Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Налоговая сообщает

Существующие правовые механизмы и информационные технологии предоставляют линейку возможностей для урегулирования долга мирным путем в зависимости от жизненной ситуации налогоплательщика

18 Марта 2021

Современные механизмы управления долгом, которыми могут воспользоваться налогопла­тельщики.

Сегодня механизмы управления долгом бо­лее адаптивны к складывающимся экономиче­ским условиям и к самим налогоплательщикам. Важно предоставить налогоплательщику имею­щиеся правовые механизмы и технологии, что­бы он в случае временных финансовых затруд­нений смог урегулировать долги и избежать банкротства.

На сайте ФНС России (nalog.ru) обновлен сер­вис «Уплата налогов и пошлин». Теперь типы на­логов и сборов сгруппированы в зависимости от категории налогоплательщиков: отдельные раз­делы предусмотрены для физических лиц, индиви­дуальных предпринимателей и юридических лиц, благодаря чему они могут быстро и без ошибок сформировать расчетный документ, своевременно уплатить налоги за себя или третье лицо, государ­ственную пошлину и т. д.

Возросла заинтересованность в том, чтобы не только обеспечить погашение долга, но и пред­упредить само его образование и грядущие последствия. В этих целях для физических лиц сер­висом предусмотрен простой вариант уплаты налогов — единый налоговый платеж. Это де­нежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщи­ком -физическим лицом в счет исполнения обя­занности по уплате НДФЛ, транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц. Не нужно формировать большое количество платежных документов — налогопла­тельщику достаточно указать свой ИНН и сумму, которую он хочет перечислить, и все остальные реквизиты будут автоматически предзаполнены с помощью сервиса. Указанная сумма при наступ­лении срока уплаты будет автоматически распре­делена по видам налогов и перечислена в бюдже­ты разного уровня.

Благодаря единому налоговому платежу фи­зические лица могут планировать свои расходы на уплату налогов. Сервис также полезен для на­логоплательщиков, которые не подключились к личному кабинету, но не хотят пропустить срок уплаты налогов. Единый налоговый платеж так­же можно произвести через личный кабинет фи­зического лица.

Востребованность единого налогового плате­жа с каждым годом увеличивается в разы.

По сути, единый налоговый платеж можно сравнить с электронным кошельком: суммы, ко­торые лежат на счете, в любой момент можно вер­нуть. В личном кабинете налогоплательщика мож­но посмотреть, как распределяются средства из электронного кошелька в разрезе налогов и сро­ков их уплаты.

Сейчас прорабатывается вопрос распростране­ния данного института также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Каков порядок взыскания незначительных налоговых долгов? Может ли неаккуратность в ведении дел налогоплательщиком стать при­чиной банкротства?

Напомню, что с 1 апреля 2020 г. налоговые органы не взыскивают малоценные долги до 3 тыс. руб. (поправки в статьи 46, 70 НК РФ вне­сены Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Механизм принудительного взыскания по таким долгам включается, если просрочка упла­ты достигла 3 лет.

Кроме того, если раньше было ограничение за­чета по видам налогов (переплату по федераль­ным налогам можно было зачесть только в счет недоимки по федеральным налогам, переплату по региональным налогам — только в счет не­доимки по региональным налогам, переплату по местным налогам — только в счет недоим­ки по местным налогам), то с 1 октября 2020 г. указанные ограничения сняты. Теперь есть воз­можность максимально сальдировать свое состо­яние расчетов с бюджетом (при наличии у нало­гоплательщика переплаты и недоимки), чтобы оно было экономически оправданно. Например, переплату по федеральным налогам можно за­честь в счет погашения недоимки по региональ­ным налогам.

Чтобы избежать негативных последствий, свя­занных с наличием долга, налогоплательщикам нужно следить за состоянием своих расчетов с бюджетом, для чего предназначен такой удобный сервис, как личный кабинет — для граждан, ин­дивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Вопросы можно урегулировать дистанцион­но, онлайн, не посещая налоговый орган.

Также через личные кабинеты налоговые ор­ганы дополнительно уведомляют о наличии неис­полненных требований об уплате налога. Пользо­вателям мобильного приложения дополнительно направляется push-уведомление.

Помимо информирования о долге, пользовате­ли личных кабинетов (пока в пилотном режиме) информируются о рисках несостоятельности.

Все это сделано для того, чтобы транзакционные издержки налогоплательщиков в данной ча­сти при ведении бизнеса свести к минимуму.

Таким образом, существующие технологии практически исключают риск несостоятельности плательщика даже в случае неаккуратности при уплате налогов и совершения ошибок при форми­ровании платежных документов. Налоговые орга­ны в таких ситуациях сформируют экономически оправданное состояние расчетов с бюджетом.

Но ведь не все налогоплательщики погаша­ют долги добровольно: многие, например, про­сто не имеют такой возможности...

Для налогоплательщиков, которые проявляют максимальную заинтересованность в погашении накопленного долга, есть достаточно широкая ли­нейка инструментов и согласительных процедур, которые позволяют такой долг урегулировать, — административная и судебная рассрочки.

Для предоставления административной рас­срочки у налогового органа должна быть уверен­ность в том что, что она не будет реализована налогоплательщиком для целей уклонения от налогообложения. Также должно быть обеспе­чение — залог имущества, банковская гаран­тия либо поручительство платежеспособного лица. Правила в части обеспечения универсаль­ны как для рассрочки, так и для мирового сог­лашения.

Каковы самые распространенные основа­ния для предоставления административной рассрочки?

Прежде всего это угроза возникновения при­знаков несостоятельности (банкротства) заин­тересованного лица в случае единовременной уплаты им налога (подп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ) и сезонный характер производства и (или) реализа­ции товаров, работ или услуг заинтересованным лицом (подп. 5 п. 2 ст. 64 НК РФ).

Приказом Минэкономразвития России от 26.06.2019 № 382 утверждена Методика прове­дения анализа финансового состояния заинте­ресованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога. Данная методика по сравне­нию с предыдущими ее вариантами стала проще: для подтверждения актуального финансового со­стояния налогоплательщик может представить промежуточную бухгалтерскую отчетность, со­ставленную не менее чем за 3 месяца от начала года (т. е. за I квартал, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 ме­сяцев). Именно эта финансовая отчетность будет использована для целей квалификации тяжелого имущественного состояния заинтересованного лица. Также исключен показатель наличия при­были за истекший период текущего года, которое ранее было причиной неквалификации налого­плательщика как имеющего угрозу возникнове­ния признаков несостоятельности.

Постановлением Правительства РФ от 15.06.2020 № 1045 расширен и одновременно ак­туализирован перечень сезонных отраслей и ви­дов деятельности, применяемый при предостав­лении отсрочки или рассрочки по уплате налогов.

Кроме того, Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ с 01.04.2020 упрощен ме­ханизм получения рассрочки по доначислениям, произведенным по результатам контрольных ме­роприятий (подп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ). В частности, из НК РФ исключено условие о том, что рассрочка может быть предоставлена, если доначисления со­ставляют не менее 30 % от прошлогодней выруч­ки. Таким образом, для получения рассрочки оста­лось только условие о предоставлении банковской гарантии. Дальше в зависимости от размера дона­числений по отношению к выручке можно полу­чить рассрочку либо на 1 год, либо на 3 года (п. 5.1 ст. 64 НК РФ). Платежи по такой рассрочке осу­ществляются ежемесячно равными долями.

В 2020 году произошло существенное разви­тие согласительных процедур (рассрочка, отсроч­ка, мировые соглашения), когда должник погаша­ет задолженность по согласованному графику. За прошедший год в рамках согласительных проце­дур было урегулировано долга больше, чем за пре­дыдущие 5 лет в совокупности. Такого результата удалось добиться благодаря донастройке указан­ных инструментов урегулирования долга, а также разработке адаптивных механизмов предоставле­ния отсрочки налогоплательщикам из пострадав­ших от пандемии отраслей1.

Если мораторий на возбуждение дел о бан­кротстве по заявлению кредиторов прекратил действие с 8 января 2021 г., то почему продол­жает функционировать соответствующий сер­вис на сайте ФНС России?

В связи с введением моратория на возбуж­дение дел о банкротстве в апреле 2020 г. ФНС России на своем сайте оперативно реализовала специальный сервис, с помощью которого мож­но выяснить, распространяется мораторий на контрагента или нет. Этот сервис с оговоркой по-прежнему функционирует, поскольку даже после окончания моратория ряд мер поддержки продолжают действовать.

Заявление о получении судебной рассрочки может быть подано теми, кто заявил о своем бан­кротстве в период действия моратория на воз­буждение дел о банкротстве. Дополнительные разъяснения по данному вопросу содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 № 44 «О некоторых вопросах приме­нения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоя­тельности (банкротстве)"».

Кроме того, если должником подано заявление о банкротстве в течение действия моратория, то в отношении него распространяются упрощенные, льготные условия для заключения мирового со­глашения.

Платежи по мировому соглашению осущест­вляются ежемесячно равными долями в течение года.

Судебная рассрочка также распространяется на долги, которые подлежат включению в реестр требований кредиторов и срок уплаты которых наступает не позднее чем через 1 год с даты пре­доставления такой рассрочки.

Также есть особенности, связанные с иници­ированием процедуры банкротства и со сроками, с которых начинает исчисляться период для оспа­ривания сделок. Например, по долгам, которые образовались после введения моратория на воз­буждение дел о банкротстве, процедуру можно инициировать не ранее чем через 3 месяца после прекращения действия моратория.

Для налогоплательщиков из пострадавших от пандемии отраслей экономики сохраняется воз­можность получения рассрочки исполнения тре­бований по исполнительным документам (Фе­деральный закон от 20.07.2020 № 215-ФЗ «Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также воз­врата просроченной задолженности в период рас­пространения новой коронавирусной инфекции»).

Для тех, кто по каким-то причинам не сумел адаптироваться к сложившимся обстоятельствам,п. 3.3 ст. 9.1 Федерального закона «О несостоя­тельности (банкротстве)» предусмотрены допол­нительные специальные льготные условия для предоставления рассрочки в рамках мирового со­глашения на более длительный период — на срок свыше 1 года.

А какие меры применяются в отношении налогоплательщиков, скрывающих свое иму­щество и намеренно уклоняющихся от испол­нения налоговых обязательств перед бюд­жетом?

В отношении недобросовестных налогопла­тельщиков, скрывающих свои активы и намерен­но уклоняющихся от урегулирования долга мир­ным путем, включаются механизмы процессного и проектного взыскания.

Об этих механизмах, применяемых до про­цедуры банкротства, мною было достаточно подробно рассказано ранее3. А последствиям уклонения от налогообложения в процедурах банкротства была посвящена серия статей в жур­нале.

С учетом возможностей кредиторов исполь­зовать судебные механизмы взыскания убытков и привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, ответственных за образование и непогашение долгов перед кре­диторами, у участников рыночных отношений сформировалось понимание последствий недо­бросовестного поведения.

Добросовестным участникам хозяйственной деятельности очевидно, что не следует:

■ создавать «двойника» должника, а тем более пытаться сделать это несколько раз, «кидая» кре­диторов через банкротство предшественников;

■ «выводить» выгоду на иное лицо при возникно­вении финансовых затруднений у основного юри-дическоого лица;

■ строить бизнес по принципу «центр прибыли и центр убытков»;

■ отчуждать имущество с целью его сокрытия от кредиторов;

■ занимать пассивную процессуальную позицию в спорах, следствием которой может быть объек­тивное банкротство.

Такие действия могут повлечь привлечение к гражданско-правовой и уголовной ответственно­сти, если в их результате долги перед кредиторами остались непогашенными.

Насколько распространено заключение мирового соглашения в делах о бан­кротстве, в которых участвует налоговый орган?

Существующие правовые механизмы и инфор­мационные технологии предоставляют линейку возможностей для урегулирования долга мирным путем в зависимости от жизненной ситуации налогоплательщика. Мировое соглашение широко используется в делах о банкротстве.

Для его заключения на стадии инициирования процедуры банкротства (если это сделано нало­говым органом) достаточно обеспечения (залога ликвидного имущества, поручительства платеже­способного лица или банковской гарантии). До­пускается комбинирование этих способов. Важ­но, чтобы в рамках мирового соглашения были урегулированы и требования других кредиторов.

В процедуре банкротства требования к обеспе­чению такие же, а решение о заключении миро­вого соглашения принимается собранием креди­торов.

В 2020 году с помощью мировых соглашений было урегулировано долгов перед бюджетом на 60 % больше, чем годом ранее.

Полезные ссылки