Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Налоговая сообщает

«Обеление» предпринимательской среды налоговыми органами в процессе администрирования НДС и применения пределов осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, закрепленных в статье 54.1 НК РФ»

14 Декабря 2021

Вопрос: В современном мире большинство людей, даже если не занимаются бизнесом и не ведут бухгалтерский / налоговый учет, уже знают, что такое налог на добавленную стоимость. Узнаваемая аббревиатура «НДС» встречается в кассовых чеках каждым. Многие активно участвовали в дискуссиях по поводу поднятия ставки данного налога до 20 % с 2019 года. Какие результаты можно отметить на сегодняшний день?

Ответ:

Согласно данным Минфина России (Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, документ приведен на сайте https://minfin.gov.ru по состоянию на 01.10.2021), анализ уровня налоговой нагрузки показывает, что налоговые доходы бюджетной системы (сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих налоговых платежей), определяемые как процентная доля ВВП, за 2018 год от НДС составили 5,79 %, в 2019 году – 6,5 %, в 2020 – 6,73 %.

Такое увеличение позволило нивелировать снижение, обусловленное в первую очередь изменением внешнеэкономической конъюнктуры на фоне распространения новой коронавирусной инфекции по налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых и таможенным пошлинам.

Как следствие, налоговые условия в целом остались стабильными, что позволило в части бюджета обеспечить в 2020 году проведение экономической политики, ориентированной на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями.

Вопрос: Получается, что основная роль данного налога в пополнении бюджетных средств?

Ответ:

С одной стороны, повышение собираемости доходов бюджетов способствует их мобилизации и позволяет решать бюджетные вопросы.

С другой стороны, НДС и порядок его администрирования имеет важную роль в создании справедливых конкурентных условий предпринимательской среды.

Вопрос: Каким образом НДС влияет на улучшение условий ведения бизнеса?

Ответ:

Внедрение новых информационных технологий и постепенное формирование единого информационного пространства при администрировании НДС позволяют устранить неравные конкурентные условия и способствуют перераспределению материальных ресурсов в пользу эффективных собственников и менеджеров от тех, кто получал конкурентные преимущества за счет недобросовестного поведения.

Вопрос: Как налогоплательщику понять, что его деятельность оценивается налоговым органом как недобросовестная?

Ответ:

Условно можно выделить три этапа, на которых налоговые органы информируют налогоплательщика о наличии спорных вопросов: в ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС, в ходе совещания в формате «круглого стола» и при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки.

Вопрос: Можно подробнее узнать, какие «сигналы» подают налоговые органа на каждом из этапов?

Ответ:

В ходе камеральной проверки:

- Первое на что необходимо обратить внимание - это получение требования о предоставлении пояснений по пункту 3 статьи 88 НК РФ. Такое требование является сообщением, что в ходе камеральной проверки выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа. Ответ на такое требование необходимо предоставить в течение 5 рабочих дней, к нему могут быть приложены документы. Или можно сдать уточненную налоговую декларацию и откорректировать показатели с учетом сообщения налогового органа.

- Второе – продление срока камеральной проверки декларации по НДС с 2-х до 3-х месяцев; такое продление указывает, что налоговым органом установлены признаки возможного нарушения законодательства о налогах и сборах. Налогоплательщику рекомендуется максимально содействовать в разрешении всех спорных вопросов, представлять документы и информацию, которые позволили бы сделать определенный вывод об отсутствии нарушения.

В ходе совещания в формате «круглого стола» налогоплательщику прямо расскажут о тех сведениях, которыми располагает налоговый орган, выслушают его позицию, предложат самостоятельно оценить свои риски, ответят на имеющиеся вопросы, в том числе, по действующему законодательству.

И, наконец, получение решения о выездной налоговой проверки также указывает, на то, что у налогового орган есть основания полагать о наличии нарушений законодательства в проверяемый период.

Вопрос: Почему проведение выездной налоговой проверки свидетельствует о наличии у налогового органа оснований полагать о нарушениях законодательства? Статья 89 НК РФ, регламентирующая данную проверку, не содержит таких указаний.

Ответ:

Еще в ходе совещания в формате «круглого стола», когда плательщику предлагают самостоятельно оценить свои риски, обращают внимание на Концепцию системы планирования выездных проверок, утверждённую приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012).

Данная Концепция является открытой, общедоступной и содержит как критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, так и структуру отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Внимательно изучив данную Концепцию, налогоплательщик всегда сможет понять, почему налоговые органы проводят в отношении него «плотные» мероприятия налогового контроля.

Как прямо указано в Концепции, обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

А приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Именно поэтому принятие решения о проведении выездной налоговой проверки свидетельствует о том, что налогоплательщик соответствует одному, а чаще, нескольким критериям, что, как правило, связано с нарушениями законодательства.

Вопрос: Получается, что данная концепция для законопослушного  налогоплательщика позволяет максимально уменьшить вероятность проведения выездной проверки?

Ответ:

Конечно. Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и, при необходимости, уточнить свои налоговые обязательства.

Для налоговых органов ее применение ведет к формированию единого подхода к планированию выездных налоговых проверок, стимулированию налогоплательщиков в части соблюдения законодательства о налогах и сборах, и повышению налоговой грамотности и дисциплины налогоплательщиков.

Вопрос: Тогда поясните, в чем разница для налогоплательщика между самостоятельным уточнение налоговых обязательств и доначислением по результатам налоговой проверки?

Ответ:

Здесь существенное значение имеет, назначена выездная проверка или нет.

Предоставление уточненной налоговой декларации регламентировано статьей 81 НК РФ, где в пункте 4 установлено, что налогоплательщик освобождается от ответственности при соблюдении совокупности следующих условий:

- такая декларация представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога;

- такая декларация представлена до назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период;

- до представления уточненной налоговой декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Отсюда прямо видно, что если налоговым органом не обнаружено нарушение, а в соответствии с подпунктом 12 пункта 3 статьи 100 НК РФ документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах указываются в акте налоговой проверки, то есть акт по результатам камеральной проверки не получен налогоплательщиком (Письмо ФНС России от 21.02.2018 № СА-4-9/3514@)  и выездная проверка не назначена, то у налогоплательщика имеется возможность быть освобожденным от ответственности, а значит штрафные санкции по статье 122 НК РФ не будут начислены.

Вопрос: Получается, если нарушение выявлено налоговым органом или назначена выездная налоговая проверка, то для налогоплательщика нет смысла самостоятельно устранять нарушения законодательства, ведь освобождения от ответственности не предусмотрено?

Ответ:

Не совсем так. Так как налоговые органы нацелены на стимулирование налогоплательщиков в части соблюдения законодательства о налогах и сборах и повышения налоговой дисциплины, то при самостоятельном уточнении налоговых обязательств налогоплательщик может рассчитывать на ряд преференций, таких как:

- привлечение к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ (неумышленное нарушение), а не по пункту 3 данной статьи (умышленное нарушение), что предусматривает начисление штрафных санкций в два раза меньше - 20 %, а не 40% (отмечает, квалификация нарушения оценивается в совокупности с иными  обстоятельствами, установленными в ходе налоговой проверки);

- рассмотрение данного обстоятельства в качестве смягчающего налоговую ответственность, что влечет снижение штрафных санкций не менее, чем в 2 раза;

- значительное уменьшение размера пени за нарушение сроков уплаты налогов, ведь они начисляются за каждый день, а значит, на дату вынесения решения по результатам проверки, могут составлять существенную сумму, с учетом размера недоимки.

Вопрос: Правильно ли понимаю, что самостоятельное уточнение налоговых обязательств до назначения выездной проверки или после влечет для налогоплательщика только разницу в штрафных санкциях?

Ответ:

Прежде всего, это влечет решение вопроса об отнесении его к приоритетным налогоплательщикам для включения в план выездных налоговых проверок и, как следствие, ее назначение или нет.

Давайте на примере статистических данных рассмотрим, насколько важно может быть для налогоплательщика исключить в своей деятельности соответствие критериям   оценки рисков для включения в план выездных проверок, в том числе «выйти» из соответствия приоритетным налогоплательщикам.

За 9 месяцев 2021 года ИФНС России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры завершено 24 выездных налоговых проверок, по результатам которых доначислено 713 435 тыс. руб., в том числе 486 842 тыс. руб. - недоимка без учета штрафов и пени.

В отношении 18 налогоплательщиков из 24 (75 %) вменяемые нарушения подтвердились полностью, а также выявлены другие нарушения, доначислено (или уточнено) от 100 % до 300 % от предполагаемых сумм.

Таким образом, только 1 из 4 налогоплательщиков имел возможность частично документально подтвердить отсутствие нарушения и только 1 из 24 – полностью, но, тем не менее, иные нарушения, которые не могли быть установлены в ходе камеральной проверки, выявлены у него в ходе выездной проверки.

Если бы такие плательщики представили документы ранее, на стадии предоставления пояснений или на совещании в формате «круглого стола», то, вероятно, они могли избежать включения в план выездных проверок.

Вопрос: Статистика, конечно, интересная и может дать многим налогоплательщикам «пищу» для размышления. Но что осталось не ясным, так это роль введенной в 2017 году нормы статьи 54.1 Налогового кодекса. Что можно сказать об этом?

Ответ:

Положения статьи 54.1 НК РФ имеют самое непосредственное отношение к приведенной статистке. Так, из указанных 24 выездных проверок, завершенных за 9 месяцев 2021 года, только 1 проверка инициировалась без признаков нарушения положений статьи 54.1 НК РФ, а 23 выездные проверки инициировались с признаками нарушения положений данной нормы и из них только по 1 налогоплательщику доказательственная база нарушения статьи 54.1 НК РФ признана недостаточной для вменения предполагаемых нарушений, что составляет 4,3 % в количественном выражении.

Предупреждая вопрос о том, почему 95,7 % проверок проводились по нарушениям положений статьи 54.1 Налогового кодекса, отмечу:

- данная норма закрепляет пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов, что прямо следует из ее названия,

- нарушения таких пределов носят в основном умышленный характер и связаны участием  в незаконных схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств,

что относит таких налогоплательщиков к категории приоритетных для включения в план выездных налоговых проверок в соответствии с Концепцией системы их планирования (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012).

Таким образом, нарушение положений статьи 54.1 НК РФ автоматически приводит к повышению вероятности проведения выездной проверки при отсутствии самостоятельного уточнения. 

Вопрос: Какие еще последствия, кроме налоговых доначислений, влечет для налогоплательщиков выездной налоговый контроль.

Ответ:

Самыми очевидными последствиями является установление признаков составов уголовных преступлений, в частности, статей 198, 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов, сборов в крупном/особо крупном размере.

Справочно.

Статья 198. Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов

Крупным размером для физических лиц является сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 2 700 тыс. руб. (два миллиона семьсот тысяч рублей), а особо крупным размером - сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 30 500 тыс. руб.  (тринадцать миллионов пятьсот тысяч рублей).

Для организаций крупным размером признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 15 000 тыс. руб. (пятнадцать миллионов рублей), а особо крупным размером - сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд, 45 000 тыс. руб. (сорок пять миллионов рублей).

В связи с чем, в состав проверяющей группы выездной проверки в основном включаются сотрудники правоохранительных органов.

Вопрос: Получается, что проведение совместных мероприятий налогового контроля с сотрудниками правоохранительных оврагов отличает выездной контроль от иных мероприятий?

Ответ:

Действительно, более активного участия в работе налоговых органов, чем на стадии проведения выездной налоговой проверки, сотрудники правоохранительных органов, по моему мнению,  не принимают.

Благодаря такой совместной работе обеспечивается качество и полнота проводимых мероприятий. Имея разные полномочия и принципы работы, тем не менее, в рамках совместной проверки мы работаем на один результат – выявить нарушение, которое повлекло уклонение налогоплательщика от уплаты налогов, сборов, страховых взносов.  

Вопрос: Что дает налоговым органам такая совместная работа? Что можно отметить?

Ответ:

Мы очень признательны нашим «соучастникам» проверяющих групп за совместные мероприятия в ходе проверок и содействие в доказывании умысла на совершение налогового правонарушения.

И еще, что хотелось бы отметить, это расширение составов уголовных преступлений, выявляемых из материалов налоговых проверок.

Если ранее это были в основном уже указанные составы статьей 198, 199 УК РФ, то в 2020- 2021 году это:

- 199.2 УК РФ Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов;

- 187 УК РФ Неправомерный оборот средств платежей;

- 172 УК РФ Незаконная банковская деятельность.

Вопрос: В чем, полагаете, будет дальнейшая роль НДС в «обелении» предпринимательской среды? Есть ли какие-то предпосылки к развитию администрирования данного налога, влекущие создание справедливых конкурентных условий в бизнесе?

Ответ:

Как уже отмечает Минфин России одним из результатов для создания справедливой конкурентной среды и сокращения теневого сектора является запуск с июля 2021 года национальной системы прослеживаемости товаров, обеспечивающей контроль за оборотом товаров на всех этапах от ввоза до реализации в розничном звене.

С 01 июля 2021 года действует новая форма счета-фактуры, в которой для системы прослеживаемости товаров ввели новые графы (12, 12а и 13), где отражают единицу измерения товара, который подлежит прослеживаемости, и его количество (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2021 № 534).

С учетом этого обновлена отчетность по НДС, бланки скорректированы со сведениями из книги покупок, книги продаж и журнала учета выставленных и полученных счетов-фактур (Приказ ФНС России от 26.03.2021 № ЕД-7-3/228@). Отчетность по новой форме НДС должна быть сдана не позднее 25 октября 2021 года.

Администрирование НДС поможет в реализации данной системы, но результаты от ее внедрения нам еще только предстоит получить.

Вопрос: Полагаете, что с введением системы прослеживаемости количество выявленных налоговых правонарушений увеличится? В общем, законодательство идет к ужесточению ответственности за налоговые нарушения?

Ответ:

Можно сказать, что законодательство идет к предупреждению совершения налоговых правонарушений, их быстрому выявлению и неотвратимости от возмещения ущерба бюджету.

Более открытому, но и «жесткому» администрированию в налоговой сфере, что должно повышать налоговую грамотность и дисциплину налогоплательщиков, сопутствует гуманизация в уголовной сфере. Так, Федеральным законом от 15.10.2020 № 336-ФЗ («О внесении изменения в статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации») из статьи 28.1 УПК РФ исключены слова «до назначения судебного заседания» тем самым установлен такой порядок, в соответствии с которым прекращение уголовного преследования за налоговые преступления допускается не только в тех случаях, когда ущерб полностью возмещен до момента назначения судебного заседания, но и вне зависимости от того, состоялось такое возмещение до или после назначения судебного заседания.

Отсюда видно, что и налоговое и уголовное законодательство направлено, прежде всего, на возмещение потерь бюджета и на какой бы стадии налогоплательщик не решил самостоятельно их устранить, он может рассчитывать на более выгодное положение по сравнению с принудительным возмещением.

Закончить хотелось бы словами Адама Смита (1723-1790, английский философ и экономист,  сформулировавший принципы налогообложения, действующие и в настоящее время) «Налоги для тех, кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы».

Заместитель начальника,

советник государственной гражданской

службы Российской Федерации 2 класса Ю.А. Воронова

Полезные ссылки

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ!

8 (3462) 522-005, 522-323

business@admsurgut.ru

Инвестиционный портал Сургута

Инвестиционный портал Югры