Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Налоговая сообщает

На вопросы отвечают эксперты

10 Декабря 2020

ООО имеет в лизинге автомобиль. По документам автомобиль в ООО числится на забалансовом счете. Из ГИБДД пришел штраф за правонарушения. В постановлении по делу об административном правонарушении указана организация-лизингополучатель. Возможно, возмещать расходы по уплате штрафа будет работник.

Если ООО уплачивает штраф, то в каком порядке следует учитывать расходы в налоговом и бухгалтерском учете?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

  1. Расходы на уплату административных штрафов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются в силу прямого запрета, установленного п. 2 ст. 270НК РФ, вне зависимости от того, кто их оплатил, организация или ее работник.

Сумму возмещения работником штрафа для целей налогообложения прибыли организации безопаснее включить в состав внереализационных доходов организации.

  1. Расходы на уплату административных штрафов для целей бухгалтерского учета включаются в состав прочих расходов.

Возмещение работником суммы штрафа отражается в составе прочих доходов на дату соответствующего распоряжения.

Обоснование позиции:

В соответствии с ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

В этой ситуации водитель может считаться только участником дорожного движения (п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 26.01.2010 N 1), а обязанность по уплате административного штрафа несет собственник транспортного средства (ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ) — юридическое лицо.

То есть в таких случаях собственник (владелец) транспортного средства считается виновным в совершении административного правонарушения, если не докажет свою невиновность (примечание к ст. 1.5 КоАП РФ).

Налог на прибыль организаций

  1. В соответствии с п. 1 ст. 252НК РФ в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Согласно п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций.

Как следует из ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ, сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, по общему правилу расходы на уплату административных штрафов за нарушение правил дорожного движения не учитываются в составе расходов по налогу на прибыль в силу императивного запрета, установленного п. 2 ст. 270 НК РФ (дополнительно смотрите письма (смотрите письма Минфина России от 29.04.2013 N 03-03-06/4/14917от 18.04.2011 N 03-03-06/1/247от 12.03.2010 N 03-03-06/1/127, УФНС по г. Москве от 22.12.2005 N 20-12/95332).

  1. Согласно общей норме п. 1 ст. 41НК РФ доходом в соответствии с НК РФ признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии в том числе с главой 25«Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Соответственно, необходимо определить, появляется ли у организации экономическая выгода при возмещении ей расходов, связанных с уплатой штрафа.

Прежде всего следует отметить, что удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (часть первая ст. 137 ТК РФ). Другими нормативными правовыми актами, не являющимися федеральными законами, а тем более соглашениями, коллективным или трудовым договорами случаи удержаний устанавливаться не могут. При этом закон не дает права удерживать из заработка работника суммы штрафа, назначенного работодателю. Поэтому организация не имеет права удерживать перечисленные суммы штрафа из заработной платы даже при наличии заявления работника. В такой ситуации работник вправе добровольно погасить сумму штрафа после получения на руки всех причитающихся ему сумм, внеся деньги в кассу организации или перечислив их на банковский счет.

В свою очередь, работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб (ст. 238 ТК РФ). Роструд в письме от 19.10.2006 N 1746-6-1 указал, что к прямому действительному ущербу могут быть отнесены, например, суммы уплаченного штрафа. Однако далеко не все суды полностью разделяют позицию Роструда.

Сумму уплаченного работодателем административного штрафа суды лишь иногда признают прямым действительным ущербом, за причинение которого работник, причастный к совершению правонарушения, несет материальную ответственность (смотрите определение Курганского областного суда от 02.06.2016 N 33-1910/2016, определение Красноярского краевого суда от 10.11.2014 N 33-10534). Гораздо чаще суды приходят к выводу, что административный штраф, наложенный на работодателя, не может считаться прямым действительным ущербом, причиненным работником, в связи с чем на последнего не может быть возложена обязанность по возмещению уплаченной работодателем суммы штрафа. Такой вывод обосновывается тем, что уплата штрафа не является реальным уменьшением наличного имущества работодателя (смотрите определение Ульяновского областного суда от 21.01.2014 N 33-198/2014, определение Верховного Суда Республики Адыгея от 11.10.2013 N 33-1176).

Взыскание с работника суммы штрафа означало бы уход работодателя от административной ответственности, что недопустимо. Факт нарушения работником трудовых обязанностей, из-за которого у работодателя возникла обязанность выплатить штраф, является основанием для привлечения такого работника к дисциплинарной, а не к материальной ответственности (смотрите определение Московского городского суда от 26.01.2017 N 33-3263/17, определение Липецкого областного суда от 07.12.2016 N 33-4056/2016, определение Верховного Суда Республики Татарстан от 14.07.2016 N 33-11931/2016, определение Приморского краевого суда от 22.11.2016 N 33-12199/2016). На наш взгляд, более корректной является аргументация, основанная на том, что административное наказание, в том числе штраф, является установленной государством мерой ответственности лица, признанного виновным в совершении административного правонарушения, и не может быть переложено полностью или частично на другое лицо. Причиной появления у работодателя затрат в виде штрафа является его собственная вина в совершении правонарушения, поэтому работник виновным в таких затратах считаться не может.

Если организация все же решит взыскать суммы штрафа с работника, работник согласился с суммой ущерба и будет готов его возместить, то необходимо учитывать следующее.

При расчете налоговых обязательств по налогу на прибыль учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном ст.ст. 249250 НК РФ соответственно (п. 1 ст. 248 НК РФ).

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, поименованы в исчерпывающем перечне ст. 251 НК РФ (письмо Минфина России от 06.09.2017 N 03-03-06/3/57236). В данной норме не упоминается о возмещении работником расходов на уплату штрафа.

Лицом, обязанным уплатить административный штраф, является организация, суммы возмещения работником расходов организации на уплату штрафа, на наш взгляд, образуют экономическую выгоду, которая должна быть учтена в составе внереализационных доходов.

В соответствии с п. 3 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами являются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

Если работник признает штраф, полагаем, что суммы возмещения должны учитываться в составе внереализационных доходов организации на основании п. 3 ст. 250 НК РФ. Смотрите также письмо Минфина России от 19.02.2016 N 03-03-06/1/9336.

Вместе с тем существует и иная позиция. Учитывая, что сумма штрафа не учитывается при налогообложении прибыли (п. 2 ст. 270 НК РФ), экономической выгоды при возмещении работником штрафа не возникает. Однако одновременно авторы признают спорность такого подхода (смотрите материалы Налог на прибыль: интересные вопросы из практики налогового консультирования (под редакцией А.В. Брызгалина). — «Налоги и финансовое право», 2014 г., О включении в доходы суммы административного штрафа, удержанного с работника (Вопрос 1)); Последствия нарушений ПДД для работника и работодателя (С.В. Булаев, «Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», N 1, январь-февраль 2013 г.) (Платит работодатель, работник возмещает)).

Бухгалтерский учет

  1. Поскольку расходы на уплату административных штрафов не относятся к изготовлению и (или) продаже продукции, приобретению и продаже товаров, а также не связаны с выполнением работ, оказанием услуг, для целей бухгалтерского учета их следует квалифицировать в качестве прочих расходов, перечень которых является открытым (п. 12ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

На основании п. 14.2 ПБУ 10/99 штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещение причиненных организацией убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных организацией (возмещение причиненных организации убытков принимается к бухгалтерскому учету в сумме и отчетном периоде, признанных должником (п. 10.2п. 16 ПБУ 9/99)).

Операции, связанные с начислением и уплатой административного штрафа, могут отражены в бухгалтерском учете организации следующим образом:

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 76, субсчет «Расчеты по административным штрафам»

— начислен административный штраф на момент признания суммы штрафа;

Дебет 76, субсчет «Расчеты по административным штрафам» Кредит 51

— административный штраф перечислен в бюджет.

  1. Возмещение работником суммы штрафа (если такое решение было принято) не связано с выручкой от продажи продукции (товаров, работ, услуг), соответственно, такой доход относится к прочим доходам (п. 8ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

Если работник на основании изданного распоряжения о взыскании причиненного ущерба согласился с суммой ущерба и будет его возмещать, то прочий доход в виде суммы возмещения такого ущерба признается организацией на дату распоряжения (п. 8п. 10.2п. 16 ПБУ 9/99):

Дебет 73, субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кредит 91 «Прочие доходы»

— отражена задолженность водителя по возмещению штрафа;

Дебет 50 Кредит 73

— водитель внес сумму штрафа в кассу.

Поскольку данный вид расходов при налогообложении прибыли не учитывается, в бухгалтерском учете возникнет постоянная разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода (п.п. 34 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»).

Постоянная разница приводит к возникновению постоянного налогового расхода (абзацы второйтретий п. 7 ПБУ 18/02). Постоянный налоговый расход (доход) признается организацией в том отчетном периоде, в котором возникает постоянная разница. Постоянный налоговый доход (расход) подлежит раскрытию в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах в качестве одной из величин, объясняющих взаимосвязь между расходом по налогу на прибыль и показателем прибыли до налогообложения (пп. «б» п. 25 ПБУ 18/02).

Зарегистрированная в 2016 году торговая организация с июля 2019 года начала заниматься адаптацией и модификацией программного обеспечения (ПО), созданного сторонними разработчиками. В первой половине 2019 года деятельность не велась, в апреле 2019 года организация сменила код основного вида деятельности по ОКВЭД на 62.01, в мае 2019 года получила аккредитацию.

Является ли организация вновь созданной в целях применения пониженных тарифов страховых взносов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В анализируемой ситуации Организация для целей применения пониженных тарифов страховых взносов считается вновь созданной в 2019 году организацией, осуществляющей деятельность в области информационных технологий.

Обоснование вывода:

Статьей 427 НК РФ предусмотрен перечень плательщиков страховых взносов, которые могут применять пониженные тарифы взносов (в пределах установленной предельной базы для страховых взносов по соответствующему виду страхования), а также их размеры, в том числе и применение ставки 0% для некоторых категорий плательщиков.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 427 НК РФ применение пониженных тарифов страховых взносов установлено для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий — разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, баз данных.

Пониженные тарифы страховых взносов применяются российскими организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий (ИТ), при выполнении определенных условий, перечисленных в п. 5 ст. 427 НК РФ. Эти условия несколько отличаются для вновь созданных организаций ИТ.

Ранее Пенсионный фонд разъяснял, что вновь созданными являются зарегистрированные в текущем году или осуществляющие деятельность в области IТ менее 9 месяцев предыдущего года (информационное сообщение ПФР от 24.03.2011 «О снижении налоговой нагрузки для ряда плательщиков страховых взносов», данное в период применения Закона N 212-ФЗ). Однако и в настоящее время, по мнению специалистов финансового ведомства, в целях применения положений п.п. 3 п. 1 и п. 5 ст. 427 НК РФ вновь созданными организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, являются те организации, которые осуществляли деятельность в области информационных технологий менее 9 месяцев года, предшествующего году перехода на уплату страховых взносов по пониженным тарифам (письмо Минфина России от 31.01.2020 N 03-15-05/6169).

В письме Минфина России от 04.02.2020 N 03-15-06/6886 рассмотрена ситуация, когда организация была создана в 2018 году, а начало деятельности в области информационных технологий ожидалось в 4 квартале 2019 года. По мнению финансового ведомства, организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, которая была создана в 2018 году, в 2019 году является вновь созданной организацией. Если по итогам расчетного периода (2019 года) аккредитованная в Минкомсвязи России организация выполнила условия о доле доходов и среднесписочной численности работников, то она вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные пп. 1.1. п. 2 ст. 427 НК РФ, с 1 января 2020 года. Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 21.12.2018 N 03-15-06/93524.

Таким образом, в анализируемой ситуации Организация для целей применения пониженных тарифов страховых взносов считается вновь созданной в 2019 году организацией, осуществляющей деятельность в области информационных технологий.

Российская организация (УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы») заключила договор с гражданином Республики Беларусь (РБ), зарегистрированным в качестве предпринимателя по законодательству РБ, на разработку сайта и дальнейшую его техническую поддержку. Работы выполняются на территории РБ.

Будет ли российская организация являться налоговым агентом по НДС по отношению к белорусскому ИП? Какими документами подтвердить регистрацию и постоянное местопребывание белорусского ИП в целях избежания двойного налогообложения по налогу на доходы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Учитывая позицию Минфина России о признании иностранных ИП налогоплательщиками НДС, вознаграждение белорусского предпринимателя при разработке интернет-сайта и его технической поддержке для российской организации будет облагаться НДС на территории РФ. У российской организации — заказчика в данном случае возникает обязанность налогового агента по исчислению, удержанию у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика, и уплате в российский бюджет соответствующей суммы НДС (независимо от того, является ли сама российская организация плательщиком НДС).

Российская организация при выплате денежных средств ИП по рассматриваемому договору не признается налоговым агентом по НДФЛ, поскольку такие доходы не признаются как полученные от источников в РФ в соответствии с НК РФ. Но во избежание лишних вопросов со стороны налоговых органов, организации целесообразно запросить у исполнителя Справку о постоянном местопребывании физического лица в Республике Беларусь в налоговом периоде в целях избежания двойного налогообложения, выданной белорусским налоговым органом по форме, указанной в письме ФНС России от 05.03.2013 N ЗН-4-13/3634@.

Обоснование вывода:

В действующем законодательстве понятие интернет-сайта не определено. В общем случае интернет-сайт представляет собой программу для ЭВМ и базу данных, которой эта программа управляет. В соответствии с пп. 23 п. 1 ст. 1225п.п. 14 ст. 1259ст. 1334 ГК РФ программы для ЭВМ и базы данных являются результатами интеллектуальной деятельности (далее — РИД), объектами авторских прав. Кроме того, правовой охране подлежит и дизайнерское решение сайта (графическое, цветовое, аудиовизуальное), как составное произведение, являющееся объектом авторского права как результат творческого труда (пп. 2 п. 2 ст. 1259 ГК РФ).

В случае, когда программа для ЭВМ или база данных создана по договору, предметом которого было ее создание (по заказу), то исключительное право на такую программу или такую базу данных принадлежит заказчику, если только договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное (п. 1 ст. 1296 ГК РФ).

Порядок распоряжения исключительным правом установлен ст. 1233 ГК РФ. Так, правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на РИД, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) (п. 1 ст. 1233 ГК РФ). Существенные условия лицензионного договора определены в ст. 1235 ГК РФ.

Учитывая вышеизложенное, в общем случае договор по созданию интернет-сайта можно рассматривать как смешанный договор: договор заказа (на создание сайта) и договор на оказание сопутствующих услуг по его техподдержке.

Как смешанный договор, состоящий из договора заказа (услуги по созданию сайта) и договора по отчуждению (передаче) прав на использование разработанного программного продукта (базы данных), можно рассматривать, только если его сторонами определено, что исключительное право на созданный сайт принадлежит исполнителю и впоследствии он передает его заказчику.

НДС

Если услуги оказываются физическим лицом, то они не являются объектом обложения НДС, и, соответственно, российская организация — заказчик не признается налоговым агентом этого физлица (исходя из определения лиц, относящихся к «налогоплательщикам» для целей Главы 21 НК РФ, содержащегося в п. 1 ст. 143 НК РФ).

При этом НК РФ прямо не определено, являются ли физлица, зарегистрированные в качестве предпринимателей в иностранном государстве, индивидуальными предпринимателями (далее — ИП) в смысле российского законодательства. Согласно разъяснениям контролирующих органов, физическое лицо, зарегистрированное в качестве предпринимателя на территории иностранного государства, признается ИП для целей исчисления НДС (письма Минфина России от 11.12.2017 N 03-04-06/82683от 02.08.2006 N 03-04-08/173). Смотрите также письма Минфина России от 24.05.2019 N 03-07-08/37670от 09.01.2020 N 03-07-08/38.

При этом суды нередко также не делали разницы между иностранным или российским ИП при рассмотрении споров по вопросам исчисления НДС (смотрите постановления ФАС Центрального округа от 19.03.2009 N А62-1979/2008, ФАС Северо-Западного округа от 09.09.2008 N А56-1937/2008).

В основном физическое лицо, зарегистрированное в качестве предпринимателя на территории иностранного государства, признается (исходя из разъяснений Минфина России) предпринимателем для целей исчисления НДС. Однако для целей исчисления прочих налогов (НДФЛ) Минфин России не признает статус «иностранного» ИП и рассматривает его как обычное физическое лицо. Но именно статус белорусских предпринимателей признается (для целей налогов на доходы) российским законодательством (подробнее смотрите далее).

Поэтому исходим из того, что белорусский ИП рассматривается в качестве плательщика НДС для целей Главы 21 НК РФ и Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о ЕАЭС, далее — Протокол).

Во взаимоотношениях налогоплательщиков, зарегистрированных в разных странах — членах ЕАЭС, взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в том государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг (п. 2 ст. 72 Договора о ЕАЭС).

Исходя из пп. 4 п. 29 Протокола по месту регистрации покупателя определяется место реализации следующих услуг (работ):

— работ, услуг по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных;

— услуг по передаче, предоставлению, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговые марки, товарные знаки, или иные аналогичные права.

Вспомогательные услуги (в данном случае — техническое обслуживание и поддержка сайта) облагаются по тем же правилам, что и основные. Это следует из п. 33 Протокола, в соответствии с которым в случае, если организацией или индивидуальным предпринимателем выполняется (оказывается) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг) (смотрите также письмо Минфина России от 07.04.2015 N 03-07-13/1/19416).

Отметим, что на иностранное физическое лицо — предпринимателя, оказывающего услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, положения статьи 174.2 НК РФ, устанавливающей особенности исчисления и уплаты НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме не распространяются (письмо ФНС России от 09.08.2016 N СД-3-3/3618@).

Документами, подтверждающими место реализации работ (услуг), являются (п. 30 Протокола):

— договор на выполнение работ, оказание услуг;

— документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг;

— иные документы, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

То есть в рассматриваемой ситуации услуги по разработке сайта и его технической поддержке оказываются на территории РФ, поэтому НДС должен уплачиваться в соответствии с законодательством России (абзац 2 п. 28 Протокола).

Так, приобретающая такие услуги российская организация признается налоговым агентом белорусского ИП (в случае если он не встанет на учет в налоговом органе на территории РФ), в обязанности которого входит исчисление, удержание и перечисление удержанного НДС в бюджет (п.п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ).

Если договорная стоимость выражена в иностранной валюте, то налоговая база пересчитывается налоговым агентом в рубли по курсу на дату перечисления средств иностранному лицу (п. 3 ст. 153 НК РФ).

Уплата налога налоговыми агентами производится одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранной организации (п. 4 ст. 174 НК РФ).

Организации, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, в частности по НДС, в случае приобретения работ (услуг) у иностранных лиц, местом оказания которых признается территория РФ (п. 5 ст. 346.11 НК РФ, п. 1 ст. 143п. 2 ст. 11п.п. 12 ст. 161 НК РФ, смотрите Энциклопедию решений. Исполнение функций налогового агента плательщиками УСН).

Учитывая тот факт, что организация применяет УСН и не является плательщиком НДС, принять сумму удержанного налога к вычету она не сможет. По общему правилу НДС учитывается в стоимости услуг (п. 2 ст. 170 НК РФ).

Возможность освобождения от НДС при реализации исключительных прав на сайт

Согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация исключительных прав на программы для ЭВМ, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

При этом положения пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ применяются в случаях отчуждения исключительных прав на программное обеспечение, а также в случаях передачи прав на использование на основании лицензионного (сублицензионного) договора (ст.ст. 12331234123512381334 ГК РФ).

Работы по разработке программного обеспечения, выполняемые по заказу по договору подряда (ст. 1296 ГК РФ), от обложения НДС не освобождаются, то есть облагаются НДС в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 21.09.2009 N 03-07-07/69от 03.02.2009 N 03-07-07/04от 02.10.2008 N 03-07-07/96от 12.01.2009 N 03-07-05/01).

Таким образом, порядок налогообложения определяется исходя из условий заключенного сторонами договора. Полагаем, что положения пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ могут быть применены при соблюдении следующих условий:

— исключительное право на сайт как программу ЭВМ не принадлежит заказчику с момента его создания, а отчуждается ему как приобретателю в соответствии со ст. 1234 ГК РФ;

— оплата по договору осуществляется за передачу исключительных прав на программное обеспечение (не за выполненные работы);

— заключенный договор должен содержать условия передачи исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.

Отметим, что с 01.01.2021 пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не будет применяться для рассматриваемых прав (Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ отменяется льгота по НДС, предусмотренная данной нормой, для программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных).

НДФЛ

Физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников в РФ, признаются плательщиками НДФЛ (п. 1 ст. 207 НК РФ). При этом в силу п. 2 ст. 209 НК РФ для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, налогом облагаются только доходы от источников в РФ (ст. 209 НК РФ), перечисленные в п. 1 ст. 208 НК РФ.

Вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ (пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ), и не облагается НДФЛ.

Таким образом, применять международный договор по вопросам налогообложения нет необходимости, т.к. рассматриваемый доход не подлежит налогообложению на территории РФ по правилам российского налогового законодательства.

В то же время отметим, что физическое лицо, получившее на территории Республики Беларусь статус индивидуального предпринимателя, является субъектом хозяйствования по праву Республики Беларусь, на него распространяются положения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 21 апреля 1995 г.) (далее — Соглашение).

Как указано в письме Минфина России от 06.12.2016 N 03-08-05/72610, в соответствии с достигнутыми между ним и Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь договоренностями в каждом из Договаривающихся Государств индивидуальные предприниматели другого Договаривающегося Государства должны рассматриваться в качестве предприятия согласно пп. «д» п. 1 ст. 3 Соглашения. Смотрите также письма Минфина России от 06.12.2010 N 03-08-05от 27.12.2002 N 04-04-06/262, в которых сказано, что термин «предприятие» для целей применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения распространяется и на индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

В соответствии со ст. 7 Соглашения прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства (ИП Республики Беларусь) может облагаться налогом только в этом Государстве (Беларусь), если только такое предприятие (ИП Республики Беларусь) не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве (Россия) через находящееся там постоянное представительство.

В рассматриваемом случае белорусский ИП не имеет представительства в России. То есть и в силу положений Соглашения российская организация (заказчик) не является налоговым агентом и у нее не возникает обязанности по удержанию НДФЛ с дохода, выплачиваемого белорусскому ИП (смотрите также письмо Минфина России от 15.07.2004 N 03-05-06/201). Предприниматель согласно положениям ст. 7 Соглашения будет уплачивать налог в соответствии с законодательством своего государства самостоятельно.

Во избежание лишних вопросов со стороны налоговых органов, организации целесообразно запросить у исполнителя Справку о постоянном местопребывании физического лица в Республике Беларусь в налоговом периоде в целях избежания двойного налогообложения по форме, указанной в письме ФНС России от 05.03.2013 N ЗН-4-13/3634@.

К сведению:

Если в рассматриваемой ситуации заключается смешанный договор, по которому права на сайт изначально возникают у исполнителя и он передает их заказчику на основании отдельного договора, то такие доходы (от передачи исключительных прав) также не признаются полученными от источников в РФ.

Дело в том, что в силу ст. 1233 ГК РФ передача исключительного права (договор об отчуждении исключительного права) не относится к представлению прав на использование объектов интеллектуальной собственности (лицензионный договор). То есть ГК РФ разделяет передачу и предоставление прав для целей использования (письмо Минфина России от 13.01.2015 N 03-08-05/69524).

Таким образом, доходы, выплачиваемые лицу, не признаваемому резидентом РФ, по договору об отчуждении исключительного права, не подпадают под действие пп. 3 п. 1 ст. 208 НК РФ (доходы от передачи авторских и смежных прав). Не признаются такие доходы и «иными доходами, получаемыми налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации» (пп. 10 п. 1 ст. 208 НК РФ), поскольку исполнитель не осуществляет деятельность в РФ, результат интеллектуальной деятельности создается за пределами РФ.

По нашему мнению, доходы автора от реализации имущественных прав (к которым в силу ст. 1226 ГК РФ относятся исключительные интеллектуальные права, перечисленные в ст. 1225 ГК РФ), созданных на территории иностранного государства, не относятся к доходам от источников в РФ.

Место создания объекта авторского права определяется исходя из условий договора, а также подтверждается документами, подтверждающими резидентство физического лица (например, копией паспорта).

Мы полагаем также, что доходы от реализации имущественных прав подпадают под определение «иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности за пределами РФ» (пп. 9 п. 3 ст. 208 НК РФ). Данный вывод подтверждается письмами Минфина России от 01.09.2015 N 03-04-06/50211от 23.10.2014 N 03-04-06/53711от 28.08.2012 N 03-04-06/6-259, ФНС России от 31.10.2011 N ЕД-3-3/3550@).

Следовательно, при приобретении у резидента иностранного государства права на сайт по договору об отчуждении исключительного права не возникает объект обложения НДФЛ, поскольку доход в виде вознаграждения, установленного договором, не относится к доходам от источников в РФ (смотрите также письмо Минфина России от 16.12.2008 N 03-04-06-01/370).

Как правильно заполнить платежное поручение по уплате НДС за 4 квартал 2018 года по уточненной налоговой декларации? Какой КБК следует указать в платежном поручении? Как заполнить платежное поручение на уплату пеней с этой задолженности?

В соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ, администрируемых налоговыми органами (Приложение N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н) при добровольном погашение задолженности по НДС за 4 квартал 2018 года:

— в поле 104 указывается КБК: 182 1 03 01000 01 1 000 110;

— в поле 106 — ЗД;

— в поле 107 — КВ.04.2018;

— в поле 108 — 0;

— в поле 109 — 0;

— в поле 24 — назначение платежа, например: Погашение недоимки по НДС за 4 квартал 2018 года.

В остальном платежное поручение заполняется в обычном порядке.

Уплата пеней с недоимки по НДС за 4 квартал 2018 года:

— в поле 104 — КБК: 182 1 03 01000 01 21 00 110;

— в поле 106 — ЗД;

— в поле 107 — КВ.04.2018;

— в поле 108 — 0;

— в поле 109 — 0;

— в поле 24 — назначение платежа, например: Пени по НДС за 4 квартал 2018 года.

В остальном платежное поручение заполняется в обычном порядке.

Планируется заключение трехстороннего договора на выполнение проектных работ по строительству здания. Стороны по договору: плательщик (некоммерческая организация), заказчик (автономное учреждение), исполнитель (коммерческая организация). Оплату по договору осуществляет плательщик, права на проект получает заказчик.

Обязан ли в данном случае заказчик уплатить налог на прибыль со стоимости проекта?

Получение учреждением-заказчиком результатов безвозмездно выполненных исполнителем работ на основании соответствующего договора не учитывается в доходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

К целевым поступлениям, не учитываемым в доходах при налогообложении прибыли, относятся доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 06.10.2017 N 03-03-07/65274).

В целях налогообложения прибыли работы, услуги считаются полученными безвозмездно, если их получение не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги) (п. 2 ст. 248 НК РФ).

Объекты основных средств (производственные здания различного назначения) приобретены на торгах одним лотом. Стоимость каждого объекта в договоре купли-продажи не выделена. Имущество передается на основании актов приема-передачи.

Как определить стоимость каждого объекта для принятия к учету?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В сложившейся ситуации первоначальную стоимость объектов основных средств, приобретенных одним лотом на торгах, можно определить расчетным путем в порядке, утвержденном учетной политикой организации.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 3 ст. 139 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном п.п. 3-19 ст. 110 и п. 3 ст. 111 данного Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных приведенной статьей.

В силу положений ст.ст. 2126129139142 Закона о банкротстве основной целью конкурсного производства как ликвидационной процедуры является достижение максимального экономического эффекта при удовлетворении требований кредиторов должника, достигаемого обеспечением баланса между затратами на проведение процедуры конкурсного производства (как финансовыми, так и временными) и ожидаемыми последствиями в виде размера удовлетворенных требований.

С учетом достижения максимального экономического эффекта при удовлетворении требований кредиторов должника имущество должника следует выставлять на торги единым лотом либо объединять несколько видов имущества должника в один лот, если это является экономически целесообразным и продажа имущества должника отдельными лотами не приведет к достижению максимального экономического эффекта и максимальному удовлетворению требований кредитором в результате продажи имущества должника с торгов (постановление АС Поволжского округа от 02.02.2019 N Ф06-42630/18).

При принятии к бухгалтерскому учету имущества в качестве актива определенного вида следует руководствоваться критериями (условиями), установленными соответствующими нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. В частности, в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01), актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основного средства (далее — ОС), если одновременно выполняются условия, установленные п. 4 ПБУ 6/01.

Оприходование нового объекта ОС как факт хозяйственной жизни следует осуществлять на основании первичного документа, фиксирующего данный факт (в данном случае — акта приемки-передачи основных средств), а также на основании первичных документов, подтверждающих фактически понесенные организацией затраты (часть 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

Пунктом 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение N 34н), установлено, что имущество (а также обязательства и иные факты хозяйственной деятельности) для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежит оценке в денежном выражении. При этом оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку (абзац второй п. 23 Положения).

Согласно п. 6 ПБУ 6/01 единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, которым признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно-сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

В связи с чем приобретенное имущество — производственные здания различного назначения подлежат учету как разные инвентарные объекты.

Согласно п. 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. А в соответствии с п. 8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.

При этом нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету не устанавливают способ определения первоначальной стоимости имущества, приобретаемого на торгах одним лотом.

Организации необходимо самостоятельно определить порядок определения первоначальной стоимости для аналогичных случаев. Разработанный порядок следует утвердить в учетной политике (ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.п. 77.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

На наш взгляд, в данной ситуации первоначальная стоимость объектов ОС может быть рассчитана, например, исходя из удельного веса остаточной стоимости каждого объекта ОС в общей остаточной стоимости этих объектов.

Для этого необходимо общую стоимость имущества, сложившуюся на дату принятия к учету (сумма по итогам публичных торгов плюс расходы на регистрацию имущества и возможные прочие расходы, связанные с передачей имущества), разделить на сумму остаточной стоимости по всем объектам (из актов приемки-передачи). Далее полученный коэффициент умножить на остаточную стоимость каждого объекта. В результате получится первоначальная стоимость (фактическая цена) каждого объекта ОС на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Если в актах приема-передачи будет отсутствовать остаточная стоимость передаваемых объектов, по нашему мнению, ее можно будет запросить у бывшего собственника.

Определение фактической покупной стоимости каждого объекта можно оформить бухгалтерской справкой — расчетом стоимости принимаемых объектов ОС.

 С ноября 2020 года организация планирует продавать маркированный товар в небольших количествах, что влечет за собой переход на иной налоговый режим. У организации это должна быть общая система налогообложения, т.к. под УСН организация не подпадает по величине товарооборота. Организация хочет продолжать работать в ноябре-декабре 2020 года на ЕНВД, чтобы иметь время до 1 января 2021 года подготовить бухгалтерскую и складскую программы к переходу на общую систему налогообложения. Вести раздельный учет маркированного и немаркированного товара 2 месяца нецелесообразно ввиду больших затрат на программистов.

Как организацию могут наказать за работу на ЕНВД с маркированным товаром (его будет очень мало) в административном и налоговом плане (речь идет о лекарственных средствах, которые уже были промаркированы поставщиками)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Если налогоплательщик, осуществляющий розничную торговлю и применяющим ЕНВД, будет с ноября месяца 2020 года осуществлять реализацию товаров, не относящихся к розничной торговле, у него появятся обязательства в рамках общей системы налогообложения по уплате налога на прибыль и НДС, а также налога на имущество организаций (в отношении недвижимого имущества) за период с октября 2020 года.

В общем случае налогоплательщики-организации самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Неисполнение обязанности по уплате налогов является основанием для применения мер принудительного взыскания сумм налогов, а также пеней, штрафов.

Налоговые органы вправе, но не обязаны определять расчетным методом суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет. Оценить вероятность применения ИФНС расчетного метода в данном случае мы не можем.

Обоснование позиции:

Согласно пп. 6пп. 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — ЕНВД) может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.

В целях применения ЕНВД под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи (абзац двенадцатый ст. 346.27ст. 492 ГК РФ).

С 01.01.2020 в норму абзаца двенадцатого ст. 346.27 НК РФ включены дополнительные ограничения (п. 58пп. б п. 59 ст. 2ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», далее — Закон N 325-ФЗ).

Так, с указанной даты к розничной торговле в целях применения ЕНВД не относится деятельность по реализации, в частности, лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — Закон N 61-ФЗ).

В соответствии с п.п. 12 части 1 ст. 46 Закона N 61-ФЗ лекарственные препараты, за исключением лекарственных препаратов, изготовленных аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, должны поступать в обращение, если на их первичной упаковке (за исключением первичной упаковки лекарственных растительных препаратов) хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны наименование лекарственного препарата (международное непатентованное, или группировочное, или химическое, или торговое наименование), номер серии, дата выпуска (для иммунобиологических лекарственных препаратов), срок годности, дозировка или концентрация, объем, активность в единицах действия или количество доз; на их вторичной (потребительской) упаковке хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны наименование лекарственного препарата (международное непатентованное, или группировочное, или химическое и торговое наименования), наименование производителя лекарственного препарата, номер серии, дата выпуска (для иммунобиологических лекарственных препаратов), номер регистрационного удостоверения, срок годности, способ применения, дозировка или концентрация, объем, активность в единицах действия либо количество доз в упаковке, лекарственная форма, условия отпуска, условия хранения, предупредительные надписи. При этом в силу ст. 57 Закона N 61-ФЗ продажа фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных лекарственных средств запрещается.

Таким образом, если организации или ИП осуществляют деятельность по реализации в розницу, в частности, лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками, то поскольку к розничной торговле в целях применения ЕНВД данная деятельность не относится, система налогообложения в виде ЕНВД в отношении этого вида деятельности применяться не должна. Причем данные обстоятельства не связаны с наличием или отсутствием обязательной маркировки на продаваемых товарах, а связаны именно с фактом продажи товаров, подлежащих маркировке.

Налоговой ответственности за отсутствие обязательной маркировки на товарах не предусмотрено (глава 16 НК РФ). За отсутствие маркировки товаров предусмотрена административная (ст. 15.12 КоАП РФ) и уголовная ответственность (ст. 171.1 УК РФ).

Если налогоплательщиком, осуществляющим розничную торговлю и применяющим ЕНВД, была осуществлена реализация товаров, не относящаяся к розничной торговле в соответствии с абзацем двенадцатым ст. 346.27 НК РФ, он считается утратившим право на применение ЕНВД и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода (квартала), в котором были допущены нарушения указанных требований (смотрите письмо Минфина России от 11.12.2019 N 03-11-11/96837).

Из данного письма также следует, что организация, утратившая право на применение ЕНВД, считается перешедшей на УСН в том случае, если она уже совмещала данные налоговые режимы. Однако организация в настоящее время не совмещает УСН и ЕНВД, поэтому такое мнение финансистов в анализируемом случае принимать во внимание не следует. Схожая логика прослеживается и в более раннем письме Минфина России от 08.08.2013 N 03-11-06/2/32078.

За квартал, в котором начала осуществляться розничная торговля товарами, не относящейся к розничной торговле в соответствии с абзацем двенадцатым ст. 346.27 НК РФ (маркируемыми товарами), налоги пересчитываются исходя из правил общей системы налогообложения (ЕНВД за данный квартал платить не нужно). При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ). Смотрите также письма Минфина России от 10.06.2009 N 03-11-06/3/157от 25.05.2009 N 03-11-06/3/146от 30.04.2009 N 03-11-06/3/120, УФНС России по г. Москве от 05.05.2010 N 16-15/047178@).

Как разъясняется в письмах Минфина России, в общем случае в 2020 году в отношении предпринимательской деятельности по реализации товаров, относящейся к розничной торговле, в целях главы 26.3 НК РФ налогоплательщик вправе применять ЕНВД, а в отношении предпринимательской деятельности по реализации товаров, не признаваемой розничной торговлей, применяется УСН или ОСН (письма Минфина России от 11.12.2019 N 03-11-11/96839от 27.01.2020 N 03-11-11/4351от 11.02.2020 N 03-11-11/8723от 13.02.2020 N 03-11-11/9742от 07.02.2020 N 03-11-11/8079).

При этом в 2020 году можно по-прежнему платить ЕНВД при продаже по договорам розничной купли-продажи лекарств, которые все еще не подлежат обязательной маркировке (смотрите письма Минфина России от 19.08.2020 N 03-11-06/3/72675от 21.02.2020 N 03-11-11/12758от 07.02.2020 N 03-11-11/8092от 07.02.2020 N 03-11-11/8079).

Согласно п. 7 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей обложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными НК РФ.

Иначе говоря, если налогоплательщик, осуществляющий розничную торговлю и применяющий ЕНВД, будет с ноября месяца 2020 года осуществлять реализацию товаров, не относящуюся к розничной торговле, и при этом он не сможет применять УСН (не подал уведомление о применении УСН в ИФНС)), с октября 2020 года у него возникнет обязанность по уплате налога на прибыль и НДС в рамках общей системы налогообложения, а также налога на имущество организаций (в отношении недвижимого имущества). О том, каков порядок перехода на общий режим налогообложения, дополнительно смотрите Энциклопедию решений. Учет при нарушении условий для применения ЕНВД.

В общем случае налогоплательщики-организации самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (п. 1 ст. 52 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщики-организации самостоятельно исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Неисполнение обязанности по уплате налогов является основанием для применения мер принудительного взыскания налогов с организации или индивидуального предпринимателя, а также пеней, штрафов (п. 2п. 6 ст. 45 НК РФ).

В случаях, предусмотренных пп. 7 п. 1 ст. 31п. 5 ст. 54п. 7 ст. 166 НК РФ, допускается применение налоговыми органами расчетного пути определения налогооблагаемой базы и налога, подлежащего уплате, на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике в случаях отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги (письмо ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@).

То есть налоговые органы вправе, но не обязаны определять расчетным методом суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет. Оценить вероятность применения ИФНС расчетного метода в данном случае мы не можем.

К сведению:

Предложение о продлении действия системы налогообложения в виде ЕНВД после 1 января 2021 года не было поддержано (письмо Минфина России от 28.09.2020 N 03-11-06/3/84666). Налогоплательщики на ЕНВД, не выбравшие новый налоговый режим, будут переведены на общий режим налогообложения, поскольку снятие с учета налогоплательщиков ЕНВД будет осуществлено в автоматическом режиме (ч. 8 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ, письма ФНС России от 21.08.2020 N СД-4-3/13544@от 20.10.2020 N СД-4-3/17181@).

В письме Минфина России от 15.10.2019 N 03-11-11/78926 указывалось, что ЕНВД не учитывает масштабы экономической деятельности и применяется вне зависимости от размера фактической выручки или дохода налогоплательщика. На момент принятия решения о вводе ЕНВД отсутствовали современные технологии налогового администрирования, в связи с этим было принято решение об исчислении ЕНВД с физических показателей (площадь торгового зала, количество автотранспортных средств, количество работников и т.д.). С развитием цифровых технологий совершенствуется применение контрольно-кассовой техники в режиме онлайн-касс, у налоговых органов появилась возможность контролировать фактически полученный доход, в то время как плательщики ЕНВД по-прежнему исчисляют налог с физических показателей, что приводит к злоупотреблениям со стороны хозяйствующих субъектов.

Индивидуальный предприниматель (дата регистрации в качестве ИП 19.11.2018) зарегистрирован по месту прописки. С даты постановки на учет — 21.11.2018 в ИМНС было направлено уведомление о переходе на УСН (доходы минус расходы, 15%). Фактически этот ИП занимается деятельностью на ЕНВД — розничная торговля бытовыми электроматериалами. В качестве налогоплательщика ЕНВД поставлен на учет 19.11.2018 по месту фактического осуществления деятельности, онлайн-кассовый аппарат стоит на учете в той же ИМНС.

В связи с отменой ЕНВД с 01.01.2021 нужно ли снова подавать заявление о переходе на УСН (если оно уже было подано с даты постановки на учет в качестве ИП), или автоматически ИП продолжает свою деятельность на УСН на основе уже поданного заявления при регистрации в качестве ИП? Как быть с онлайн-кассой? Нужно ли перерегистрировать ККТ в связи со снятием с учета по месту осуществления деятельности, облагаемой ЕНВД?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Предприниматель после отмены ЕНВД вправе применять УСН в отношении розничной торговли автоматически без представления каких-либо дополнительных заявлений.

Вносить изменения в регистрационную карточку (перерегистрировать) ККТ не нужно.

Обоснование вывода:

Применение УСН

В рассматриваемой ситуации ИП принял решение и представил уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения при регистрации в 2018 году (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Помимо уведомления о переходе на УСН представления каких-либо иных документов от налогоплательщика не требуется.

Отметим, что на применение УСН переводится вся деятельность организации или ИП в целом, а не какой-либо конкретный вид предпринимательской деятельности (письмо Минфина России от 11.12.2007 N 03-11-04/2/299). При этом п. 1 ст. 346.11 НК РФ предусмотрено, что УСН применяется организациями и ИП наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах. В целях применения указанной нормы необходимо учитывать, что НК РФ предусмотрена возможность совмещения УСН с системой налогообложения в виде ЕНВД в отношении иных видов деятельности (п. 4 ст. 346.12 НК РФ).

Соответственно, в настоящий момент ИП совмещает два режима налогообложения: ЕНВД и УСН. Факт неполучения доходов, облагаемых в рамках УСН, значения не имеет.

В соответствии с п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» положения главы 26.3 НК РФ не применяются с 1 января 2021 года, соответственно, с этой даты специальный режим ЕНВД отменяется (смотрите также письмо Минфина России от 06.04.2020 N 03-11-10/27487).

Снятие с учета организаций и ИП, состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков ЕНВД, будет осуществлено в автоматическом режиме, заявление о снятии с учета подавать не надо (письмо ФНС России от 21.08.2020 N СД-4-3/13544@).

При прекращении у налогоплательщика, применяющего наряду с системой налогообложения в виде ЕНВД упрощенную систему налогообложения, обязанностей по уплате ЕНВД подавать повторное заявление о возможности применения УСН не нужно (письмо Минфина России от 15.01.2007 N 03-11-04/3/2).

Аналогичные разъяснения о том, что в главе 26.2 НК РФ не предусмотрено повторное представление в налоговый орган заявления о переходе на УСН, содержатся в письмах УФНС России по г. Москве от 16.03.2010 N 20-14/2/028385@от 27.10.2010 N 16-15/112735@, УФНС по Московской области от 05.12.2005 N 22-22-И/0312).

Таким образом, предприниматель вправе применять УСН в отношении доходов, полученных от всей предпринимательской деятельности (включая розничную торговлю) с 1 января 2021 года (после отмены ЕНВД) автоматически без представления каких-либо дополнительных заявлений.

Перерегистрация ККТ

Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее — Закон N 54-ФЗ) организации и ИП, осуществляющие расчеты, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники (далее — ККТ) в налоговых органах в порядке, установленном законодательством РФ о применении ККТ (т.е. Законом N 54-ФЗ и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом). Также пользователи обязаны осуществлять перерегистрацию и снятие ККТ с регистрационного учета в налоговых органах в установленном порядке (п. 2 ст. 5 Закона N 54-ФЗ).

При этом заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ и (или) заявление о снятии ККТ с регистрационного учета подается организацией или ИП на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган или через кабинет ККТ (п. 1 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ).

В силу п. 2 ст. 4.2 и п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ при регистрации контрольно-кассовой техники в заявлении о регистрации (перерегистрации) ККТ должны быть указаны в том числе фамилия, имя, отчество (при наличии) ИП — пользователя, его ИНН, адрес и место установки (применения) ККТ. При неизменности адреса и места установки (применения) ККТ соответствующие изменения в регистрационную карточку не вносятся (п.п. 3-5 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ, п.п. 819 Порядка заполнения формы заявления о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники, п.п. 9 и 10 Порядка заполнения формы карточки регистрации контрольно-кассовой техники, п. 76 Административного регламента).

Таким образом, если место установки кассовой техники не изменяется, то в регистрационную карточку изменения не вносятся, заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ не подается.

Работодатель передает своей профсоюзной организации в пользование помещение для проведения спортивно-оздоровительной работы согласно ст. 377 ТК РФ. Перечисление целевых поступлений от работодателя на культурно-массовую и спортивно-оздоровительную работу предусмотрено коллективным договором. Соглашением между работодателем и профсоюзной организацией предусмотрено использование части перечисляемых работодателем средств на ремонт помещения для проведения спортивно-оздоровительной работы.

Имеет ли право профсоюзная организация использовать целевые поступления от работодателя на культурно-массовую и спортивно-оздоровительную работу на косметический ремонт помещения для проведения спортивно-оздоровительной работы? Будут ли такие расходы считаться целевым использованием в налоговом учете согласно пп. 9 п. 2 ст. 251 НК РФ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В анализируемой ситуации профсоюзная организация имеет право использовать целевые поступления от работодателя на культурно-массовую и спортивно-оздоровительную работу на косметический ремонт помещения для проведения спортивно-оздоровительной работы.

При этом денежные средства, использованные на косметический ремонт помещения для проведения спортивно-оздоровительной работы, можно отнести к целевым средствам, поступление которых не облагается налогом на прибыль, при наличии раздельного учета доходов и расходов профсоюзной организации.

Обоснование вывода:

Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации установлены ст. 377 ТК РФ, согласно которой в случаях, предусмотренных коллективным договором, работодатель отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.

При определении объекта налогообложения налогом на прибыль не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ. В частности, при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ). При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Согласно пп. 9 п. 2 ст. 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью (письмо Минфина России от 10.08.2016 N 03-03-07/46859, письмо УФНС России по г. Москве от 28.01.2008 N 28-11/006638). Указанные средства целевого финансирования (целевые поступления) не учитываются в составе доходов в целях налогообложения при выполнении определенных условий:

— полученные средства использованы по назначению;

— налогоплательщики — получатели целевых поступлений (целевого финансирования) ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

По мнению финансового ведомства, при применении пп. 9 п. 2 ст. 251 НК РФ следует учитывать, что к средствам, поступившим первичным ПО в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение мероприятий, предусмотренных уставной деятельностью, относятся средства работодателей, предусмотренные ст. 377 ТК РФ, то есть на КМСОР (письма Минфина России от 31.07.2017 N 03-03-06/3/48745от 22.07.2016 N 03-03-06/3/43095).

Как указывают материалы судебной практики, для применения пп. 9 п. 2 ст. 251 НК РФ необходимо, чтобы поступление средств было предусмотрено коллективным договором или соглашением и чтобы налогоплательщик их использовал по целевому назначению (постановление Девятого ААС от 11.01.2011 N 09АП-30975/2010).

В письме от 18.11.2011 N 03-03-06/4/133 Минфин России заключил, что если лицо, являющееся источником целевых поступлений, не установило конкретных сроков и условий их использования, критерием соблюдения целевого назначения этих средств является их конечное использование на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности.

В рассматриваемом случае соглашением между работодателем и ПО прямо предусмотрено использование части перечисляемых работодателем целевых средств на ремонт помещения для проведения спортивно-оздоровительной работы. Следовательно, в данном случае ПО использует поступившие средства работодателя по целевому назначению.

Учитывая изложенное, полагаем, что денежные средства, полученные от работодателя, использованные на косметический ремонт помещения для проведения спортивно-оздоровительной работы, можно отнести к целевым средствам, поступление которых не облагается налогом на прибыль, при наличии раздельного учета доходов и расходов, связанных с проведением КМСОР.

Организация, признающая выручку согласно методу начисления в бухгалтерском и налоговом учете, оказывает услуги плавательного бассейна. Реализуются абонементы на один месяц, на три месяца, на год (с определенным количеством посещений за период и безлимитные). Возможен возврат денег в связи с непосещением бассейна.

В каком порядке признается выручка в бухгалтерском и налоговом учете по реализованным абонементам?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В рассматриваемой ситуации в бухгалтерском и налоговом учете организации выручка от оказания услуг бассейна по абонементам признается по факту оказания данных услуг (при продаже абонементов выручка не признается). Например, если абонемент предусматривает определенное количество и даты посещений, выручку целесообразно признавать в соответствующие дни. Если же обладатель абонемента имеет право на неограниченное количество посещений бассейна за оплаченный период, выручка от оказания услуг может признаваться на конец каждого отчетного (налогового) периода или ежемесячно. Организация в данном случае должна самостоятельно распределять доходы от оказания услуг бассейна по абонементам, действующим в течение нескольких отчетных (налоговых) периодов. Например, по безлимитным абонементам наиболее привлекательным выглядит вариант с равномерным признанием их стоимости в доходах в течение срока действия абонемента (по факту оказания услуг). Если же абонемент предусматривает лимит посещений бассейна, то стоимость абонемента для целей признания выручки делится на количество предусмотренных посещений бассейна.

Обоснование позиции:

Налог на прибыль организаций

При расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций подлежит учету выручка от реализации услуг, определяемая исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные услуги (без учета НДС) (п. 1 ст. 247п. 1 ст. 248п.п. 12 ст. 249п. 1 ст. 274 НК РФ).

Порядок признания доходов при методе начисления регулируется ст. 271 НК РФ, согласно п. 1 которой в целях налогообложения прибыли доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления), если иное не предусмотрено п. 1.1 указанной статьи. На основании п. 3 ст. 271 НК РФ для доходов от реализации, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату. Исключений из приведенных правил в отношении доходов от реализации услуг бассейна не предусмотрено.

Для целей налогообложения прибыли реализацией услуг организацией признается возмездное оказание ею услуг другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ). При этом согласно п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

В рассматриваемой ситуации организация реализует абонементы, дающие право на посещение бассейна в течение определенного периода времени, в том числе безлимитные. На наш взгляд, денежные средства, полученные за абонемент, представляют собой предоплату за услуги бассейна, которые будут оказаны их покупателям в течение соответствующего периода.

На основании пп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ суммы предварительной оплаты услуг, полученные налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления, при расчете налоговой базы не учитываются.

Соответственно, считаем, что по факту продажи абонементов на посещение бассейна организация в данном случае не должна признавать доход в налоговом учете. Это нужно делать по факту оказания услуг бассейна на основании абонементов (смотрите также письмо Минфина России от 27.05.2015 N 03-03-06/1/30408). Так, например, если абонемент предусматривает определенное количество и даты посещений, выручку целесообразно признавать в соответствующие дни. Если же обладатель абонемента имеет право на неограниченное количество посещений бассейна за оплаченный период, полагаем, что выручка от оказания услуг может признаваться на конец каждого отчетного (налогового) периода или ежемесячно.

Пунктом 2 ст. 271 НК РФ установлено, что по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. По производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам).

Статьей 316 НК РФ предусмотрено, что принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

На наш взгляд, приведенные положения позволяют организации в анализируемой ситуации самостоятельно распределять доходы от оказания услуг бассейна по абонементу, действующему в течение нескольких отчетных (налоговых) периодов. Например, по безлимитным абонементам наиболее привлекательным выглядит вариант с равномерным признанием их стоимости в доходах в течение срока действия абонемента (по факту оказания услуг). Если же абонемент предусматривает лимит посещений бассейна, то стоимость абонемента для целей признания выручки делится на количество предусмотренных посещений бассейна.

Официальных разъяснений и материалов судебной практики по аналогичным ситуациям нами не обнаружено.

Бухгалтерский учет

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, установлены ПБУ 9/99 «Доходы организации» (далее — ПБУ 9/99).

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества) (п. 2 ПБУ 9/99).

При этом на основании п. 3 ПБУ 9/99 не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг.

В связи с оказанием платных услуг бассейна организация должна признавать в бухгалтерском учете доход от обычных видов деятельности (выручку) (п.п. 45 ПБУ 9/99).

Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий (п. 12 ПБУ 9/99):

— организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

— сумма выручки может быть определена;

— имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

— право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

— расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

На дату продажи абонементов услуги бассейна еще не оказаны, то есть не выполняются условия признания в бухгалтерском учете выручки от оказания данных услуг (к тому же при возможности последующего возврата денег за абонемент при их получении затруднительно точно определить размер выручки). По сути поступившие денежные средства представляют собой предоплату, которая не признается доходом организации (вместо выручки в учете отражается кредиторская задолженность: Дебет 50 (51) Кредит 62).

Выручка же от оказания услуг бассейна (Дебет 62 Кредит 90) будет отражаться в бухгалтерском учете организации по факту их оказания, в зависимости от условий абонементов. Так, например, если абонемент предусматривает определенное количество и даты посещений, выручку целесообразно признавать в соответствующие дни. Если же обладатель абонемента имеет право на неограниченное количество посещений бассейна за оплаченный период, полагаем, что выручка от оказания услуг может признаваться на конец каждого отчетного периода или ежемесячно.

Порядок определения суммы выручки по услугам, предоставляемым на основании оплаченных абонементов, организации целесообразно закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Представляется, что, как и в налоговом учете, по безлимитным абонементам наиболее привлекательным выглядит вариант с равномерным признанием их стоимости в доходах в течение срока действия абонемента (по факту оказания услуг). Если же абонемент предусматривает лимит посещений бассейна, то стоимость абонемента для целей признания выручки делится на количество предусмотренных посещений бассейна.

В связи с внесением изменений в главу 21 НК РФ с какой даты — с 1 июля или с 1 октября 2019 года — предприятие обязано было применять ставку НДС 20% при оказании услуг по обслуживанию воздушных судов в аэропортах при условии, что эти аэропорты не являются международными и производят обслуживание воздушных судов, выполняющих внутренние (а не международные) рейсы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Оказываемые предприятием услуги подлежали налогообложению НДС по ставке 20 процентов с 01.10.2019.

Обоснование вывода:

Согласно пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ в настоящее время не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация услуг по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов.

Указанный пункт в данной редакции применяется с 01.07.2019 (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 25.12.2018 N 493-ФЗ (далее — Закон N 493-ФЗ)).

Ранее пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ устанавливал, что от налогообложения НДС освобождались услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание.

В свою очередь, в соответствии с пп. 2.12 п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации услуг, оказываемых при международных воздушных перевозках непосредственно в международных аэропортах РФ, по перечню, утверждаемому Правительством РФ, налогообложение производится по налоговой ставке ноль процентов. Подпункт 2.12 п. 1 ст. 164 НК РФ также вступил в силу с 01.07.2019 (ч. 4 ст. 4 Закона N 493-ФЗ).

Перечень услуг, оказываемых при международных воздушных перевозках непосредственно в международных аэропортах РФ, при реализации которых налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке ноль процентов, утвержден постановлением Правительства РФ от 10.06.2019 N 749, которое вступило в силу с 01.10.2019.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона N 493-ФЗ до утверждения Правительством РФ перечня услуг, предусмотренных пп. 2.12 п. 1 ст. 164 НК РФ, применяются положения пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 493-ФЗ.

Соответственно, пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ в редакции, действовавшей до 25 декабря 2018 года, и перечень услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, реализация которых не подлежит обложению (освобождается от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23.05.2018 N 588, применялись до 1 октября 2019 года. Об этом также говорится в письмах Минфина России от 17.09.2019 N 03-07-07/71455от 11.07.2019 N 03-07-11/51520.

В свою очередь, в письмах Минфина России от 29.11.2019 N 03-07-11/93365от 18.11.2019 N 03-07-11/89061 со ссылкой на нормы главы 21 НК РФ и Закона N 493-ФЗ разъясняется, что оказываемые в аэропортах РФ при внутренних воздушных перевозках услуги по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства подлежат налогообложению НДС с 1 октября 2019 года.

В связи с изложенным полагаем, что услуги по обслуживанию воздушных судов (не аэронавигационному), оказываемые предприятием в аэропорту, не являющемся международным, подлежали налогообложению НДС по ставке 20 процентов с 01.10.2019.

НДС, исчисленный при оказании подобных услуг за период с 01.07.2019 до 01.10.2019, на наш взгляд, возможно рассматривать в качестве излишне уплаченного налога, который подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. п. 1 ст. 78 НК РФ

Пресс-служба ИФНС России по

г. Сургуту Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры

Полезные ссылки

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ!

8 (3462) 522-005, 522-323

business@admsurgut.ru

Инвестиционный портал Сургута

Инвестиционный портал Югры