Федеральным законом от 17.07.2009 N 162-ФЗ внесены изменения в Федеральный
закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт", а так же отдельные законодательные акты.
Организации и
индивидуальные предприниматели, не подпадающие под действие п. 2 и 3 ст. 2
Федерального закона N 54-ФЗ, при осуществлении видов предпринимательской
деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее Кодекс), могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или)
расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой
техники при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего
прием денежных средств за товар (работу, услугу). Закон устанавливает одно
условие: продавцы должны по требованию покупателя выдавать специальные
документы. Такими документами могут быть товарные чеки, квитанции или другие
документы, подтверждающие прием денежных средств за соответствующий товар
(работу, услугу). Как все бланки, они должны содержать обязательные реквизиты, а
именно:
-наименование документа;
-порядковый номер документа, дату его
выдачи;
-наименование организации (фамилию, имя, отчество индивидуального
предпринимателя);
-идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный
организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему)
документ;
-наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров
(выполненных работ, оказанных услуг);
-сумму оплаты, осуществляемой наличными
денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в
рублях;
-должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную
подпись.
Выдать документ продавец должен в момент оплаты товара (работы,
услуги).
Стоит отметить, что данное освобождение не распространяется на
платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей граждан, в том
числе через платежные терминалы, а также на кредитные организации и банковских
платежных агентов.
Применять или не применять ККТ - решение самой организации
или предпринимателя при осуществлении ими видов предпринимательской
деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Кодекса (то есть видов
деятельности, которые подпадают под обложение ЕНВД).
Если продавец решил
отказаться от применения кассы, необходимо снять ее с учета, поскольку именно
снятие кассы с учета доказывает, что продавец выбрал другой вариант расчета с
покупателями (т.е. выдачу вместо чеков иных подтверждающих оплату документов).
Воспользоваться освобождением от применения касс не смогут плательщики
ЕНВД, торгующие крепким алкоголем в городах (с содержанием этилового спирта
более 15% объема готовой продукции). Для них обязанность использовать ККТ
прописана в п. 5 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О
государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции". Если налогоплательщик помимо крепкого
алкоголя торгует другими товарами, он обязан применять ККТ и пробивать чеки на
все покупки.
Помимо внесения поправок в Закон о ККТ законодатели изменили
нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и Закона
РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской
Федерации".
Сотрудники налоговых органов по-прежнему вправе проверять
плательщиков ЕНВД на предмет применения ККТ. Только теперь они будут следить за
тем, чтобы "вмененщики" выдавали покупателям и клиентам подтверждающие покупку
документы. Размер штрафа за невыдачу подтверждающего документа такой же, как и
за неприменение ККТ: для граждан - от 1500 до 2000 руб., для должностных лиц -
от 3000 до 4000 руб., для юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб. (ст. 14.5
КоАП РФ). Напомним, что индивидуального предпринимателя штрафуют как должностное
лицо.
Пресс-служба инспекции ФНС России по г.Сургуту