В соответствии с положениями статьи 137 Налогового кодекса Российской Федерации, каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Кто может подать жалобу (апелляционную жалобу)?
Согласно положениям п. 1 Приказа ФНС России от 20.12.2019 г. № MMB-7-9/645@ подать жалобу могут:
- налогоплательщики;
- плательщики сборов;
- плательщики страховых взносов;
- налоговые агенты;
- представители указанных лиц.
Исходя из положений статьи 139.2 Налогового кодекса Российской Федерации, законодателем утверждается три формы, в которых может быть подана жалоба:
- Письменная форма;
- Электронная форма;
- Подача жалобы через личный кабинет налогоплательщика.
Форма жалоб утверждена Приказом ФНС России от 20.12.2019 № MMB-7-9/645@ (Приложение № 1: форма по КНД 1110121), порядок заполнения которой определен Приложением № 5, названного Приказа.
В жалобе (апелляционной жалобе) указываются:
- Код вышестоящего налогового органа (указывается наименование и код вышестоящего налогового органа по отношению к налоговому органу, ненормативные акты, действия (бездействие) лиц которого обжалуются);
- Данные, идентифицирующие лицо, подающее жалобу (полное наименование организации с указанием организационно-правовой формы, ИНН, код причины постановки на учет; ФИО индивидуального предпринимателя или физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, ИНН);
- Исходящий номер жалобы (в случае его присвоения подателем - так указано в письме ФНС жалобы);
- Информация о лице, чьи права, по мнению заявителя, нарушены:
- Наименование организации;
- ФИО;
- Адрес места нахождения (места жительства) лица, нарушение прав которого обжалуется, в том числе почтовый индекс, наименование субъекта Российской Федерации, район, город, населенный пункт, улица (проспект, переулок и так далее), дом (владение), корпус, строение (сооружение), квартира, офис, комната (помещение);
- ИНН/КПП организации или ИНН физического лица.
- В поле «Предмет обжалования» указывается одно из следующих значений:
- решение налогового органа, вынесенное по результатам налоговой проверки;
- налоговое уведомление;
- требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов;
- иные документы, действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов;
- В блоке «Реквизиты обжалуемого документа» указываются номер и дата обжалуемого документа (при наличии);
- В блоке «Наименование налогового органа, акт ненормативного характера, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются» указываются наименование и код налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются;
- В поле «Основания, по которым лицо, подающее жалобу (апелляционную жалобу), считает, что его (лица, нарушение прав которого обжалуется) права нарушены» указываются обстоятельства, на которых основаны доводы заявителя. При наличии указывается подтверждающая эти обстоятельства информация;
- В поле «Требования лица, подающего жалобу (апелляционную жалобу)» указываются требования заявителя по жалобе;
- В поле «Способ получения решения по жалобе (апелляционной жалобе)» указывается соответствующий признак получения решения по жалобе:
- при направлении жалобы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи:
«1» - на бумажном носителе по почте или «2» - в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
- при направлении жалобы на бумажном носителе:
«1» - на бумажном носителе по почте или «3» - лично;
- при направлении жалобы через личный кабинет налогоплательщика:
«4» - через личный кабинет налогоплательщика.
Согласно п. 11 Приказа, жалоба не считается принятой налоговым органом в случае:
1) подачи жалобы в налоговый орган, не выносивший оспариваемых актов в отношении лица, нарушение прав которого обжалуется;
2) если жалоба не соответствует утвержденному настоящим приказом формату;
3) отсутствия в жалобе, представленной в налоговый орган по телекоммуникационному каналу связи усиленной квалифицированной электронной подписи лица, подавшего жалобу, или несоответствия электронной подписи, которой подписана поступившая жалоба, усиленной квалифицированной электронной подписи лица, подавшего жалобу;
4) направления представителем лица, нарушение прав которого обжалуется, жалобы без приложения к ней информационного сообщения о представительстве в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме.
Пресс-служба ИФНС России по г. Сургуту
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры