Памятка для работодателей – резидентов, о выплате работнику-нерезиденту заработной платы в наличной форме работодатель – резидент, выплачивающий заработную плату работнику-нерезиденту в наличной форме - нарушает валютное законодательство Российской Федерации.
В целях профилактики правонарушений в сфере валютного законодательства УФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Управление) сообщает следующее.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173 - ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173 - ФЗ) расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами – резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Кроме того, частью 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ установлен закрытый перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Расчеты по выплате работодателем-резидентом работнику-нерезиденту заработной платы в наличной форме не входят в разрешенный частью 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ перечень операций, осуществление которых разрешено без использования банковских счетов в уполномоченных банках и, следовательно, такие действия работодателя составляют объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выплата заработной платы наличными денежными средствами нескольким нерезидентам образует отдельные составы административных правонарушений по каждому факту такой выплаты.
Указанная позиция отражена в письме ФНС России от 29.08.2016 № ЗН-4-17/15799, а также размещена на главной странице официального сайта ФНС России (www.nalog.ru) в разделе «Часто задаваемые вопросы».
Кроме того, по данному вопросу имеется практика Верховного суда Российской Федерации (Определение от 02.09.2019 № 301-ЭС19-13619).
На основании вышеизложенного Управление просит Вас принять к сведению информацию и не допускать нарушений валютного законодательства Российской Федерации.
Пресс-служба ИФНС России по
г. Сургуту Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры
Права и обязанности налоговых органов, как органов валютного контроля и лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия валютного контроля
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона № 173-ФЗ налоговые органы, а также их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
- проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства;
- проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
- запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
В соответствии с ч. 7 ст. 23 Закона № 173-ФЗ налоговые органы, а также их должностные лица обязаны:
- осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства;
- представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном валютным законодательством.
Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия валютного контроля
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:
- знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
- обжаловать действия (бездействие) налоговых органов и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) налоговых органов, а также их должностных лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:
- представлять налоговым органам документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона № 173-ФЗ;
- вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
- выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Пресс-служба ИФНС России по
г. Сургуту Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры
Ответственность за нарушение валютного законодательства
Ответственность за нарушения валютного законодательства, за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль, а также непредставление сведений (информации) предусмотрена статьями 15.25, 19.4, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе:
- Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
- Представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
- Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
- Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.
- Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.
- Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
- Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами не более чем на десять дней, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
- Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на десять, но не более чем на тридцать дней - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
- Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на тридцать дней, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
- Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей.
- Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
- Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по обеспечению получения на свои счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными валютным законодательством Российской Федерации, по внешнеторговым контрактам, для которых валютным законодательством Российской Федерации предусматривается оформление паспорта сделки, валюты Российской Федерации в доле, определяемой Правительством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
- Повторное совершение административного правонарушения, выразившегося несоблюдении установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушении установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушении установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушении установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомлении в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере десяти тысяч рублей; на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
- Повторное совершение административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двадцати тысяч рублей; на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до шестисот тысяч рублей.
Пресс-служба ИФНС России по
г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
ФНС России напоминает, когда с дохода при продаже имущества не нужно платить НДФЛ
Доходы от продажи объекта недвижимости освобождаются от налогообложения, если он находился в собственности у налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения имуществом - пяти лет.
При этом минимальный срок может составлять три года, если право собственности на недвижимое имущество получено:
- физическим лицом в порядке наследования или по договору дарения от его члена семьи или близкого родственника;
- в результате приватизации;
- плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением;
- в собственности у гражданина (включая совместную собственность супругов) на дату госрегистрации перехода права собственности на проданное имущество не находится иного жилого помещения. При применении данного условия не учитывается недвижимое имущество, приобретенное данным лицом или его супругом(супругой) в течение 90 дней до даты госрегистрации права собственности на проданное имущество.
Для иного имущества (гараж, автомобиль и т.д.) минимальный срок владения составляет три года.
При этом для освобождения от уплаты НДФЛ минимальный предельный срок владения объектом недвижимости, приобретенным по договору ДДУ, отсчитывается с момента полной оплаты стоимости объекта по договору. То есть момент дополнительной оплаты, связанной с увеличением площади такого объекта после ввода дома в эксплуатацию, не учитывается.
Доходы семей с двумя и более несовершеннолетними детьми, полученные от продажи жилья начиная с 2021 года, освобождаются от обложения НДФЛ независимо от срока нахождения такого жилья в собственности. Такой порядок применяется при соблюдении ряда условий:
- до 30 апреля следующего года налогоплательщиком (членами его семьи) приобретено в собственность другое жилье, а в случае долевого строительства – оплачена полная стоимость приобретаемого жилого помещения по договору;
- общая площадь приобретенного жилья превышает по площади или размеру кадастровой стоимости проданное имущество;
- возраст детей до 18 лет (или до 24 лет при обучении ребенка очно);
- кадастровая стоимость проданного жилого помещения не превышает 50 млн рублей;
- налогоплательщику или членам его семьи на дату отчуждения проданного жилья не принадлежит в совокупности более 50% в праве собственности на иное жилое помещение с общей площадью, превышающей общую площадь купленного взамен старого жилого помещения.
Это распространяется и на случаи, если доходы от продажи объекта имущества получает несовершеннолетний ребенок из такой семьи.
Напоминаем, что Федеральным законом от 02.07.2021 № 305-ФЗ изменен порядок предоставления налогоплательщиками декларации по форме 3-НДФЛ в случае продажи недвижимого имущества. Так, в ней можно не указывать доходы от его продажи (за исключением ценных бумаг) до истечения трех или пяти лет владения.
Их также можно не отражать, если налогоплательщик имеет право на имущественный налоговый вычет в отношении таких объектов в размере:
- 1 млн рублей за налоговый период (календарный год) - для жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовые дома или земельные участки (доли в указанном имуществе);
- 250 тыс. рублей - для иного недвижимого имущества (построек, гаражей и пр.);
- 250 тыс. рублей - для иного имущества (автомобилей, арт-объектов и пр.) за исключением ценных бумаг.
Стоимость проданного объекта или совокупность доходов от продажи нескольких не должна превышать предельный размер вычета. Если доходы от продажи имущества превышают его размер, обязанность по предоставлению в инспекцию декларации по форме 3-НДФЛ сохраняется.
Пресс-служба ИФНС России по
г. Сургуту Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры
Организации могут сверить данные о налогооблагаемых транспортных средствах и недвижимом имуществе с налоговыми органами
Во II квартале 2023 года налоговые органы по субъектам РФ проведут массовый расчет транспортного и земельного налогов, а также налога на имущество организаций (для объектов, налоговая база по которым определяется по кадастровой стоимости) за период 2022 года. До этого времени юридические лица могут обратиться в налоговые органы по месту своего учета, чтобы сверить сведения о принадлежащих им налогооблагаемых транспортных средствах и объектах недвижимости.
Напоминаем, что организация ставится и снимается с учета в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств и объектов недвижимости, включая земельные участки, на основании сведений, которые органы ГИБДД МВД России, гостехнадзора, ГИМС МЧС России, Росморречфлота, Росавиации, Росреестра направляют в ФНС России.
Организация может получить выписку из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН) об объектах налогообложения, которые ей принадлежали в 2022 года. Если по мнению налогоплательщика сведения ЕГРН в части характеристик объектов налогообложения необходимо актуализировать, налоговый орган направит межведомственный запрос в орган, который отвечает за ведение базовых государственных реестров, кадастров, регистров и т.п., содержащих первичные сведения о транспортных средствах или объектах недвижимости. О результатах сверки и наличии оснований для изменения записей ЕГРН налогоплательщик будет проинформирован. Подробности можно узнать на сайте ФНС России.
Напоминаем, что не позднее 28 февраля налогоплательщики-организации должны перечислить в бюджет налоги на имущество за 2022 год.
Пресс-служба ИФНС России по
г. Сургуту Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры
Расходный ордер на заправку воздушных судов следует подписывать и представлять в электронной форме
Вступил в силу электронный формат расходного ордера на заправку воздушных судов. Он оформляется для подтверждения факта приема-передачи топлива, вывоза припасов и необходим при подтверждении возврата акциза. Направлять в налоговые органы его можно по ТКС.
Новая форма позволяет:
- автоматизировать внутренние бизнес-процессы организаций, в том числе обработку данных в своих информационных системах учета;
- оптимизировать взаимодействие между участниками хозяйственной жизни;
- представлять электронный расходный ордер на заправку воздушных судов в налоговые органы при их истребовании или для пояснений.
Пресс-служба ИФНС России по
г. Сургуту Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры
Четвертый этап добровольного декларирования зарубежных активов завершится 28 февраля 2023 года
С 14 марта 2022 года по 28 февраля 2023 года в рамках четвертого этапа добровольного декларирования в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом от 09.03.2022 № 48-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гражданам дано право предоставить специальную налоговую декларацию.
В рамках четвертого этапа добровольного декларирования сохраняются гарантии освобождения декларанта и (или) лица, информация о котором содержится в специальной декларации, от уголовной, административной и налоговой ответственности.
Вместе с тем, расширен перечень финансовых активов, которые могут быть задекларированы в рамках четвертого этапа амнистии капитала.
Если в предыдущие этапы амнистии можно было задекларировать ценные бумаги, доли участия в иностранных организациях, денежные средства на счетах в иностранных банках, а также контролируемые иностранные компании, то в рамках четвертого этапа могут быть задекларированы и иные финансовые активы.
В том числе производные финансовые инструменты, права требования из договора страхования, а также иные активы, являющиеся предметом договора между клиентом и иностранной организацией финансового рынка, предусматривающего оказание финансовых услуг.
Более того, в рамках четвертого этапа амнистии капитала физические лица вправе задекларировать наличные денежные средства.
Специальная декларация представляется в любой налоговый орган или в центральный аппарат ФНС России лично, либо через своего уполномоченного представителя, действующего на основании нотариально заверенной доверенности.
Не считаются принятыми специальные декларации, отправленные по почте.
Двухсторонняя печать декларации не допускается.
На официальном сайте ФНС России www.nalog.gov.ru запущена промостраница, где можно скачать декларацию, узнать, как правильно ее заполнить, и другую полезную информацию о специальном декларировании.
Обращаем внимание, четвертый этап добровольного декларирования зарубежных активов завершится 28 февраля 2023 года.
Пресс-служба ИФНС России по
г. Сургуту Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры
Продлевается переходный период на единую технологию обмена машиночитаемыми доверенностями
ФНС России напоминает о продлении до 1 сентября 2023 года эксперимента по апробации единой технологии обмена машиночитаемыми доверенностями (МЧД) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями через ее цифровую платформу на базе распределенного реестра блокчейн. Это связано с принятием Федерального закона от 19.12.2022 № 536-ФЗ, который внес поправки в Федеральный закон от 30.12.2021 № 443-ФЗ.
В рамках этого проекта обмен машиночитаемыми доверенностями уже осуществляют представители крупного бизнеса, операторы ЭДО, коммерческие банки, Федеральное казначейство, Федеральная нотариальная палата, Банк России, Банк ВТБ (ПАО), Федеральная таможенная служба, Росалкогольрегулирование, Росстат, АО «Гознак» и АО «Почта России». Продление переходного периода позволит еще большему количеству участников электронного документооборота заранее подготовиться к работе с МЧД в связке с квалифицированным сертификатом электронной подписи своих представителей – физических лиц.
Напоминаем, что с 9 декабря 2022 года участникам единой технологии ФНС России стал доступен обмен МЧД, оформленными в порядке передоверия. Это значительно облегчает работу филиалов и различных представительств. Алгоритмы технологии блокчейн-сетей постоянно проверяют цепочки передоверия и своевременно уведомляют участников о прекращении действия МЧД или цепочек МЧД, если любая из них была аннулирована.
Пресс-служба ИФНС России по
г. Сургуту Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры
Теперь счета-фактуры и универсальные передаточные документы по прослеживаемым товарам представляются в электронном виде
С 1 января 2023 года вступил в силу приказ ФНС России от 08.07.2022 № ЕД-7-15/636@. Он утверждает порядок представления операторами ЭДО счетов-фактур, универсальных передаточных и корректировочных документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, в электронной форме.
Так, оператор ЭДО, с которым заключил договор продавец, направляет набор логически связанных электронных документов, электронных подписей, а также сопутствующей транспортной информации и сведений, объединенных в один архив (транспортный контейнер), в автоматизированную информационную систему ФНС России.
Транспортный контейнер формируется в соответствии с утвержденным ФНС России форматом. Перед этим оператор ЭДО продавца должен проверить электронные документы, в том числе имя файла электронного документа, на соответствие указанному формату, а в случае обнаружения ошибок – устранить их.
Подробнее о работе системы прослеживаемости товаров можно узнать в статье начальника Управления камерального контроля ФНС России Алексея Касянюка, журнал «Налоговая политика и практика» № 1/2023.
Об изменениях, внесенных в статьи 375 и 391 Налогового кодекса Российской Федерации
Дата публикации: 16.01.2023 11:37
Федеральным законом от 26.03.2022 № 67-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»» внесены изменения в статью 375 главы 30 «Налог на имущество организаций» и статью 391 главы 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации.
С 1 января 2023 в соответствии с пунктом 2 статьи 375, пунктом 1 статьи 391 Кодекса налоговая база в отношении земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 375, пункте 1 статьи 389 Кодекса (далее - объекты недвижимого имущества), за налоговый период 2023 года определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января 2022, с учетом особенностей, предусмотренных статьями 378.2, 391 Кодекса, в случае, если кадастровая стоимость таких объектов недвижимого имущества, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января 2023, превышает кадастровую стоимость таких объектов недвижимого имущества, внесенную в ЕГРН и подлежащую применению с 1 января 2022, за исключением случаев, если кадастровая стоимость соответствующих объектов недвижимого имущества увеличилась вследствие изменения их характеристик.
Пресс-служба ИФНС России по
г. Сургуту Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры
Стартовала декларационная кампания по налогу на имущество организаций за 2022 год
Декларации по налогу на имущество организаций за 2022 год должны быть представлены юридическими лицами не позднее 25 марта 2023 года. Они подаются по форме, утверждённой приказом ФНС России от 24.08.2022 № ЕД-7-21/766@, в котором для российских организаций исключена необходимость заполнять раздел «Сумма налога, исчисленного исходя из определения налоговой базы по кадастровой стоимости».
Компания, состоящая на учете в нескольких налоговых инспекциях одного субъекта РФ по месту нахождения принадлежащих ей объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как среднегодовая стоимость, вправе представлять одну налоговую декларацию в отношении всех таких объектов в любую из налоговых инспекций региона по своему выбору.
Для этого организация уведомляет УФНС по субъекту Российской Федерации, где функционирует трёхуровневая система налоговых органов (ФНС России – УФНС – подчиненные УФНС налоговые инспекции). Уведомление представляется по установленной форме ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется указанный порядок представления налоговой декларации.
Уведомление рассматривается в течение 30 дней со дня его получения. Если направляется запрос в связи с отсутствием сведений, необходимых для рассмотрения уведомления, руководитель (заместитель руководителя) УФНС вправе продлить срок его рассмотрения не более чем на 30 дней, проинформировав об этом налогоплательщика. При выявлении оснований, препятствующих применению рассматриваемого порядка представления налоговой декларации, УФНС информирует об этом налогоплательщика.
Напоминаем, что с 2023 года Федеральным законом от 02.07.2021 № 305-ФЗ введена норма, согласно которой налогоплательщики - российские организации не включают в декларацию по налогу на имущество организаций сведения об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. Если у компании в истекшем налоговом периоде имелись только такие объекты налогообложения, то декларацию за 2022 год представлять не нужно.
Пресс-служба ИФНС России по
г. Сургуту Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры
С 1 января применяется обновленная форма декларации по НДД
С 1 января 2023 года вступила в силу обновленная форма декларации по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД). Основное нововведение – новые коды основания налогообложения участков недр, применение которых стало возможно в связи с расширением режима НДД на новые участки недр.
При заполнении декларации по итогам 2022 года налогоплательщикам следует обратить внимание и на следующие изменения:
- В Приложении № 2 к Разделу 2 изменился порядок отражения информации в строках 30701 и 30800. В первую больше не включается сумма налога на имущество организаций, относящаяся к расходам на конкретном участке недр. Теперь она отражается обособленно в новой строке 30734. В строке 30800 отражаются расходы на хранение и транспортировку (доставку), в том числе природного и попутного газа.
- В Приложении № 4 к Разделу 2 сейчас можно отражать несколько коэффициентов восстановления фактических расходов. Это связано с их различным значением для каждого года ретроспективного (налогового) периода, которые учитываются при определении суммы восстанавливаемых расходов.
- В Приложении № 7 к Разделу 2 в новой строке 650 отражается значение на коэффициента-дефлятора, установленного на соответствующий календарный год.
- При заполнении строки 055 «Код источника цены на природный газ» Приложения № 1 к Разделу 2 рекомендуется использовать коды в соответствии с ранее действовавшим порядком заполнения декларации:
- код «1» – федеральный орган исполнительной власти,
- код «2» – цена, указанная в договоре купли-продажи.
Обновленные кодировки источника цены на природный газ применяются с представления декларации за I квартал 2023 года.
Пресс-служба ИФНС России по
г. Сургуту Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры
Утверждены новые ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов
Вступили в силу новые ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов. Например, ставка сбора за добычу одной тонны минтая в Дальневосточном бассейне увеличилась с 2000 рублей до 4300 рублей, ставка сбора за добычу одной тонны трески в Северном бассейне увеличилась с 5000 рублей до 7900 рублей, ставка сбора за добычу одной тонны симы во внутренних водных объектах (реки, озера, водохранилища) увеличилась с 3000 рублей до 6000 рублей. При этом необходимо отметить, что не все ставки сбора по водным биоресурсам были актуализированы.
Также был обновлен перечень водных биоресурсов, за вылов которых взимается сбор. В перечень были добавлены: в Каспийский бассейн – раки, в Азово-Черноморский бассейн – артемия.
Закон также ввел вычет, позволяющий организациям и индивидуальным предпринимателям уменьшить сумму сбора за пользование объектами водных биоресурсов на сумму вычета, если они занимаются:
- переработкой собственных уловов водных биоресурсов и производством из них рыбной и иной продукции;
- рыболовством с использованием новых судов рыбопромыслового флота;
- прибрежным рыболовством.
Размер вычета плательщик определяет самостоятельно в соответствии с пунктами 3-5 статьи 333.4-1 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом размер применяемого плательщиком вычета должен быть подтвержден Росрыболовством.
Пресс-служба ИФНС России по
г. Сургуту Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры
C 1 января все налогоплательщики перешли на единый налоговый счет
Обращаем внимание, что для перечисления всех платежей, администрируемых налоговыми органами (за исключением территории г. Байконур) предусмотрен отдельный казначейский счет, открытый Управлению Федерального казначейства по Тульской области.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» разработаны рекомендованные образцы заполнения платежных документов.
Всю актуальную информацию о Едином налоговом счете можно получить на официальном сайте ФНС России (https://www.nalog.gov.ru/).
Пресс-служба ИФНС России по
г. Сургуту Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры
IT-компании смогут воспользоваться дополнительными льготами
С 1 января 2021 года компании-разработчики программ ЭВМ вправе применить пониженную ставку по налогу на прибыль в 3 вместо 20 % и пониженный тариф по страховым взносам — 7,6 вместо 14 %. Освобождение по НДС сохранится в отношении программ ЭВМ, включенных в единый реестр российских программ. Таким образом, льготой по налогу на прибыль и страховым взносам вправе воспользоваться разработчики программ ЭВМ, а освобождение по НДС распространяется не только на разработчиков, но и на прочих участников цепочки поставки программного обеспечения.
Чтобы воспользоваться льготными ставками и тарифами, организации нужно выполнить несколько условий. Так, компания вправе применять пониженную ставку по налогу на прибыль и пониженный тариф по взносам, если получила документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий. При этом ее доход от реализации программ ЭВМ и сопутствующих услуг должен составлять не менее 90 % от всех доходов, а численность сотрудников — не менее семи человек. Для применения освобождения по НДС программа ЭВМ должна быть включена в единый реестр российских программ.
Кроме этого, при применении IT-льгот действует общее условие — программа ЭВМ не используется клиентом для размещения рекламы и поиска продавцов или покупателей. Примеры ситуаций, при которых действуют или не действуют льготы, предусмотренные IT-маневром, привел Минфин России в письме от 18.12.2020 № 03-07-07/111669, которое было направлено по системе налоговых органов письмом ФНС России от 24.12.2020 №КВ-4-3/21326.
Еще одно изменение законодательства, также действующее с 1 января 2021 года, позволит IT-компаниям, реализующим программы ЭВМ не на территории Российской Федерации, принимать к вычету суммы НДС по рекламным и маркетинговым услугам, связанным с такой продажей.
Пресс-служба ИФНС России по
г. Сургуту Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры
Разъяснен порядок применения налоговых льгот при обособлении IT-подразделений в самостоятельные юридические лица
С 2021 года аккредитованные юридические лица, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (IT-компании), пользуются рядом мер налоговой поддержки. Это и пониженные ставки по налогу на прибыль организаций, и пониженные тарифы страховых взносов.
В связи с возникающими у налогоплательщиков вопросами ФНС России выпустила разъяснение от 17.03.2022 № СД-4-2/3289@. Так, сама по себе реорганизация путем разделения юридического лица или выделения из него другой компании, в результате чего IT-подразделение обособляется в самостоятельное юрлицо, не может рассматриваться налоговыми органами как действие, имеющее признаки схемы, направленной на уклонение от налогообложения («дробление бизнеса», необоснованное получение налоговых льгот и пр.).
В отсутствие искажений фактов хозяйственной жизни правомерность получения экономической выгоды в виде налоговых льгот, предусмотренных для IT-компаний, не может ставиться налоговыми органами под сомнение. Их получение полностью соответствует целям введения налоговой поддержки IT-отрасли.
Напомним, что Президентом РФ подписан Указ от 02.03.2022 № 83, которым перечень уже действующих налоговых льгот для организаций IT-отрасли дополнен новыми мерами поддержки.
Пресс-служба ИФНС России по
г. Сургуту Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры
Реорганизация IT-компании не влияет на право получения налоговых льгот
Выделение IT-подразделений в отдельные юридические лица не может квалифицироваться как применение схемы уклонения от налогообложения. Соответствующие разъяснения налоговых преференций в IT-сфере изложены в письме ФНС России от 17.03.2022 № СД-4-2/3289@.
Напоминаем, что с 2021 года для IT-компаний действуют налоговые льготы, среди которых: право на пониженную ставку по налогу на прибыль и пониженные тарифы страховых взносов. Также с марта 2022 года для IT-компаний предоставлены дополнительные преференции.
В письме сообщается, что льготы распространяются на компании, прошедшие государственную аккредитацию в области информационных технологий, вне зависимости от времени их создания: до или после установления налоговых льгот Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ.
Из письма также следует, что реорганизация юридического лица (разделение, выделение), в результате которой образуется отдельная IT-компания, не может расцениваться налоговиками как применение схемы «дробления бизнеса» или необоснованное получение налоговых льгот.
Более того, налоговые органы не могут оценивать основную цель такой реорганизации в соответствии с положениями письма ФНС России от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@, а также учитывать, в интересах каких лиц (внутри группы компаний, взаимозависимых и (или) аффилированных лиц, внешних пользователей) осуществляется деятельность IT-компанией.
Таким образом, если факты хозяйственной жизни не искажены, то правомерность получения экономической выгоды в виде налоговых льгот, установленных для IT-организаций, не должна ставиться налоговыми органами под сомнение.
Пресс-служба ИФНС России по
г. Сургуту Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры