Как в досудебном порядке обжаловать решение по итогам налоговой проверки
С 2009 года досудебное обжалование решений по результатам проверок является обязательным перед обращением в суд. Какие именно решения нужно обжаловать, как это влияет на его исполнение и что должна содержать жалоба?
Досудебное обжалование решений имеет свои преимущества по сравнению с обращением в суд:
• можно обжаловать не вступившее в силу решение, продлив тем самым срок его вступления в силу;
• жалоба рассматривается в более сжатые сроки;
• не надо уплачивать госпошлину и нести судебные расходы.
Таким образом, не стоит рассматривать указанную процедуру как простую формальность перед походом в суд.
Какие решения нужно оспаривать в досудебном порядке
Пункт 5 статьи 101.2 НК РФ устанавливает обязательный досудебный порядок обжалования только в отношении решений о привлечении к налоговой ответственности и решений об отказе в привлечении к такой ответственности.
Однако согласно постановлению ВАС РФ от 24.05.11 № 18421/10 данная процедура также обязательна для решений об отказе (полностью или частично) в возмещении суммы НДС и решений о его частичном возмещении.
Как подача жалоб влияет на исполнение решения налоговой инспекции
Если налогоплательщик воспользуется возможностью подачи апелляционной жалобы (то есть жалобы на не вступившее в силу решение по результатам проверки), то срок вступления решения в силу отложится до дня его утверждения вышестоящим налоговым органом ( п. 9 ст. 101 НК РФ).
Даже в случае подачи апелляционной жалобы пени начисляются
Налогоплательщику необходимо учитывать, что пени по доначисленным в результате проверки налогам продолжают увеличиваться до тех пор, пока сумма недоимки не будет погашена. Причем независимо от того, вступило решение в силу или нет и было ли приостановлено его действие. В связи с этим актуальным является вопрос добровольного исполнения решения по результатам проверки до рассмотрения апелляционной жалобы. Решать этот вопрос следует с учетом оценки вероятности удовлетворения жалобы и готовности организации уплатить пени.
Ведь налогоплательщик вправе исполнить не вступившее в силу решение полностью или частично ( п. 9 ст. 101 НК РФ ). Например, можно уплатить только те суммы налогов, с начислением которых он согласен. При этом обжалование решения не влияет на возможность добровольно исполнить решение. И наоборот — погашение спорной недоимки не означает согласия и не препятствует обжалованию.
Срок подачи жалобы зависит от того, вступило ли решение инспекции в силу
Решение по результатам проверки вступает в силу не сразу с момента его вынесения, а в течение 10 рабочих дней с даты его вручения налогоплательщику. Именно этот срок дается для подачи апелляционной жалобы ( п. 9 ст. 101 и п. 2 ст. 139 НК РФ ).
Для вручения решения инспекции отведено пять рабочих дней с даты его вынесения ( п. 9 ст. 101 НК РФ ). Если это невозможно, решение направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления письма.
Жалоба на вступившее в силу решение, не обжалованное в апелляционном порядке, подается в течение одного года с даты его вынесения ( п. 2 ст. 139 НК РФ ). Но весь этот период ждать нецелесообразно. Дело в том, что часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса предусматривает оспаривание решения в суде только в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав.
Куда нужно подавать жалобу
Между апелляционной жалобой и жалобой на вступившее в силу решение суда существует отличие в процедуре подачи. Апелляционная жалоба подается в инспекцию, вынесшую решение. В течение трех рабочих дней инспекция направляет ее вместе с решением и всеми материалами проверки на рассмотрение в вышестоящий налоговый орган.
Жалоба на вступившее в силу решение подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган.
В решении по результатам проверки должна содержаться информация, необходимая для обжалования. В нее включается в том числе наименование вышестоящего налогового органа и место его нахождения (п. 8 ст. 101 НК РФ).
Как вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобы
Порядок рассмотрения одинаков для обоих видов жалоб. Вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу в течение одного месяца со дня ее получения (п. 3 ст. 140 НК РФ ). Данный срок может быть продлен не более чем на 15 дней. Единственной причиной для этого может стать необходимость получения документов из инспекции, вынесшей решение. Причем уведомление налогоплательщика о продлении рассмотрения жалобы законодательством не предусмотрено. В течение трех дней со дня принятия решения по жалобе оно должно быть направлено налогоплательщику.
Нарушение указанных сроков не является в дальнейшем причиной для отмены решения по жалобе. Но налогоплательщик может использовать данные факты как основание для восстановления срока, предусмотренного для судебного оспаривания решения.
Какое решение может принять вышестоящая инстанция
Для апелляционной жалобы и жалобы на вступившее в силу решение Налоговый кодекс использует разные формулировки возможных вариантов решений по жалобе. Но по содержанию они идентичны ( п. 2 ст. 140 НК РФ ).
По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган вправе вынести одно из следующих решений:
• оставить решение без изменения, а жалобу — без удовлетворения;
• принять новое решение с отменой либо изменением полностью или частично первоначального решения;
• отменить решение и прекратить производство по делу.
Когда жалоба может остаться без рассмотрения
Как правило, это происходит, если не подтверждены полномочия лица, подписавшего жалобу.
Нужно ли приводить доводы по всем нарушениям
В силу пункта 5 статьи 101.2 НК РФ предметом дальнейшего судебного разбирательства могут стать только те эпизоды решения, которые были обжалованы в досудебном порядке. Поэтому если какое-то вменяемое организации нарушение не отражено в жалобе, то суд может отказаться от его рассмотрения.
Когда можно подать повторную жалобу
Налогоплательщик вправе в любой момент до вынесения решения отозвать свою жалобу ( п. 4 ст. 139 НК РФ ). В таком случае он теряет возможность подать повторную жалобу по тем же основаниям в тот же налоговый орган.
Однако при наличии иных оснований и соблюдении установленных сроков он вправе подать повторную жалобу. Также это возможно по тем же основаниям, но в другой вышестоящий налоговой орган (например, в первый раз — в УФНС, а повторно — в ФНС России) или другому вышестоящему должностному лицу.
Пресс-служба ИФНС России
по г. Сургуту ХМАО-Югры