Для реализации прав налогоплательщиков, предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации, ИФНС России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры сообщает следующее.
В настоящее время многие действия налогоплательщики могут осуществлять, фактически не выходя из дома или офиса (заплатить налоги, подать отчетность, запросить выписку и т.д. и т.п.). Поэтому вполне логичным является установление такой возможности и для целей подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган. И такая возможность прямо закреплена пунктом 1 статьи 139.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс). В нем сказано, что жалоба может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС) или через личный кабинет налогоплательщика.
Пунктом 2 статьи 139.2 Налогового кодекса установлено, что налогоплательщик в своей жалобе указывает способ получения решения по жалобе - на бумажном носителе, в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.
Возможность обжалования актов и действий налогового органа, порядок обжалования и последствия прямо установлены налоговым законодательством. Законодатель, внося изменения в статью 139.2 Налогового кодекса расширил способы направления жалобы на акты и действия налогового органа.
ТКС - это специальное программное обеспечение, которое позволяет налогоплательщикам предоставлять налоговую отчетность и пользоваться доступом к услугам Федеральной налоговой службы (далее – ФНС).
Направить жалобу по ТКС могут налогоплательщики – юридические лица, индивидуальные предприниматели и иные физические лица, у которых есть программное обеспечение, предоставляемое доверенными операторами электронного документооборота, список которых размещен на официальном сайте ФНС.
Форматы и порядок представления таких электронных жалоб установлен Приказом ФНС России от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@ «Об утверждении формы жалобы (апелляционной жалобы) и порядка ее заполнения, а также форматов и порядка представления жалобы (апелляционной жалобы) и направления решений (извещения) по ним в электронной форме» определены общие правила представления жалобы (апелляционной жалобы) на акты налоговых органов ненормативного характера, действия (бездействие) их должностных лиц, порядок обжалования которых регламентирован главой 19 Налогового кодекса, и направления решения (извещения) по указанной жалобе в электронной форме по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи участниками информационного обмена: лицами, подавшими жалобу (налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами, их представителями), налоговыми органами и операторами электронного документооборота, обеспечивающими обмен открытой и конфиденциальной информацией по ТКС между лицами, подавшими жалобу, и налоговыми органами.
Правовой отдел ИФНС России по г. Сургуту рекомендует налогоплательщикам использовать возможность обращения в Инспекцию посредством ТКС. Данный способ особенно актуален в условиях пандемии, поскольку исключает необходимость личного обращения в канцелярию налогового органа или почтовое отделение.
Пресс-служба ИФНС России по
г. Сургуту Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры