Досудебное урегулирования налоговых споров.
Форма жалоб и способы их направления в налоговые органы
Налоговые споры — споры, вытекающие только из налоговых правоотношений, а именно:
- из отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов на территории Российской Федерации;
- из отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, включая обжалование связанных с данным контролем актов налоговых органов, действие (бездействие) их должностных лиц;
- из отношений по привлечению налогоплательщиков к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Одной из форм налогового контроля являются налоговые проверки (камеральные и выездные), при проведении которых могут быть выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Налогоплательщики, не согласные с решениями налоговых органов вправе обжаловать акты таких проверок, действия (бездействия) должностных лиц налоговых органов, то есть инициировать налоговый спор. Результатом таких проверок может быть незаконное привлечение налогоплательщика к налоговой, административной, а в некоторых случаях и к уголовной ответственности.
Незаконное привлечение к ответственности происходит в связи с:
- неправильным толкованием и (или) применением налоговыми органами отдельных норм материального права (налогового, гражданского и иного законодательства);
- неправильной оценкой налоговым органом фактических обстоятельств дела, имеющих прямое и косвенное отношение к налогооблагаемой деятельности налогоплательщика. Например, касающиеся содержания, сущности и параметров совершенных налогоплательщиком хозяйственных операций, влияющих на исчисление налоговой базы различных объектов налогообложения, касающиеся достоверности представленных налогоплательщиком документов в обоснование льгот и т. д.
- нарушение налоговым органом законодательно установленной процедуры проведения мероприятий налогового контроля и (или) производства по делам о налоговых правонарушениях.
В налоговом законодательстве закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров для решений по камеральным и выездным налоговым проверкам (п. 2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации).
С 2009 года налогоплательщикам запрещено обращаться в суд, для обжалования решений о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение (решений об отказе в привлечении к ответственности за налоговое правонарушение), если эти решения предварительно не были обжалованы в вышестоящем налоговом органе.
С 1 января 2014 года иные акты налоговых органов ненормативного характера, а также действия или бездействие их должностных лиц смогут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 02.07.2013 № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»).
При этом действующее законодательство установлены требования к форме жалоб и способах подачи жалоб в налоговые органы (ст. 139.2 Налогового кодекса Российской Федерации):
- Жалоба подается в письменной форме. Жалоба подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем.
- Жалоба может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика, предъявлена в налоговый орган лично, по почте России.
- В жалобе указываются:
1) фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
2) обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
3) наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
4) основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
5) требования лица, подающего жалобу;
6) способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
- В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.
- В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.
- К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.
О реализации принципа экстерриториальности при представлении в налоговый орган документов по ЕСХН, УСН
ИФНС России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры сообщает, что в целях обеспечения возможности представления налогоплательщиками документов, связанных с применением системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога) (далее – ЕСХН), упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) по принципу экстерриториальности и в дополнение к письму ФНС России от 24.11.2021 № СД-4-3/16373@, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели (далее – ИП), изъявившие желание перейти на уплату ЕСХН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства ИП не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на уплату ЕСХН.
Согласно пункту 2 статьи 346.3 Кодекса вновь созданная организация и вновь зарегистрированный ИП вправе уведомить о переходе на уплату ЕСХН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Кодекса. В этом случае организация и ИП признаются налогоплательщиками с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
В соответствии с пунктом 9 статьи 346.3 Кодекса в случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась ЕСХН, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства ИП в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.
Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее - Закон № 422-ФЗ) лица, утратившие право на применение специального налогового режима в соответствии с частью 19 статьи 5 Закона № 422-ФЗ, вправе уведомить налоговый орган по месту жительства 2 о переходе на УСН или ЕСХН в течение 20 календарных дней с даты снятия с учета в качестве налогоплательщика НПД.
В этом случае физическое лицо признается перешедшим на УСН или ЕСХН с даты:
1) снятия с учета в качестве налогоплательщика - для физических лиц, являющихся ИП;
2) регистрации в качестве ИП - для физических лиц, которые на дату утраты права на применение специального налогового режима не являлись ИП и зарегистрировались в течение 20 календарных дней с даты утраты такого права.
На основании изложенного, в целях обеспечения возможности представления налогоплательщиками документов, связанных с применением ЕСХН, по принципу экстерриториальности, связанных с применением ЕСХН в любой территориальный налоговый орган, без привязки к месту нахождения организации или месту жительства ИП по следующим формам: уведомление о переходе на ЕСХН (форма № 26.1-1) (КНД 1150007); сообщение об утрате права на применение ЕСХН (форма № 26.1-2) (КНД1150015); уведомление об отказе от применения ЕСХН (форма № 26.1-3) (КНД1150008); уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась ЕСХН (форма № 26.1-7) (КНД 1150027); уведомление о переходе на ЕСХН в связи с утратой права на применение НПД (форма КНД 1150093).
Также в дополнение к ранее доведенной письмом ФНС России от 24.11.2021 № СД-4-3/16373@ информации по УСН сообщаем об экстерриториальном принце при представлении Уведомления о переходе на УСН в связи с утратой права на применение НПД (форма КНД 1150094).
Урегулирован порядок применения налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) в связи с принятием в Российскую Федерацию ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей
Федеральным законом от 21.11.2022 № 443-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения и дополнения, в том числе в статьи 148, 164 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, статья 148 Кодекса дополнена пунктом 2.2, определяющим случаи и условия, при соблюдении которых налогоплательщик, сведения о котором включены в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей до 05.10.2022 включительно (далее - налогоплательщик), применяет порядок определения места реализации работ (услуг), выполненных (оказанных) на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, применяемый в отношении этих работ (услуг) до дня принятия в Российскую Федерацию указанных территорий.
Пункт 1 статьи 164 Кодекса дополнен подпунктами 20 и 21, предусматривающими порядок и условия применения налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость 0 процентов налогоплательщиками при реализации ими товаров в пункт назначения, находящийся на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, а также при оказании услуг по перевозке товаров автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен на указанных территориях.
Перечень документов, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при совершении операций, поименованных в подпунктах 20, 21 пункта 1 статьи 164 Кодекса, предусмотрен пунктами 15.4 и 15.5 статьи 165 Кодекса, соответственно.
Кроме того, Федеральным законом № 443-ФЗ глава 21 Кодекса дополнена статьей 162.3, которой установлены особенности определения налоговой базы и исчисления налога на добавленную стоимость на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.
На основании статьи 14 Федерального закона № 443-ФЗ действие положений пункта 2.2 статьи 148, подпунктов 20, 21 пункта 1 статьи 164, пунктов 15.4 и 15.5 статьи 165 Кодекса распространяется на правоотношения, возникшие с 30.09.2022, при этом положения статьи 162.3 Кодекса вступают в силу с 01.01.2023.
ИНН теперь можно получить на Госуслугах
Физические лица могут направить в ФНС России заявление о постановке на учет в налоговом органе и получить электронное свидетельство ИНН через единый портал государственных и муниципальных услуг. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс вступили в силу 1 декабря 2022 года.
Для отправки в ведомство гражданину потребуется подписать такое заявление усиленной неквалифицированной электронной подписью, которую можно бесплатно создать в мобильном приложении «Госключ».
Свидетельство ИНН также будет подписано электронной подписью налогового органа и размещено в виде PDF-документа в личном кабинете пользователя Госуслуг.
Обращаться в налоговый орган за получением бумажной копии не нужно – переданное через Госуслуги электронное свидетельство полностью равнозначно документу на бумаге.
Также подать заявление онлайн можно на сайте ФНС России с помощью:
- сервиса ФНС России «Постановка физического лица на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации»;
- сервиса ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».
На сайте ФНС России размещены сведения о задолженностях и штрафах организаций за 2021 год
На сайте ФНС России в формате открытых данных размещены сведения организаций за 2021 год о недоимках и задолженностях по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору, страховому взносу), а также о штрафах за налоговые правонарушения.
Эти сведения также отражаются в сервисе «Прозрачный бизнес» в карточке компании, в том числе в виде графиков, что позволяет ознакомиться с информацией за три предшествующих года.