В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ кредитная
организация, которая применяет платежные терминалы и банкоматы, осуществляющие
прием средств наличного платежа, являющиеся основными средствами этой кредитной
организации и принадлежащие только ей на праве собственности, обязана:
-
ежедневно осуществлять ведение бухгалтерского учета по каждому платежному
терминалу и банкомату, которые осуществляют прием средств наличного
платежа;
- применять исправные платежные терминалы и банкоматы,
осуществляющие прием средств наличного платежа и обеспечивающие надлежащий учет
денежных средств при проведении расчетов, а также отражать операции в
бухгалтерском учете этой кредитной организации в соответствии с нормативными
актами Банка России.
В случае если кредитная организация применяет платежный
терминал или банкомат, осуществляющие прием средств наличного платежа, не
являющиеся основными средствами этой кредитной организации и не принадлежащие
только ей на праве собственности или в силу специфики своей конструкции либо
особенностей своего места нахождения, не позволяющие ей выполнить обязанности,
предусмотренные настоящей статьей, такой платежный терминал или банкомат должен
быть оборудован исправной контрольно-кассовой техникой, зарегистрированной в
налоговых органах, опломбированной в установленном порядке, эксплуатируемой в
фискальном режиме и обеспечивающей фиксацию расчетных операций на кассовом чеке,
контрольной ленте и в фискальной памяти.
Действующее законодательство
Российской Федерации о приеме платежей физических лиц не содержит положений,
устанавливающих возможность кредитной организации осуществлять операции по
приему платежей физических лиц в качестве платежного субагента.
Согласно
пункту 1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ порядок совершения кредитными
организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники
определяется Центральным банком Российской Федерации.
Кроме того, согласно
пункту 2 статьи 4 Федерального закона № 54-ФЗ порядок применения
контрольно-кассовой техники и используемых в ней программных продуктов
кредитными организациями, в том числе, которые применяют платежные терминалы и
банкоматы, осуществляющие прием средств наличного платежа, являющиеся основными
средствами этой кредитной организации и принадлежащие только ей на праве
собственности, утверждается Центральным банком Российской Федерации.
Пунктом
3 статьи 7 Федерального закона № 54-ФЗ определено, что действия полномочий
налоговых органов, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, не распространяется
на кредитные организации. Контроль за соблюдением кредитными организациями
требований указанного Федерального закона осуществляет Центральный банк
Российской Федерации.
Таким образом, Федеральный закон № 54-ФЗ не содержит
положений, устанавливающих обязанность кредитных организаций осуществлять
деятельность по приему платежей физических лиц через платежные терминалы,
являющиеся основными средствами этой кредитной организации и принадлежащие
только ей на праве собственности, с применением в их составе контрольно-кассовой
техники.
Полномочия налоговых органов по контролю за соблюдением требований
Федерального закона № 54-ФЗ не распространяются на кредитные организации.
Пресс-служба инспекции ФНС России по г. Сургуту