса составляется протокол. Рекомендации по его составлению и форма приведены в письме ФНС России от 07.08.2013 № СА-4-9/14460.
В процессе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение:
·         - об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения (п. 3 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации);
·         - о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста (п. 4 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации);
·         - о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки, в котором указывается основание для принятия данного решения (в том числе в связи с проведением дополнительных мероприятий налогового контроля) (п. 1 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации);
·         - о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (истребование документов в соответствии со ст. 93 и 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, допрос свидетеля, проведение экспертизы) (п. 6 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации).

Начальник отдела по досудебному урегулированию налоговых

споров ИФНС России по г. Сургуту С.В.Бахова

 

Полезные ссылки

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ!

8 (3462) 522-005, 522-323

business@admsurgut.ru

Инвестиционный портал Сургута

Инвестиционный портал Югры