Налог на добавленную стоимость (далее – НДС) начал действовать в России с 1 января 1992 года. Порядок исчисления и уплаты налога был определен Законом РСФСР от 06.12.1991 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», где в статье 1 устанавливалось, что он представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг, и вносится в бюджет по мере их реализации. При этом ставка устанавливалась в размере 28 процентов, а налоговый период – один месяц.
С принятием Закона РФ от 16.07.1992 № 3317-1 «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России» ставки НДС дифференцировались с 01.01.1993 года на 10 процентов - по продовольственным товарам (кроме подакцизных) и товарам для детей по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, и 20 процентов - по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.
Только с 1995 года, с принятием Федерального закона от 25.04.1995 № 63-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость», статья 6 дополнилась пунктом 2, где определялось, что указанные ставки применяются также при исчислении НДС по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации.
С 01 января 2001 года на основании Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» порядок исчисления и уплаты НДС регулируется главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговой кодекс).
В первой редакции главы 21 Налогового кодекса налоговым периодом по НДС, как и утратившем силу законе, был определен календарный месяц. Вводится налоговая ставка 0%, расширяется перечень операций, облагаемых по ставке 10 %, общая ставка устанавливается в размере 20 %, а также вводятся расчетные налоговые ставки 9,09 процента и 16,67 процента.
Впервые налоговый период установлен как квартал Федеральным законом от 29.12.2000 № 166-ФЗ для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, не превышающими один миллион рублей. Для остальных налогоплательщиков налоговый период по прежнему составлял календарный месяц.
В Налоговом кодексе отсутствует определение понятия НДС, нет также определения понятия «добавленная стоимость».
Конституционный Суд РФ в своих решениях (Постановления от 28.03.2000 № 5-П и от 20.02.2001 № 3-П, Определения от 08.04.2004 № 169-О, от 04.11.2004 № 324-О и от 03.07.2008 № 630-О-П, от 05.03.2009 № 468-О-О) по вопросам, связанным с порядком исчисления НДС, указывает, что данный налог, представляющий собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
С 01 января 2004 года ставка по НДС снижена до 18 %, пониженная ставка в 10 % не изменилась.
Только Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ налоговый период по НДС установлен как квартал для всех его плательщиков.
Согласно действующей редакции Налогового кодекса налог на добавленную стоимость является федеральным налогом, в отношении которого установлены следующие элементы налогообложения:
- объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров и услуг, а также импорт товаров и выполнение строительных работ для нужд юридического лица собственными силами;
- к плательщикам НДС относятся все юридические лица и индивидуальные предприниматели, находящиеся на общем режиме налогообложения и осуществляющие операции, подлежащие налогообложению по данному налогу; условно всех плательщиков можно разделить на плательщиков «внутреннего» НДС и «ввозного» НДС;
- налоговая база – определяется в соответствии с 21 главой Налогового кодекса в зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг), а также с учетом таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;
- налоговый период – устанавливается как квартал;
- налоговая ставка - 20% - общеустановленная, когда не применимы более низкие значения; 10% - действует применительно к товарам из законодательно устанавливаемого списка, в котором числятся наиболее часто употребляемые продукты, лекарства и предназначенные для детей товары; 0 % - используется в законодательно установленных ситуациях, в том числе, при продажах за пределы территории РФ и услугах, оказываемых в связи с пересечением границы;
- порядок исчисления налога – сумма НДС определяется как произведение налоговой базы и ставки налога (ст. 166 Налогового кодекса); сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой НДС (ст. 166 Налогового кодекса) и налоговыми вычетами (ст. 171-172 Налогового кодекса) плюс суммы восстановленного НДС (ст. 170 Налогового кодекса);
- порядок и сроки уплаты налога – уплата налога производится по итогам каждого квартала за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено 21 главой Налогового кодекса.
На основании п. 2 ст. 17 Налогового кодекса в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Так, согласно п. 1 ст. 145 Налогового кодекса налогоплательщики имеют право на освобождение от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.
По смыслу данной нормы, институт освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика направлен на снижение налогового бремени в отношении лиц, имеющих несущественные обороты по реализации товаров (работ, услуг). Условием для освобождения таких лиц от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налога, является объективное обстоятельство - соответствие размера выручки налогоплательщика предельному уровню, установленному законом.
Пунктом 3 ст. 145 Налогового кодекса определено, что лица, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в п. 6 ст. 145 Налогового кодекса, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.
Традиционно налогоплательщики относя НДС к наиболее сложным налогам, в связи с чем рекомендуем обращаться на официальную страницу ФНС России (главная страница nalog.ru > налогообложение в Российской Федерации > действующие в РФ налоги и сборы >НДС), где подробно приведены нормативные акты, разъяснения по порядку расчета налога, заполнения декларации, в том числе контрольные соотношения, по которым налоговая служба определяет правильность такого заполнения, информация по срокам уплаты, льготам, а также предоставлена возможность рассмотреть разные вопросы на примерах с приведенными формулами, обратить внимание на основные виды налоговых правонарушений, посмотреть видеоматериал и оформить подписку, по которой можно получать актуальные новости по НДС.
Согласно данным Минфина России, опубликованным на официальном сайте (https://minfin.gov.ru) по состоянию на 06.10.2020, налоговые доходы бюджетной системы (рассчитываемые как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих налоговых платежей), определяемые как процентная доля ВВП, в 2019 году составили 32,64 %, в том числе (% к ВВП):
7,12 - страховые взносы;
6,45 - НДС;
5,55 - налог на добычу полезных ископаемых;
4,13 - налог на прибыль организаций;
3,60 - налог на доходы физических лиц;
2,75 - таможенные пошлины;
1,82 - прочие налога и сборы (налоги на совокупный доход, налоги на имущество, налоги и платежи, связанные с добычей полезных ископаемых (кроме НДПИ) и без учета государственной пошлины);
1,24 – акцизы.
Отсюда прямо видно, почему НДС является стратегически важным для реализации экономических и социальных программ государства.
В качестве актуальных вопросов налогооболожения на перспективу в части НДС, Минфин России в утвержденных основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов обозначил следующее:
- целесообразность возложения обязанности уплаты НДС за иностранную организацию российским покупателем - налоговым агентом для облегчения условий ведения бизнеса в Российской Федерации иностранным организациям, состоящим на налоговом учете только в связи с наличием имущества или счета в российском банке, поскольку у таких организаций будет отсутствовать обязанность по исчислению и уплате НДС и представлению налоговых деклараций в налоговые органы;
- порядок определения места реализации работ (услуг) и установление его во всех случаях по принципу страны нахождения покупателя;
- возможность добровольной постановки на учет для иностранных поставщиков с использованием НДС-офиса при осуществлении любых видов деятельности (реализации в адрес российских покупателей), доступного сейчас только поставщикам электронных услуг, перечень которых установлен п. 1 ст. 174.2 Налогового кодекса.
В 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023 годов на фоне ожидаемого восстановления экономической активности после ее снижения в 2020 году в результате пандемии коронавирусной инфекции и падения цен на углеводородное сырье Минфин России прогнозирует рост доходов в номинальном выражении с постепенным восстановлением их доли по отношению к ВВП. При этом ожидается, что доля НДС по отношению к ВВП после ее снижения в 2020 году до 6,4% , в том числе на фоне снижения объемов облагаемого импорта и предоставления отсрочек предприятиям пострадавших отраслей в последующие годы восстановится до уровня 6,6 - 6,7% за счет восстановления налогооблагаемой базы.
Таким образом, в перспективах развития экономики государства значимость НДС и его собираемости остаётся на высоком уровне, при этом приоритетные направления изменений в НДС направлены на увеличение привлекательности Российской Федерации для иностранного бизнес-сообщества.
Начальник ИФНС России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Елена Голышева