Основным приоритетом повышения качества и оперативности предоставления
населению государственных услуг является использование современных
информационных технологий и перевод в ближайшее время всех государственных услуг
в электронный вид. Федеральная налоговая служба относится к числу ведомств,
наиболее подготовленных к электронному взаимодействию и активно внедряющих
предоставление государственных услуг населению в электронном виде.
О полезных
сервисах налоговой службы, которые доступны уже сейчас, мы поговорили с
начальником ИФНС России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры Людмилой Крючиной.
- Людмила Иосифовна, в прошлом году ФНС России активно работала над
электронными сервисами для налогоплательщиков. Расскажите, пожалуйста, какие из
них пользуются большей популярностью?
– ФНС России с 2010 года активно
развивает электронные сервисы на своих сайтах. На сегодняшний день на сайте
службы www.nalog.ru представлено 22
онлайн-сервиса.
Одним из самых востребованных является сервис "Узнайте вашу
задолженность", запущенный еще в конце 2009 года.
За период с 1 января 2011
года по текущую дату к данному сервису обратилось 81 тыс. налогоплательщиков
Сургута, сформировано квитанций на уплату налогов на общую сумму 163 млн.
руб.
В 2011 году у налогоплательщиков появилась и возможность оплаты
налоговой задолженности через Интернет. Этой услугой в настоящее время могут
воспользоваться клиенты восьми банков (среди них Сбербанк, Газпромбанк,
Промсвязьбанк и др.). В дальнейшем перечень банков будет расширяться.
- А что Вы можете сказать о сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для
физических лиц»
- В настоящее время данный сервис введен в промышленную
эксплуатацию только в 5 субъектах Российской Федерации. К сожалению,
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра в эту пятерку не входит. На нашей
территории сервис находится пока только в опытной эксплуатации. Он позволяет
налогоплательщикам - физическим лицам:
- получать информацию об объектах
недвижимости (с указанием даты начала и окончания владения, а также о налоговых
характеристиках этих объектов);
- о суммах начисленных и уплаченных налоговых
платежей;
- о задолженности/переплате по налогам, контролировать состояние
расчетов по налогам;
- самостоятельно формировать и распечатывать налоговые
уведомления, платежные документы;
- получать налоговые уведомления;
-
оплачивать задолженность;
- обращаться в налоговую инспекцию без личного
визита при возникновении вопросов.
После ввода в промышленную эксплуатацию
данного Сервиса мы обязательно проинформируем сургутян о данном факте. Для
подключения к сервису необходимо будет обратиться каждому физическому лицу
самостоятельно в налоговый орган ввиду того что, в данном сервисе представлена
информация, содержащая налоговую тайну. Доступ к сервису предусматривает
регистрацию пользователей с выдачей логина и пароля.
- Могут ли граждане не посещая Инспекцию, обратиться с запросом?
Сегодня
жители Сургута могут обратиться в налоговые инспекции по всей России, не посещая
их, через сервис "Обратиться в УФНС/ИФНС России". Обращения граждан
регистрируются автоматически, осуществляется автоматизированный контроль за их
исполнением. Все обращения рассматриваются в налоговых органах в установленные
сроки. Ответ направляется налогоплательщику в письменном виде по почте либо на
электронный адрес, указанный в запросе.
– А на какие ресурсы сайта налоговой службы вы бы посоветовали обратить
особое внимание юридических лиц?
- Компании чаще всего пользуются сервисом
«Проверь себя и контрагента». Здесь содержится доступ к сведениям, которые
налогоплательщик может использовать с целью обеспечения безопасности бизнеса и
минимизации налоговых рисков с будущими контрагентами
Сервис позволяет любому
заинтересованному лицу не только оперативно узнавать достоверную и актуальную
информацию об организации-контрагенте, заемщике, получателе бюджетных средств,
но и на протяжении длительного времени отслеживать происходящие с ними изменения
и, как следствие, минимизировать риски, а также возможные потери.
Кроме того,
востребованным как коммерческими организациями, так и государственными органами
власти является сервис "Доступ к ЕГРЮЛ и ЕГРИП". Он предоставляет возможность
получить сведения из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и
Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) в
электронном виде (при заключении договора с ФНС и уплате госпошлины).
- Людмила Иосифовна, а могут ли юридические лица узнать о своей задолженности
с помощью Интернет-ресурсов?
- Да, конечно. На сайте Управления ФНС России по
Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре www.r86.nalog.ru в разделе «Важная
информация»/ «On-line сервисы Управления» с помощью сервиса «Узнай задолженность
юридического лица» можно просматривать информацию о наличии задолженности по
налогам юридического лица.
Таким образом, на сегодняшний день и юридические
лица могут, не посещая налоговые органы, контролировать свое состояние расчетов
перед бюджетом.
- А какая еще полезная информация есть на сайте для юридических лиц?
-
Юридическим лицам я посоветовала бы обратить внимание на сервис "Заполнить
платежное поручение". Он помогает заполнить документы на уплату налогов, сборов
и иных платежей в бюджетную систему. Это сделает сама программа, достаточно лишь
указать место учета, наименование плательщика, вид налога, сумму и способ
уплаты.
Полезен в работе налогоплательщиков сервис "Разъяснения Федеральной
налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами". Ресурс
помогает налогоплательщикам понять официальную позицию ФНС России о порядке
заполнения налоговых деклараций, исчисления и уплаты налогов и сборов,
согласованную с Минфином России. Здесь каждый может изучить предписания,
полномочия должностных лиц налоговых органов, правила заполнения деклараций,
свои права и обязанности и т.д.